Философия

реальность, т.е. нов вид материи, основным свойством кот. является

непрерывность.

Все это привело к фил кризису - “Материя исчезла” Этот кризис связан с

утратой представл о материи как о веществе. Изменение массы электр при

измен условий поля или скорости, ядерные реакции - превращение в-ва в

энергию. Ужас...

Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила

обратиться к матем моделям. Некоторые предали при этом материю забвению =

идеализм. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с

механически-вещественным пониманием материи.

Был этот мир глубокой тьмой окутан./ Да будет свет!\ И вот явился Ньютон.\

Но сатана недолго ждал реванша.\ Пришел Эйнштейн - и стало все как раньше\

Диалектико-материалист понятие материи. Необходимо было освободить

категорию материи от ее будто бы неразрывной связи с понятием в-ва. Ленин

замечал, что исчезла не материя, а метафиз представление о ней.

Единственное свойство материи - “быть объективной реальностью, существовать

вне нашего сознания.” Короче “материя есть фил категория для обозначения

объективной реальности, кот дана чел-ку в ощущениях ег, кот копируется,

фотографируется, отображается нашими ощущениями (как непосредственно так и

опосредовано), существуя независимо от них” - Гольбах.

Строение материи - физич вопрос. А вопр об отнош нашего познания к миру -

это фил проблема. Поэтому нельзя дать определения центр категории теории

познания как тоько через ее соотнесение с др, столь же шир категорией -

сознанием и определением того, что из них берется за первичное. Причем

противопол мат и созн имеет абсол значение только в пределах очень огранич

области: исключительно в пределах основного гносеолог вопроса о том, что

признать превичным. За этими пределами относительность данного

противоположения несомненна”.

1.7 Концепция «Человек-Природа» в свете идеи глобального эволюционизма.

Аксиологический аспект современной эволюционной пародигмы.

Возникновение общества. История чело общества в опред смысле являет

картину его изменяющегося взаимод с природой. Однако общество не сущ

изначально. История его возникнов не отделима от истории становления самого

человека. Являясь частью прир человек постепенно, в поцессе труда и общения

формир как социальное существо. Этот проц имеет своим началом выделение чел

из животного мира, формир у него социальных побудит мотивов вповедении. В

силу вступает наряду с естеств и социальный отбор. (применительно к

сообществам) Выживали те сообщества кот подчинялись опред социально

значимым требованиям: сплоченности взаимопомощи... Это социально значимое

закреплялось естеств отбором и передачей опыта. В преобразов первобытного

стада в челов общество все большую роль играли соц закономерности на фоне

действия биологич. Это осущ в первую очередь в проц труда.

Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общ

способ деятельности.

Труд есть процесс, совершающийся между чел и природой, процесс, в кот

человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и

контролирует обмен в-еств между собой и природой. Т.о. труд - та главная

мат сила , кот вела к возникнов и формированию собственно человеческой

жизни - общества. Однако ее действие было бы невозможным без формирования

языка., кот является важнейшим средством осущ трудового процесса.

Прир Среда - естественное условие жизни общества. История Земли и история

человечества - это две главы одного романа”-Герцен. Общество явл частью

более обширного целого- природы. Чел живет на земле в пределах тонкой ее

оболочки - географ Среды. Она есть зона обитания чел и сфера прилож его

сил. Географ седа - это та часть пр, котрая составл еобходимое условие

жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общ производства. Вне ее наша

жизнь евозможна.

С самого возникнов челов общество изменяло окруж природу и само менялось

под ее воздействием. Воздействие общ на прир обуславливается развитием мат

производства, науки и техники, общ потребностей. При этом происходит

расширение рамок геогр Среды, накопление новых свойств, все более

отдаляющих ее от девственного состояния. Если лишить соврем геогр среду ее

свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить совр общество в исх

природные условия, то оно не сможет существовать.

В свою очередь и геогр среда влияет на развитие общества. Сравним развитие

народов севера и юга, тропиков. Геогр Среда оказывает влияние на

хозяйственную специализацию стран ирайонов. Так, если в усл тундры насел

занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Влияние

геогр Среды на общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков,

чем слабее силы общества, тем больше его зав0ть от геогр Среды.

Ограничивается ли Среда жизни обществалишь географ средой? Нет.

качественно иной естеств средой его жизни явл сфера всего живого -

биосфера. В р-те длит эволюции биосф сложилась как динамическая, внутренне

дифференцированная равновесная система. Она развивается вместе с эволюцией

Вселенной и всего живого.

Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его

влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется

переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой

сферу живого и разумного. Ноосфера т.о. новая особая реальность, связанная

с более глубокими и всесторонними формами преобраз воздействия общества на

природу.

Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с

внешними условиями его обитания с целью поддежания динам равновесия системы

“общество-природа”.

Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл

ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-

прир. “Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу

она мстит. Каждая из этих побед меет правда в первую очередь те

последствия, на кот мы расчитывали, но во втор и в третью очередь совсем

другие, непредвиденые последствия, кот очень часто уничтожают значение

первых.” Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней.

Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания,

расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно

обострять в нем чувство ответственности за преобоазующее воздействие на

нее. Здесь находит отражение общефил прнцип: “чем полнее свобода, тем выше

ответственность”.

В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел иного способа

мышлеия, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это прежде

всего означает, что челов должно осознать себя как единое целое в своем

отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и

гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом.

Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих

проблем. В соврем обществе потреблеия решение эколог проблем невозможно...

1.8 Проблема взаимоотношения философии инауки. Понятие методологии и ее

роль в развитии научного знания.

Эмпирическое и теоретическое. В науке разл эмпир и теорет уровни

исследования. Это различение имеет своим основанием 1. - методов познав

активности;2. - характер достигаемых результатов. Эмпир исследование

предполагает выработку программы исследований, организ наблюдения и

экспериментов, описание и обобщение экспер данных, их классификацию,

первичное обобщение. Словом для эмпир познания характерна фактофиксирующая

активность. Теорет познание - это сущностное познание, осуществляемое на

урове абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия,

категории, законы, гипотезы... Исторически эмпир познание предшествует

теорет, но только этим путем нельзя достигнуть полного и истиного знания.

Эмпир исследование, выявляет все новые даные наблюд и эксперим, ставит

перед теорет мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему

совершенствованию. Однако и обогащающееся теорет знание ставит перед

наблюдеием и эксперим все более сложные задачи.

Всякое наблюдение начин не со сбора фактов, а с попытки решения какой-то

задачи, в основе кот всегда лежит известное предположение, догадка,

постановка проблемы.

Постановка проблемы и иследов программа. Люди стремятся познать то, чего

они не знают. Проблема - это вопрос, с кот мы обращаемся к самой природе, к

жизни , к практике и теории. Поставить проблему порой не менее трудно, чем

найти ее решение: правильная постановка пробл в известной мере направляет

поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему

и пытается решить ее , он неизбежно разрабатывает и исследов программу,

стороит план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого

ответа на свой вопрос. этот предполаг ответ выступает в виде гипотезы.

Наблюдеие и эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное, направленное

восприятие, имеющее целью выявление сущ свойств и отношений объекта

познания. Оно м.б. непосредств и опосредованым приборами. Наблюдение

приобретает научное значение, когда оно в соотв с исследов прогамой

позволяет отобразить объекты с наиб точностью и может быть многократно

повторено при варьировании условий.

Но чел не может ограничиться ролью только наьлюдателя: наблюдение только

фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует эксперимента, с

помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в

определенным образом заданые условия, отвечающие целям иссследования. В

ходе экспер исследователь активно вмешивается в исслед процесс.

В процессе н познания применяется и мысленный эксперимент, когда уч в уме

оперирует опред образами, мысленно ставит объект в опред условия.

Экспер дусторонен. С одной стор он способен подтведить или опровергнуть

гипотезу, а с др - содержит возможность выявления неожиданных новых данных.

Т.о. эксперим деятельность облад сложной структурой: теорет основы экс -

научные теории, гипотезы; мат основа - приборы; непосредственное осущ

экспер; эксперим наблюдеие; колич и кач анализ рез эксперим, их теорет

обобщение.

Необход условием н исследования явл установление фактов. Факт, от factum -

сделанное, совершившееся. Факт - это явление материального или духовного

мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность

какого-либо предмета, явления, свойства или отношения. “Факты - это воздух

ученого”, - говорил Павлов. Самое характерное для научного факта - его

достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда

оказываются опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например свид

показания.Люди говорят об одном и том же, но как по разному. Т.о.

очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности

факта.

Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть подвергнуты

отбору, классиф, обобщению и объяснению, тогда они включатся в ткань науки.

Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для н анализа явл не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты