Философия

(Кант, Шиллер)

Многие исследования сходятся на том, что цивилизация - внешний по-отношению

к человеку мир, в то время как культура - внешний. Но это уместно только в

рамках деятельностного подхода к пониманию культуры, а при ценностном не

обоснованно.

Вместе с тем необходимо согласиться, что цивилизация - внешний мир. Однако,

при этом не следует противопоставлять понятия «культура» и «цивилизация»,

ибо культура как надиндивидуальная реальность также является внешней.

Есть 5 подходов к пониманию, осмыслению культуры: (см. Вопрос 2.21)

3. Вопросы по историко-философскому циклу

3.1 Возникновение философии: от мира к логосу

Античный или (древний)

Древний мир: Малайзия, Северная африка, Италия, Афины, Античная греция

Зарождение античной философии: 7-6вв. до н.э. И существование до 5 в н.э.

Восточный мир и античный мир.

Проблема становления (греч) философии и ее отделение от мифа, религии и

художественного творчества являются одной из важных проблем истории

античной философии

Общественноэкономической основой греческой культуры периода ранней классики

явился преимущественнно труд свободных граждан, которые в этот период не

был еще вытеснен трудом рабов.

Социально политической предпосылкой развития и расцвета греческой культуры

явилась полисная демократия . С падением античного полиса падает и сама

античная культура.

первоначальные филосфские и до научные представления о мире и жизни были

тесно связанны с Мифом и рели гии возникли в их лоне.

Миф есть особый тип мироощущения, специфическое, чувственное представление

о явления действительности, возникшее в древнейшие времена.

В Мифологии отнразились чаяния и мечты людей, запечатлелись их

представления омире и самой жизни.

Познание сопровождает миф, но не составляет его первичного ядра: Сущность

мифа не в объяснении, а в объективировании субъективных впечатлений и

переживаний, при котором продукты воображения как результат этого

гобъективирования принимаются за подлинные реальности внешнего мира.

Отождествляя вображаемое с реальносуществующим, идеальное с материальным…,

миф преодолевает действительность в образах фантазий.

Чувство единства с силами природы и овладение ими в воображении сплачивало

первобытный коллектив, активизировало его деятельность.

С возникновением эпоса и поэзии мифологическое отождествление превратилось

в художественное сравнение.

Сравнение явилось не только средством художественно – эстетического

освоения мира, но и оружием его познания, способом самосознания и

установления человеком своего места в окружающей его действительности. Из

художественных сравнений в последствии возникли первые научные аналогии

(Натурфилософия).

Существуют различные точки зрения о происхождении философии- из мифа и

религии, из знания.

Переход от религиозно мифологических представлений о мире к философскому

его пониманию (От мифа к логосу) означал замену произвольного

(фантастического, вымышленного) «Рассказа» обоснованной аргументацией,

разумно логическими соображениями, т.е. тем, что греками было обозначено

термином «логос».

На всем протяжении своей тысячилетней истории греческая философия

испытывала влияние мифологии, использовала ее образы, вдохновляясь ее

темой.

Философское познание, основанное одновременно на чувстве и разуме, на

интуиции и логике (на «Логосе») связанно (ка илюбое познание) с известным

риском (и выбором), но в отличии от религии, обрекающей человека на

безотчетный выбор, философия стремится к осмысленному риску и разумному

выбору, т.е. к преодолению слепой веры и основанных на ней слепого риска и

выбора произвольного характера.

Религия не допускает свободы критики и борьбы мнений, следовательно

фанатизм и нетерпимость. Философия же не может существовать вне этого.

В субъективно-психологическом плане греческая философия и наука зародились

тогда, когда Фалес попытался все многообразие удивительных повседневно

наблюдаемых явлений объяснить из единого начала («Все есть вода»).

В теоретическо-познавательном плане возникновение греческой философии

является процессом перехода от мифологического отождествления (образа и

вещи, человека и природы…) к установлению различия между ними. Этот переход

совершили первые греческие натур философы (но этот разрыв с природой был у

них не полный = представление об одушевленности первоначала вещей- вода,

воздух, о мире как о живом…) .

В их учении пререплетаются религиозно мифологические и научно философские

взгляды.

В социально-историческом плане переход от мифа к логосу был обусловлен

сменой первобытно общинного строя в классовом обществом.

7. В ранне греческой философии основной вопрос философии ставился еще не

как вопрос об отношении духа к материи, а как вопрос о том первоначале, из

которого возникают все вещи и в которые они со временем превращаются.

3.2 Философия Платона

До конца 5 в днэ основным типом древнегр фил был материализм.

Платон (427-347днэ). Афинянин, был противником аф демократии. Фил развитие

началось в школе Сократа. В городах ю. Италии и Сицилии он продолжил

ознакомление с фил элейцев и пифагорейцев. В 387г он вернулся в Афины и

основал школу (академия).

По-видимому свою лит деят начал с небольших диалогов по вопр этики. В

зрелый период им был написан трактат Гос-во, затем диалоги Пир, Теэтет,

Федон. Кпоздним работам относитсядиалог “Законы”. Ф. учение П охватывает

шир круг вопросов - о бытии, мире и его происхождении, душе и познании,

обществе, раздел труда, воспитанииЮ искусстве.

Мир чевств вещей не есть мир подлинно сущего: чувств вещи возник и

погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлиной

сущностью вещей их причинами явл бестелесные нечувств формы (идеи или

виды), постигаемые умом. По отнош к чувст вещам идеи и причины и образцы и

цели, кот стремятся вещи, и понятия об общей основе вещей каждого класса.

Т.к. чувст вещи преходящи то они должны быть обусловлеы не олько бытием,

но и небытием. Это небытие есть материя. (обл нерекращ движения,

возникновения и изменения) Матер принимает на себя идеи и превращ их во

множество ч. вещей, разделенных пространством.

Область идей представляет собой пирамиду, на вершине кот идея блага. Она

обуславливает познаваемость, сущ предметов, от нее они получ свою сущность.

Идея блага явл не только верховной причиной бытия, но и его целью

(телеология - учение о целесообразности)

Идеи вечны, ниезменны, тождественны, не зав от условий пространства и

времени.Мир ч вещей - мир вечного возникнов и гибели, движ и изменчивости,

в нем все свойства относительны, ограничены усл пространства и времени.

Знание есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на

небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то,

что знала, но в глубине эти знания остаются. Влсприятия мат предметов

напоминают душе позабытые ей знания.

Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувст восприятия, чувств

вещи отражаются лишь во мнениях, кот не дают подлинного знания. Середину

между мн и подлинным знанием занимают математ знания.Они имеют нечто

родственное чувст вещам и идеям.

Бытие - тождественное и неизменное, однако в диалогах Софист и Парменид П.

прих к выводу, что высшие роды сущего - Бытие, движ., покой, тождество и

изменение - могут мыслится только таким способом, что каждый из них и есть

и не есть, и раве самому себе и не равен., и тождественен себе и преходит в

иное. Так бытие поскольку оно рассматр само по себе - едино, вечно,

тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же поскольку оно рассм по отнош

к иному, содержит в себе различие, изменчиво , подвижно. Поэтому бытие

содержт в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще,

неизменно и изменчиво.

Противоречия есь необхо условие для побуждению души к мышлению. Искусство

побуждать к размышлению посредством выявления противоречий, таящихся в

повседневных мнениях, есть , по П., искусство диалектики.

В космогоническом ученииП утверждает, что последними эл-тами всех вещей

явл неделимые треугольники или геометрическте бестелесные атомы.

Чел душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей:

разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот

создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и

вожделениями возм при соотв воспитании. Т.к. люди не могут личными усилиями

прибл к совершенству то необходимо гос-во и законы. Гос-во основано на

разделении труда между разрядами своб граждан.

В уч. о делении граждан на разряды П руководствуется своей классиф частей

души. Раз части должен соотв разряд правителей-философов, аффектной -

воинов, вожделенной - ремесленников. Каждый разряд должен быть ограничен

выполн своих обязанностей и воздержив от вмеш в дела других.

Частная собств и семья - подрывают условия общества. Поэтому П разработал

план общежития, основанного на устранении для правит и воинов - личной

собственности, а также учение о общности жен и гос воспитании детей.

ПИР.

Федр: Эрот - древнейший бог., первоисточник величайших благ. Любовь должна

учить стыдиться постыдного истремиться к прекрасному. Недостойный поступок

...стыд перед возлюбленным. Войско или гос-во из влюбленных. Если Гомер

говорит, что некот героям отвагу внушает бог, то любязим ее внушает Эрот.

Любящие готовы умереть друг за друга (Алкестида решилась умереть за своего

мужа) Боги тоже высоко чтут преданность и самоотв в любви.

Павсаний: Эротов 2 - небесный и пошлый. Любое дело само по себе не бывает

прекр или безобразным, а смотря по тому как оно делается. Тот эрот

прекрасен, кот побуждает прекрасно любить. Пошлый эрот: это та любовь кот

любят люди заурядные - любят женщин больше чем юношей и больше тело, чем

душу.

Неб эрот - одержимые этим эротом обращаются к юношам, отдавая предпочтение

тому, что сильней от природы и наделено большим разумом. Так как любое дело

мб и прекр и безобразным, то неб любовь возникает, когда поклонник считает

справедливым окащывать уступившему юноше любые услуги, а юноша считает

справ ни в чем не отказывать чел, который делает его мудрым и добрым.,

умным и доблестным.

Эриксимах (врач): Двойственный эрот заключен в самой природе тела(больное

начало и здоровое) угождать началу хорошему - хорошо, плохому-плохо..

Гармония Врачевание, музыка, погода, земледелие.

Аристофан: Люди не знают величайшей силы эрота, иначе ему бы воздвигли

храмы. Кое-что о чел природе. Было 3 пола. Один соединял и мужское и

женское начало. Люди были рассечены пополам богами. С этих пор свойственно

людям любовное влечение, которое соединяя половины, пытается сделать из 2

одно и тем самым исцелить челов природу. Любовь это жажда целостности и

стремление к ней.

Агафон. Хочет восхвалить самого Эрота , а не его дары как делали прежние

ораторы. Эрот самый молодой, так как он обходит старость и неразлучен с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты