самостоятельных видов знания. Среди них магические искусства, хронологии,
логика/риторика, этимология, граматика, наука чисел, астрономия, военная
наука.
В особую область знания складывается и философия (но самостоятельного
термина еще нет), сохраняя (в упанишада) смльную зависимость от религии -
миф сознания. На первое место в упанишадах выдвигается второстепенное
божество ведического пантеона - брахман. Содержанием философии в упанишадах
становится обсуждение таких фундаментальных проблем, как место и назначение
человека в сфере окружающего бытия, границы и возможности его
познавательных способностей, нормы поведения.
Содержатся такие сведения и об учениях, склонявшихся к материализму и
атеизму, но обычно они объявляются ошибочными.
Среди всех вопросов доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с
помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека.
Исторический ход формирования таких понятий примерно выглядит так:
Пища (анна), как основа любой жизни, сама жизнь;
тот или иной конкретный вещественный элемент, чаще всего вода, или
совокупность вода-вохдух-земля-огонь-эфир;
внутрення природа вещей в нескольких местах говорится о бытии вообще (Сат)
и небытии (Асат),
эпизодически упоминается материи (прадхана).
Господствующее место в упанишадах занимает учение, полагающее в качестве
первопричины и первоосновы дух начала - Брахман, или Атман. Брахман - для
выражения объектного аспекта конечной реальности (Бог, вездесущий дух),
Атман - субъект ее аспекта (душа). Но имеются сильные расхождения при
детальном раскрытии природы Брахмана-Атмана (чистый дух иногда наделяется
антропоморфными качествами - бытием, сознанием, блаженством и т.д.)
Рассмотрению собственно материального мира в упанишадах уделяется
сравнительно мало внимания. Наиболее общим здесь является признание
изменчивости, непостоянства всех материальных процессов их временного,
преходящего следовательно неистинного характер, Они объявляются лишь
проявлением, модификацией духовного абсолюта и различаются лишь по имени и
форме.
Говорится об исключительности бытия (возникновение, созидание
действительности, растворение в Брахмане-Атмане). Мир в целом и все
конкретные вещи в нем состоят из пяти веществ первоэлементов (огонь,
вода...) Принцип мировой закономерности выражается в концепции дхармы.
Рассмотрение психических, душевных явлений занимает в упанишадах довольно
видное место. Признается сложность структуры человеческой психики,
раскрываются различные ее компоненты (сознание, воля, память, чувство...),
их соотношение, взаимодейтсвие.
Центральный вопрос в теории познания упанишад - разделение знания на 2
вида: низшее и высшее. Низшее знание - это знание эмпирической
действительности, отрывочное фрагментарное, следовательно, неистинное.
Высшее знание - это сознание духовного абсолюта. Именно, это знание дает
власть над миром.
В области этики в упанишадах преобладает проповедь пассивно-созерцательного
отношения к миру: высшим счастьем провозглашается избавление души от всех
мирских привязанностей.
Впервые в упанишадах большую роль начинают играть концепции переселения душ
и воздаяние за прошлые деяния (Карма). Поведение человека определяется
нравственным законом дхармы.
Социальное возззрения в упанишадах представленно крайне скудно. Главное в
них признание незыблимости варнового (кастового) деления людей. Упанишады
играли огромную роль во всей истории индийской философии, став фундаментом
для всех последующих филисофских учений.
Основным источником философкой мысли более позднего - имперического периода
– является эпическая поэма «Махабхарота». Здесь появляются уже развернутые
и цельные философские концепции, дающие более или мение единую трактовку
основных мировоззренческих проблем.
Главное значение среди этих концепций в эпосе приобретает учение Санкхьи и
тесно связанный сней Йоги. Основу их составляет положение о пракрите или
прадхане (материя, природа), как источники всего наличного бытия (в том
числе психики и сознания) и независимом от нее и незатрагиваемом ее
модификациями чистом духе – пуруше.(= Брахман, атоман).
«Бхагавад-Чита» (= «Божественная песня», - один из текстов «махабхароты»)
начинается с описпния того как перед началом решающей битвы двух враждующих
кланов, перед эпическим героем (Арджуном) встает вопрос о жизни и смерти, о
смысле и сути бытия, его охватывают сомнения в целесообразности и
допустимости братоубийственной войны. Сомнения и колебания Арджуны
рассеевает бог Кришна, который объясняет ему различие между истинным бытием
и земным миром. Его поручения и доводы и составляют по сути дела основное
содержание «Бхагавад-Читы».
Важная особенность индийских религий – их интровертивность, т.е. явственная
обращенность вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на стремление и
возможность личности найти собственный путь к цели, спасение и освобождение
для себя. Пусть каждый человек - лишь песчинка, затерявшаяся среди многих
миров. Однако эта песчинка, ее внутреннее "я", ее духовная субстанция
(очищенная от вульгарной телесной оболочки) столь же вечна, как и весь мир.
И не только вечна, но и способна к трансформации: потенциально она имеет
шансы стать рядом с наиболее могущественными силами мировоздания, богами и
буддами. Отсюда акцент на том, что каждый - кузнец своего счастья. Основы
религиозных систем Индии были результатом синтеза примитивных верований
протоиндийцев. Центр тяжести их религиозной активности приходится на
ритуалы жертвоприношений в честь богов и на связанные с этим культовые
отправления. Сложная и со временем все усложнявшаяся практика жертвенного
ритуала была тем импульсом, который вызвал к жизни священные тексты ариев,
оформленные в канонической форме в виде вед. Со временем религия вед
заменяется брахманизмом. Брахманизм как система религиозно-философских
взглядов и ритуально-культовой практики - прямой наследник ведической
религии. В брахманах-комментариях делался акцент на существование прямой
связи между долголетием и бессмертием, с одной стороны, и количеством и
качеством жертв - с другой: жертвенная еда это и есть пища бессмертия. Был
разработан обряд дикши, цель которого - разделить индивида на материальную
оболочку и духовную, бесмертную субстанцию. Считалось, что тот, кто
совершил этот обряд, тем самым получал право на второе рождение. В
коментариях-брахманах наряду с описаниями обрядов и магических символов
немалое место занимали умозрительные абстракции, элементы философского
анализа. Еще больше такого рода абстракций содержалось в примыкавших к
брахманам араньяках (лесных книгах), текстах для отшельниковаскетов.
Араньяки были тем истоком, с которого началась литература упанишад -
философских текстов Древней Индии. О каких же проблемах шла речь в
упанишадах? В первую очередь, о проблеме жизни и смерти, о мировоздании и
космогонии, о тесных взаимосвязях человека и космоса, людей и богов. Что
есть носитель жизни? Вода, без вечного кругооборота которой нет и не может
быть живого? Пища, без которой живое не может существовать. Огонь, тепло,
являющиеся условием жизни? Или, наконец, дыхание, прана - ведь без него
нельзя обойтись ни ,(-cbk? В упанишадах серьезное внимание уделялось
проблеме сна, причем состояние глубокого сна рассматривалось как нечто
вроде грани между жизнью и смертью. На этой грани жизненное начало человека
(джива) и "достигает самого себя" и "освобождается от утомления", а
духовная субстанция человека, его душа как бы отделяется от него. А что же
по ту сторону жизни, там, где душа окончательно покидает бренные останки
некогда живущего человека? Что такое смерть? Идея вечного круговорота
жизни, жизненного начала подтолкнула, видимо, древнеиндийских философов к
мысли о закономерном круговороте жизни и смерти вообще и человека в
частности. Суть этой концепции в том, что смерть - это не конец и тем более
достижение блаженства или успокоения. Это просто некий разрыв
непрерывности, элемент бесконечного круговорота, за которым рано или поздно
следует новая жизнь.
Религиозная философия упанишад в середине I тысячелетия до н.э. как бы
определила основные параметры мировосприятия всей системы ценностей,
духовной ориентации в рамках традиционной индийской цивилизации. Широкое
массовое восприятие идей упанишад со временем породило тот индуизм, который
стал широко распространенной религией в Средневековой Индии. Однако до
возникновения индуизма индийская религиозно-философская мысль прошла через
переходные этапы, характеризовавшиеся существованием различных систем. Речь
идет о шести системах - даршанах. Три из них (ньяя - логика; вайшешика -
космология; миманса ритуал) второстепенны. Другие три оказали немалое
влияние на развитие религиозно-культурных традиций Индии.
Санкхья - одна из этих трех. В центре системы - два безначальных активно
взаимодействующих начала: пракрити (первичный материальный субстракт,
материя, энергия) и пуруша (духовное начало). Пуруша состоит из мириадов
индивидуальных душ, это сознательное, но инертное начало. Пуруша
воздействует на пракрити, лишенную сознания материю, придает ей форму и
духовную субстанцию. Это взаимодействие согласно системе санкхья, и
является первопричиной возникновения и существования всего феноменального
мира. Цель, основной смысл философии санкхьи сводится к тому, чтобы помочь
пуруше освободиться из плена материи, избавиться от состояния сансары
(земной жизни и перерождений), покинуть тела, в которых он заключен, и
обрести состояние блаженства и освобождения.
К числу методов и способов, которые позволяют достичь этой цели, относятся
и те, что впоследствии получили разработку в рамках другой системы - йога.
Основная цель та же, что и в системе санкхья: отделить пурушу от пракрити и
тем самым добиться освобождения. Потому-то и весь характер йоги - в отличии
от санкхьи - направлен не столько в область спекулятивных абстракций,
туманных рассуждений о слиянии и реализации, сколько в область практической
реализации поставленной цели. Главное в системе йоги - практика, методы,
упражнения, конечный смысл которых в том, чтобы индивид научился подавлять
и контролировать свое обыденное сознание, свои чувства, ощущения, свою
физическую и вообще активность и таким образом подготовить себя к встрече с
Пурушей.
Третьей системой является веданта, принадлежащей к числу наиболее
философски насыщенных и емких. Смысл системы вкратце сводится к следующему.
Источник всего сущего, феноменального и иллюзорного мира - Абсолютная
Реальность, Брахман, являющийся высшим духовным единством, и Тот -
"невыразимое, высшее блаженство". Этот источник - вне качеств и атрибутов,
он един и неделим. А коль так, то и духовное "Я" каждого индивида, его
Атман, тождественно ему. В то же время это духовное "Я" в веданте не
противостоит телу, ибо в отличии от санкхьи веданта отрицает дуальность
мира, не видит различий между пурушей и пракрити. Здесь все едино, все
Брахман. Тело же и даже мысль, как и весь материальный феноменальный мир,
мнимы, иллюзорны.
Итак, Брахман - единственная реальность. Материальная реальность мнима,
она является результатом действия майи, эманации Брахмана. Для реализации
конечного отождествления с Брахманом тот, кто стремится к этому, должен
нравственно и материально очищаться, отказываться от желаний и страстей и
быть готовым отринуть все во имя великой цели. Познав свой Атман, человек
достигал покоя; его внутреннее "Я" отождествлялось с Брахманом. Система
веданта сыграла очень важную роль в истории индийской религиозно-
философской мысли. Ее построения были восприняты в национальной традиции
Индии, повлияли на облик индуизма и даже являлись одной из духовных основ в
период возрождения древних традиций, в эпоху критического переосмысления
основ индийской цивилизации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30