Философия

применить в социологии. Какие же это методы? Основной метод - физика. Физ.-

это теорет знание, кот позволяет контролировать процессы, Особенность физ.

- соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Развитая физ предполаг 2

уровня знания: 1.Эмпирические обобщения 2.Объясняющая теория. Между этими

уровнями сущ строгая лог связь - Эмпир обобщение есть лог вывод из объясн

теории. Необходимо ихвзаимоподкрепление.

Метод соц науки должен стать точной копией методов физ.

Герберт Спенсер (1820-1903) Он подобно Конту поставил зад создать

синтетическую фил без самой фил. По Сп это всяфил , но без метафизики.

(т.к. метаф - это попэтка судитьо мире вещей, кот непознаваемы). Стержнем

единства знаний людей явл идея эволюции. Процесс эвол означает возрастание

определенности вида. Сп выводил эволюцию из закона сохранения и превращения

энергии, а последний из зак сознания., т.е. псих привычки человека.

Чел имеет дело со сплошным потоком впечатлений - этот поток - основа

закона сохранения.

Он пытается применить идею эволюции при рассмотр теор познания: Он

полагает, что наша иллюзия врожденных идей есть р-т накопленной

наследственности. То, что для вида апостериорно для индивида априорно. Т.е

в истор развитии опыт приводит к возникнов нов зн., а затем это новое

усиливается и передается как априорное.

Эмпириокритицизм - теория критики опыта. Главное назначение этой критики -

выяснение существа дел. ЕЕ цель - очистить опыт от метафизики. Основатели

Авенариус и Мах считали осн законом познания - экономию мышления.

Пытались очистить понимание опыта от таких понятий как материя,

субстанция, необходимость причинность и др рассудочных понятий. В итоге

эмпириокр. выдвигает представление о мире как сов-ти нейтральных эл-тов и

ничьих ощущений. Мир - это опыт, а структуру опыта составл ощущения.

Сами по себе эл-ты мира нейтральны (к материи сознанию), различие их

функционально: одни и те же эл-ты мира составл физ реальность, и в этом

случае они связ цепью физ причинности. Психолог эл-ты связаны цепью

мнемонической причинности и проявл в том, что мы наз памятью.

Т.о. Э. исходит из феноменологического понимания псих и физического

понимания того, что непостредственно дано нашему сознанию, но не учитывает

генезис самого сознания.

- субъективный идеализм.

Неопозитивизм. или логический эмпиризм - Рассел, Витгенштейн, Шлик,

Карнап, Франк, Нейрат. Гл идейным источником нп. был махизм. Но если

махисты отстаивали “биолого -экономическую” теорию познания и видели в

науке метод упорядочивания ощущений(элементов), то нп выдвинули новое

понимание научного познания, как лог конструкции на основе чувственных

содержаний.(чувств данных). Изгоняли из ф. метафизику. Фил имеет право на

сущ не как мышление о мире, а как “логический анализ языка.”

Позитивисты считали основной вопр фил а также др коренные вопр фил

неразрешимыми из-за слабости чел разума, махисты - что осн вопрос ф.

снимается и разрешается учением о нейтр элементах, нп.- заявляют, что и осн

вопрос ф. и вообще пробл, считавшиеся ранее фил, - это мнимые проблемы, кот

нужно отбросить как лишенные научного смысла.

Все наше знание о мире дают только конкретные науки. Фил не может

высказать о мире ни одного нов положения, не мож создать никакой картины

мира. Ее задача - лог анализ и прояснение полож науки, в кот выражаются

знания о мире.

Сведению фил к лог анализу нп обязан Б Расселу, кот воспользовался при

этом достиж матем логики. Попытавшиь дать строгие определ матем понятий он

пришел к ыводу , что вся матем м.б сведена к логике. Далее Р придал более

шир значение методу лог анализа и объявил, что “логика - это сущность фил”.

Витгенштейн развил эту идею, указав, что фил состоит в лог анализе языка.

Отождествляя всю фил с лог анализом яз, нп исключают из сферы фил почти

вся ф. проблематику и тем самым практ ликвидируют фил.

Одной из важн задач явл отделение предлож которые имеют смысл, от тех кот

лишены его с научной точки зр, и т.о очистить науку от бессмысл

предложений. Нп различают 3 типа осмысл предложений 1.высказывания об эмпир

фактах (если говорят о фактах и ни о чем более) 2. предлож, содержащие лог

следствия этих высказываний и построенные в соотв с лог правилами (могут

быть сведены к выск о эмпир фактах) 3. предложения логики и матем ( не

содержат выск о фактах, не дают нового знания о мире, неободимы для

формального преобраз уже имеющегося знания)

Чтобы выяснить имеет ли предл смысл необходим спец метод - верификация

Суть в сравнении предлож с действительностью, указании конкретн условий,

при кот оно истинно или ложно. Метод проверки еще и устанавливает смысл

предложения “значение предложения закл в методе его проверки” Фактическая

истина состоит в соотв высказывания факту. Предложения же типа “душа чел

бесссмертна” бессмыслены т.к. не могут быть проверены.

Под фактами нп понимают ощущения, переживанияч, словом сост сознания.

Утверждение о том, что роза, аромат кот я вдыхаю, материальна, равно как

утверждение, что она лишь плод моего воображения - одинаково лишены смысла.

Буду ли я считать ее мат или идеальной это не повлияет на факт , что я

чувствую ее аромат и она не станет от этого пахнуть лучше или хуже”. Значит

в проц верификации можно сравнить предложение только с чувственными

содержаниями и данными ощущений или преживаний. Оказалось ,что ни один

научный закон, ни одно общее утверждение типа “все люди смертны” не м.б.

верифицированы, так как вер всегда относится к конкр. эмпир факту. В силу

субъекетивизма вериф истины полож науки оказались в зависимости от оценки

каждого субъекта, производ вериф. Поэтому было предложено считать предлож

верифицированным, если несколько авторитетных исследов согласны считать его

таковым. Т.е критерий истины - согласие исследователей.

Затем было предложено для выясн истинности предл. сравнивать его с друг

предложенияим. Понимание истины как соотв фактам начало уступать место

взгляду на истину как на соглоасованность предложения с системой др

предложений., что не мб основой знания

Неоидеалистические течения. (Неокантиантство, неогегельянство)

некантинское философское течение, возникшее в 60-х гг. XIX вв. в Германии,

развивающее отдельные положения кантовской философии в духе последеователей

идеализма.

Основные принципы неокантианства сводятся к:

трактовке философии исключетельно как к критике познания

ограничению познания сферой опыта и отказу от притязаний антологии на

статус научной дисциплины

признанию обуславливающих познания априорных форм.

возникновение Н. связано с двумя книгами (1865 г.): Либмана «Кант и

Эпигала», Ланге «Назад к Канту»

В программах раннего Н. (Ланге) была сформулирована задача –

противопоставить распространившемуся в то время материализму критический

идеализм Канта соответсвующим образом переработанный и дополненный

результатами физиологических исследований.

Основную заслугу Канта Л. видит в выдвижении положения о том, что не наши

представления согласуются с познаваемыми предметами, а наоборот =>

материализм не правомочен как философское учение о природе объективной

действительности, так как такие его понятия как материя, атом, сила и т.д.

являются лишь вспомогательными средствами, которые мы сами создаем с целью

понять мир. По мнению Л., физиология органов чувств показала, что то, что

Кант называл априорными органами познания, вытекает из психо-

физиологических особенностей человеческого организма. Следовательно, нет

оснований предполагать, что действительность такова какой мы ее

воспринимаем.

3.12. Феноменологическая традиция (Э.Гуссерль, М.Хайдеггер).

Хайдеггер (1879-1977) (см. Кн. Стр. 255)

Э. Гуссерль (1859-1938) - немецкий философ - основоположник феноменологии

Гуссерль указывал, что посвятил себя обоснованию человеческого знания.

Пришел к выводу, что логику и математику следует трактовать как науки,

которые совершенно независимы от опыта и потому совершенно отличны от

психологии.

развил «чистую феноменологию» - процедуру, основывающуюся исследовании

содержания собственного сознания субъекта.

определил в своих логических исслеодваниях основной объект философского

исслеодования - научное знание. Стремился построить науку о науке. -

Выяснить вопрос об объективности познания - вот главная проблема теории

познания.

Для этого необходимо использовать то, что он называет феноменологическим

методом. Он исходит из того, что философия должна быть логикой научного

познания, учением о науке. А так как наука направена на изучение знания, в

котором содержится истина, следует, вопрос, что такое истина?

Г. Понимает истину как нечто абсолютное, как нечто истинное «само по себе»

Для выяснения истины требуется феноменологический анализ, которыцй состоит

в осмыслении того, чем вообще является мышление и познание.

Г. Не сомневается в сущетсвовании окружающего мира. Это он называет

«естественной установкой», которая представляет собой непосредственную

уверенность в том, что сущетсвует объекитвный мир и мы в состоянии

описывать ход материальных процессов, т.е. иметь свой опыт.

Подобно миру, который рассматривается во времени, существует горизонт,

бесконечный в обоих направелниях.

Цель Гуссереля - «Феноменологическая редукция» естественной точки зреня:

Это делается посредством «заключения в скобки» или игнорирования нашей веры

в тотальность объектов и вещей, к которым мы относимся с естественной точки

зрения, и вместо этого обращения внимания на наши переживания их.

заключать вещи «в скобки» не означает, что мы сомневаемся в их

существовании, а только то, что мы разъеденены с ними, оно есть

определенное воздержание от суждения.

это «заключение в скобки», или воздержание, Г. Называет термином «эпохе»

Осуществление феноменологического эпохе дает возможность мне быть свободным

от использования каких-либо суждений, которые касаются поространственно-

временного существования. В этом состоит первый этап редукции.

Второй этап заключается в том, чтобы описать структуры, остающиеся после

того, как процедура, «заключения в скобки» прошла.

Таким образом, посредсвом феноменологической редукции возникает

феноменологическое (чистое) сознание.

его отличительные особенности определенные сущностные структуры, которые

выступают вннутренним закономерностями сознания, его принципами,

механизмами функционарования.

рассматривая сознание как совокупность сущностей Г. Понимает его как поток,

как нерушимую целостность.

Сознание выступает в виде потока переживаний. Элементы переживаний

называются феноменологией

Понять феномен как целостность, интуицией, т.е. непосредственно войти в

поток сознания.

Важным для феноменологии является понятие интенциальности, которая

характеризует психические феномены. В нем выделяют разные аспекты:

а) предметный аспект сознания = ноэма (возникновение предмета состоит из

серии воспороизведений, которые соединяются в единство деятельности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты