Философия

роль в единой системе бытия и исполнять ее с большой ответственностью.

Особенно тревожно стоит вопрос об ответственности каждого человека за

судьбы человечества, за бытие человеческого рода и человеческой

цивилизации, за планету земля.

2.9 Биологическое и социальное в человеке

1. Человек- часть природы и он характеризуется рядом биологических

признаков

а) Анотомические особенности как биологического вида:

Прямая походка: позволяет человеку охватывать взглядом окружающую

обстановку, освобождает передние конечности

Цепкие руки позволяют выполнять сложные и тонкие функции

Взгляд, позволяющий видеть в 3-х измерениях

Большой мозг и сложная нервная система

Сложный механизм голосовых связок, строение гортани, губ, способ речи,

языка

Длительная зависимость детей от родителей

Пластичность врожденных импульсов и потребностей, возможность

приспособления потребностей к средствам их удовлетворения.

Б) Жизнь человека подчиняется биологическим законам

Биоорганизация человека есть результат развития длинного ряда его предков

(животное, обезъяна-люди, гомениды, современный человек)

Человек, в отличие от животных, имеет такие биологические структуры,

которые служат материальными предпосылками для развития чисто человеческих

особенностей: возникают органы, позволяющие человеку трудиться (рука, мозг

и прямая походка)

2. С другой стороны, человек – социальное существо. Человек обладает

качественными надбиологическими образованиями, которые формируют социальную

характеристику человека. К ним относят: труд, мышление, сознание, эмоции,

воля.

3. На проявление многих биологических параметров могут влиять и социальные

параметры, например продолжительность жизни.

4. Включенность человека сразу в 2 мира – в мир общества и в мир

органической природы – порождает немало проблем, как касающихся актуального

существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека.

Какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании

способностей, чувств, поведения, действий и как осуществляется взаимосвязь

биологического и социального в человеке

Какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия

между людьми и группами людей

5. В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке

высказывается широкий спектр мнений, заключенный между 2 полюсами:

Концепциями человека, которые принято называть биологеуатарскими

(натуралистическими) сторонники которых абсолютизируют роль естественных,

биологических начал в человеке (например расизм – в главном природа

человека определяется рассовой принадлежностью, социал-дарвинизм – попытка

объяснить явления социальной жизни, опираясь на учение Дарвина)

Социологеуаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего

лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение

(марксизм)

2.10 Человек в мире повседневности

Повседневный мир

1.

Не замечается людьми, очень привычен

Всегда игнорировался

В его рамках: и искусство, и наука, и мечта

2. Повседневность стала объектом внимания философов только в ХХ веке.

Основоположник – Эдмунд Гуссерль – «жизненный мир»

3.

Сфера понятий, теорий, чаще даже «более истинная»

Но на самом деле, «мир теорий» – лишь часть повседневности, вырастающая из

нее и становящейся ее собственной.

Аналогично «мир искусства», «мир мечты и грезы», «мир потустороннего».

Повседневность источник и вместилище любых других вариантов реальности

Следовательно, мир повседневности – единый универсум, обладающий своими

внутренними законами и характеристиками.

4. Интерсубъективность – лишь в общении, лишь в контакте с людьми

5. Обыденная действительность соткана из значений, которые мы придаем вещам

и отношениям.

6. Интерпритация и переинтерпритация

Проблема понимания

Сложная внутренняя структура

7. Хотя и сложная структура, но единый функционирующий организм. Некоторое

количество инвариантов, определенное актуальное отношение большинства

членов общества к природе, к потустороннему и т.д… Они создают общее

мировоззрение, исходную в основных чертах картину мира

8. Обыденный мир – мир прогматический:

Люди заботятся о собственной выгоде, о качестве жизни и т.д.

Целедостижения, связанные с межчеловеческими отношениями

З-и практических самореализации в разных сферах деятельности

9. Рецептуарность, стандартность – важнейшие черты обыденного сознания

Банальность

10. Специфика обыденного сознания

На веру «общие места», «очевидности»

«вокруг субъекта» – в противоречие с тем, что научно-теоретическое познание

хочет получить знание как об объекте

здравый смысл => оценивать меняющуюся ситуацию

Обыденное сознание не сводится только к компоненту знания. Это мир

переживания. Эмоционально-окрашенное состояние внутреннего мира

1. Экзист. проблемы рождаются в ходе повседневной жизни каждой личности.

Повседневный мир никогда не обеспечивает полной безконфликтонсти развития

сознания, т.к.

Набор установок обыденного сознания включает в себя множество

противоречивых друг другу утверждений => необходимость выбора

Жизнь порождает новые ситуации, не предусмотренные житейской мудростью

Необходимо личное прочуствование и осмысление

2. Повседневаная жизнь – не только привычное существование

Открытия, потрясения, разочарование

«высшие точки» бытия

перед лицом фундаментального выбора: «быть или не быть?»

3. Спектр экзист. проблем

жизнь, ее онтологическая внедренность в других измерениях действительности,

выход за повседневный мир

смерть

Кто Я? Смертен или нет? Как складывается мое Я?

коммуникция, межличностное общение

темы страха, стыда, любви, свободы и т.д.

Философия в повседневном мире прежде всего привлекают экзист. проблемы, ибо

они тесно связанны с переживанием человеком собственного пребывания в мире,

своего бытийствования, как жить, зачем жить? Что значит жить счастливо? И

т.п. Именно экзаит.проблемы повседневно решаемые людьми на уровне

обыденного сознания и живого переживания становятся предметом специального

изучения

Кто обращается к экзист.проблемам в истории философии.

Сократ – проблема добродетели, возлагал надежду на спасающую роль знания

Эпикур – проблема счастья

Средневековье – мир обыденности, увиденный через бога

Возрождение – человек – живой, «сын своего времени»

Новое время – Паскаль, Юм, Руссо

19.в – Фейтербах, Кьеркегор

20.в – экзистенциализм, Хайдегер, Х.Ортега, Гассет.

2.11 Человек: свобода и ответственность

Индивид --- единичный представитель человечества, безотносительно к его

реальным или антропологическим особенностям. Родившийся реб - индивид, но

не личность, так как не обладает индивидуальностью. Индивид стан личностью

по мере того, как перестает быть единицей чел рода и приобретает

относительную самостоятельность. Ин есть существо общественное и всякое

проявление его жизни яв проявлением общ жизни. Это понятие общеродового

признака. Он безличен. Начиная высказывать какие-то качества, мы начинаем

выделять группы. Чем понятие конкретнее, тем оно богаче по содержанию и

меньше по объему. В конце мы придем к единственному представителю чел рода,

персонификации. Это и есть личность.

Индивидуальность --- неповторимый, самобытный способ существования

конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности.

личность социальна по сути и индивидуальна по способу выражения.

Индивидуальность выражает собственный мир индивида, особый жизненный путь,

по происхождению и форме носит инд характер. Сущность индивидуальности

раскрывается в самобытности индивида, его способности быть собой в рамках

окр соц среды. В развитии индивидуальности важна роль врожденных качеств и

способностей, но она опосредована соц факторами.индивидуальность есть

целостная система, диалектического взаим качеств общих, типических

(общечеловеческих природных и соц признаков), особенных (конкретно-

исторических, формационных) и единичных (неповторимость телесных и

психических характеристик).Индивидуальность есть высокая ценность, так как

их многообразие, состязательность представляет собой условие прогресса.

Индивидуальность меняется в процессе жизни чел.

В настоящее время сущ 2 концепции личности: личность как функциональная

(ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика.

Первая концепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция

однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его

внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел.

Сущностная концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное

выражение общ отношений и функций людей, субъект познания и преобразования

мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц норм.

Личностные кач чел в таком случае есть производное от его соц образа жизни

и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый

человек.

Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее

в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел

продуктивной активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий,

поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности

самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка

в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот

складывается неповторимая специфика личности. При этом только в

деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он

остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии на свой счет, но то,

чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И

именно по нему другие люди могут оценить его личность.Соц-деятельная

сущность лежит в основе социализации инд, в процессе которого и формируется

личность.

Социализация есть процесс усвоения социального опыта, через включенность в

жизнь общ. Соц осущ в филогенезе (формирование родовых св-в и качеств

человечества) и онтогенезе (форм конкретной личности). Лич --- всегда в

процессе формирования, застывшая лч есть деградация.

Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических

задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - "Я". Это Я

определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих

интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования

убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир

соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести,

справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ

его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то,

каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть.

Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты