Философия

самостоятельных видов знания. Среди них магические искусства, хронологии,

логика/риторика, этимология, граматика, наука чисел, астрономия, военная

наука.

В особую область знания складывается и философия (но самостоятельного

термина еще нет), сохраняя (в упанишада) смльную зависимость от религии -

миф сознания. На первое место в упанишадах выдвигается второстепенное

божество ведического пантеона - брахман. Содержанием философии в упанишадах

становится обсуждение таких фундаментальных проблем, как место и назначение

человека в сфере окружающего бытия, границы и возможности его

познавательных способностей, нормы поведения.

Содержатся такие сведения и об учениях, склонявшихся к материализму и

атеизму, но обычно они объявляются ошибочными.

Среди всех вопросов доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с

помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека.

Исторический ход формирования таких понятий примерно выглядит так:

Пища (анна), как основа любой жизни, сама жизнь;

тот или иной конкретный вещественный элемент, чаще всего вода, или

совокупность вода-вохдух-земля-огонь-эфир;

внутрення природа вещей в нескольких местах говорится о бытии вообще (Сат)

и небытии (Асат),

эпизодически упоминается материи (прадхана).

Господствующее место в упанишадах занимает учение, полагающее в качестве

первопричины и первоосновы дух начала - Брахман, или Атман. Брахман - для

выражения объектного аспекта конечной реальности (Бог, вездесущий дух),

Атман - субъект ее аспекта (душа). Но имеются сильные расхождения при

детальном раскрытии природы Брахмана-Атмана (чистый дух иногда наделяется

антропоморфными качествами - бытием, сознанием, блаженством и т.д.)

Рассмотрению собственно материального мира в упанишадах уделяется

сравнительно мало внимания. Наиболее общим здесь является признание

изменчивости, непостоянства всех материальных процессов их временного,

преходящего следовательно неистинного характер, Они объявляются лишь

проявлением, модификацией духовного абсолюта и различаются лишь по имени и

форме.

Говорится об исключительности бытия (возникновение, созидание

действительности, растворение в Брахмане-Атмане). Мир в целом и все

конкретные вещи в нем состоят из пяти веществ первоэлементов (огонь,

вода...) Принцип мировой закономерности выражается в концепции дхармы.

Рассмотрение психических, душевных явлений занимает в упанишадах довольно

видное место. Признается сложность структуры человеческой психики,

раскрываются различные ее компоненты (сознание, воля, память, чувство...),

их соотношение, взаимодейтсвие.

Центральный вопрос в теории познания упанишад - разделение знания на 2

вида: низшее и высшее. Низшее знание - это знание эмпирической

действительности, отрывочное фрагментарное, следовательно, неистинное.

Высшее знание - это сознание духовного абсолюта. Именно, это знание дает

власть над миром.

В области этики в упанишадах преобладает проповедь пассивно-созерцательного

отношения к миру: высшим счастьем провозглашается избавление души от всех

мирских привязанностей.

Впервые в упанишадах большую роль начинают играть концепции переселения душ

и воздаяние за прошлые деяния (Карма). Поведение человека определяется

нравственным законом дхармы.

Социальное возззрения в упанишадах представленно крайне скудно. Главное в

них признание незыблимости варнового (кастового) деления людей. Упанишады

играли огромную роль во всей истории индийской философии, став фундаментом

для всех последующих филисофских учений.

Основным источником философкой мысли более позднего - имперического периода

– является эпическая поэма «Махабхарота». Здесь появляются уже развернутые

и цельные философские концепции, дающие более или мение единую трактовку

основных мировоззренческих проблем.

Главное значение среди этих концепций в эпосе приобретает учение Санкхьи и

тесно связанный сней Йоги. Основу их составляет положение о пракрите или

прадхане (материя, природа), как источники всего наличного бытия (в том

числе психики и сознания) и независимом от нее и незатрагиваемом ее

модификациями чистом духе – пуруше.(= Брахман, атоман).

«Бхагавад-Чита» (= «Божественная песня», - один из текстов «махабхароты»)

начинается с описпния того как перед началом решающей битвы двух враждующих

кланов, перед эпическим героем (Арджуном) встает вопрос о жизни и смерти, о

смысле и сути бытия, его охватывают сомнения в целесообразности и

допустимости братоубийственной войны. Сомнения и колебания Арджуны

рассеевает бог Кришна, который объясняет ему различие между истинным бытием

и земным миром. Его поручения и доводы и составляют по сути дела основное

содержание «Бхагавад-Читы».

Важная особенность индийских религий – их интровертивность, т.е. явственная

обращенность вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на стремление и

возможность личности найти собственный путь к цели, спасение и освобождение

для себя. Пусть каждый человек - лишь песчинка, затерявшаяся среди многих

миров. Однако эта песчинка, ее внутреннее "я", ее духовная субстанция

(очищенная от вульгарной телесной оболочки) столь же вечна, как и весь мир.

И не только вечна, но и способна к трансформации: потенциально она имеет

шансы стать рядом с наиболее могущественными силами мировоздания, богами и

буддами. Отсюда акцент на том, что каждый - кузнец своего счастья. Основы

религиозных систем Индии были результатом синтеза примитивных верований

протоиндийцев. Центр тяжести их религиозной активности приходится на

ритуалы жертвоприношений в честь богов и на связанные с этим культовые

отправления. Сложная и со временем все усложнявшаяся практика жертвенного

ритуала была тем импульсом, который вызвал к жизни священные тексты ариев,

оформленные в канонической форме в виде вед. Со временем религия вед

заменяется брахманизмом. Брахманизм как система религиозно-философских

взглядов и ритуально-культовой практики - прямой наследник ведической

религии. В брахманах-комментариях делался акцент на существование прямой

связи между долголетием и бессмертием, с одной стороны, и количеством и

качеством жертв - с другой: жертвенная еда это и есть пища бессмертия. Был

разработан обряд дикши, цель которого - разделить индивида на материальную

оболочку и духовную, бесмертную субстанцию. Считалось, что тот, кто

совершил этот обряд, тем самым получал право на второе рождение. В

коментариях-брахманах наряду с описаниями обрядов и магических символов

немалое место занимали умозрительные абстракции, элементы философского

анализа. Еще больше такого рода абстракций содержалось в примыкавших к

брахманам араньяках (лесных книгах), текстах для отшельниковаскетов.

Араньяки были тем истоком, с которого началась литература упанишад -

философских текстов Древней Индии. О каких же проблемах шла речь в

упанишадах? В первую очередь, о проблеме жизни и смерти, о мировоздании и

космогонии, о тесных взаимосвязях человека и космоса, людей и богов. Что

есть носитель жизни? Вода, без вечного кругооборота которой нет и не может

быть живого? Пища, без которой живое не может существовать. Огонь, тепло,

являющиеся условием жизни? Или, наконец, дыхание, прана - ведь без него

нельзя обойтись ни ,(-cbk? В упанишадах серьезное внимание уделялось

проблеме сна, причем состояние глубокого сна рассматривалось как нечто

вроде грани между жизнью и смертью. На этой грани жизненное начало человека

(джива) и "достигает самого себя" и "освобождается от утомления", а

духовная субстанция человека, его душа как бы отделяется от него. А что же

по ту сторону жизни, там, где душа окончательно покидает бренные останки

некогда живущего человека? Что такое смерть? Идея вечного круговорота

жизни, жизненного начала подтолкнула, видимо, древнеиндийских философов к

мысли о закономерном круговороте жизни и смерти вообще и человека в

частности. Суть этой концепции в том, что смерть - это не конец и тем более

достижение блаженства или успокоения. Это просто некий разрыв

непрерывности, элемент бесконечного круговорота, за которым рано или поздно

следует новая жизнь.

Религиозная философия упанишад в середине I тысячелетия до н.э. как бы

определила основные параметры мировосприятия всей системы ценностей,

духовной ориентации в рамках традиционной индийской цивилизации. Широкое

массовое восприятие идей упанишад со временем породило тот индуизм, который

стал широко распространенной религией в Средневековой Индии. Однако до

возникновения индуизма индийская религиозно-философская мысль прошла через

переходные этапы, характеризовавшиеся существованием различных систем. Речь

идет о шести системах - даршанах. Три из них (ньяя - логика; вайшешика -

космология; миманса ритуал) второстепенны. Другие три оказали немалое

влияние на развитие религиозно-культурных традиций Индии.

Санкхья - одна из этих трех. В центре системы - два безначальных активно

взаимодействующих начала: пракрити (первичный материальный субстракт,

материя, энергия) и пуруша (духовное начало). Пуруша состоит из мириадов

индивидуальных душ, это сознательное, но инертное начало. Пуруша

воздействует на пракрити, лишенную сознания материю, придает ей форму и

духовную субстанцию. Это взаимодействие согласно системе санкхья, и

является первопричиной возникновения и существования всего феноменального

мира. Цель, основной смысл философии санкхьи сводится к тому, чтобы помочь

пуруше освободиться из плена материи, избавиться от состояния сансары

(земной жизни и перерождений), покинуть тела, в которых он заключен, и

обрести состояние блаженства и освобождения.

К числу методов и способов, которые позволяют достичь этой цели, относятся

и те, что впоследствии получили разработку в рамках другой системы - йога.

Основная цель та же, что и в системе санкхья: отделить пурушу от пракрити и

тем самым добиться освобождения. Потому-то и весь характер йоги - в отличии

от санкхьи - направлен не столько в область спекулятивных абстракций,

туманных рассуждений о слиянии и реализации, сколько в область практической

реализации поставленной цели. Главное в системе йоги - практика, методы,

упражнения, конечный смысл которых в том, чтобы индивид научился подавлять

и контролировать свое обыденное сознание, свои чувства, ощущения, свою

физическую и вообще активность и таким образом подготовить себя к встрече с

Пурушей.

Третьей системой является веданта, принадлежащей к числу наиболее

философски насыщенных и емких. Смысл системы вкратце сводится к следующему.

Источник всего сущего, феноменального и иллюзорного мира - Абсолютная

Реальность, Брахман, являющийся высшим духовным единством, и Тот -

"невыразимое, высшее блаженство". Этот источник - вне качеств и атрибутов,

он един и неделим. А коль так, то и духовное "Я" каждого индивида, его

Атман, тождественно ему. В то же время это духовное "Я" в веданте не

противостоит телу, ибо в отличии от санкхьи веданта отрицает дуальность

мира, не видит различий между пурушей и пракрити. Здесь все едино, все

Брахман. Тело же и даже мысль, как и весь материальный феноменальный мир,

мнимы, иллюзорны.

Итак, Брахман - единственная реальность. Материальная реальность мнима,

она является результатом действия майи, эманации Брахмана. Для реализации

конечного отождествления с Брахманом тот, кто стремится к этому, должен

нравственно и материально очищаться, отказываться от желаний и страстей и

быть готовым отринуть все во имя великой цели. Познав свой Атман, человек

достигал покоя; его внутреннее "Я" отождествлялось с Брахманом. Система

веданта сыграла очень важную роль в истории индийской религиозно-

философской мысли. Ее построения были восприняты в национальной традиции

Индии, повлияли на облик индуизма и даже являлись одной из духовных основ в

период возрождения древних традиций, в эпоху критического переосмысления

основ индийской цивилизации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты