обоснов гипотезы предполагает ее оценку с точки зрения эффективности в
объяснении имеющихся фактов и предвидении новых.
Гип выступает как опред обобщение имеющегося знания. Но она принципиально
носит вероятностный характер. Степень ценности гипотезы определяется
уровнем ее вероятности. (Фрейд. Ядро Земли из мармелада).
Теории. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая
система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные
свойства,закономерности, пичинно-следственные связи, определяющие характер
функционирования и развития опред области реальности.
Теория может меняться путем включения в нее новых идей и фактов. Когда в
рамках данной теории выявл противоречие, неразрешимое в ее рамках, то его
разрешение ведет к построению новой теории. Сердцевину н теории составляют
входящие в нее законы. В теории выделяют такие сущ моменты: исходную
эмпирич основу (факты, данные эксперим,); различного рода допущения,
постулаты, аксиомы; логику теории, допустимые в рамках теор правила лог
выводов и док-в; совокупность выведенных утверждений с их доказательствами;
законы наук, а также предвидение.
Различают описательные теории, математизированные, интерпретационные и
дедуктивные теории.
Все уровни локального знания взаимосвязаны: теоретическое знание опирается
на эмпирическое, эмпирическое знание оказывается несвободным от
теоретических представлений, оно обязательно погружено в некий
теоретический контекст, философские представления пронизывают оба уровня,
ученые всегда работают на основе некоторых теоретически=х предпосылок,
которые определяют общую позицию в исследовании.
Методы научного исследования имеют три аспекта: предметно-содержательный,
операциональный и аксиологический. 1--- метод содержателен, эта та же
теория, но направленная на познание и преобразование объекта. 2---
зависимость метода от субъекта, уровень научной подготовки спец, его умение
и опыт. 3--- степень эффективности, надежности, экономичности метода.
Вопрос о выборе метода. Методы специальные относятся к лок знаниям, к
соответствующим теориям (метод спектрального анализа, стат моделирования,
метод Монте-Карло и тд), общенаучные методы --- ко второму уровню знаний.Их
объективной основой становятся общеметодологические закономерности познания
(метод экспер и набл, гипотетико-дедуктивный, метод восхождени]я от
абстрактного к конкретному и тд). Универсальные методы характеризуют чел
мышление и применимы во всех обл познавательной деятельности. Их основа ---
общефил понимание и мировоззрение, это принципы мышления типа
диалектической противоречивости, принципа историзма итд. Приемы научн
мышления. анализ и синтез. Анализ есть разложение на части, рассмотрение
всех сторон и способов функционирования, синтез --- рассмотрение способа
связей и отношений частей. порождают в каждой области специальные методы.
Абстрагирование и идеализация. Общенаучный прием. Это временное мысленное
вычленение из множества свойств и аспектов явления интересующих нас.
отвлечение от других свойств и построение идеального объекта типа точки или
прямой. Сложный вопрос, дает ли этот метод и каким способом верное
представление о действительности? Как он вообще может работать? Здесь же
возникает общее понятие о классе предметов. в ходе идеализации кроме абстр
еще прием введения новых свойств в объект.
Индукция, дедукция, аналогия. ИНдукция характерна для опытных наук, дает
возможность построения гипотез , не дает достоверного знания, наводит на
мысль. При этом сущ и отдельные строгие формы инд как математическая. Дед
выводит их общих теорем спец выводы. Дает достоверное знание, если верна
посылка. Аналогия --- выдвижение гипотез о свойстве объекта на основании
его сходства с уже изученным. Требует дальнейшего обоснования.
Моделирование. Один объект заменяется другим со схожими свойствами, но не
полностью схожими. Позволяет получать выводы об оригинале на основании
изучения модели. При этом возможно предметное, физическое, математическое,
знаковое, компьютерное моделирование в зависимости от вида
модели.Наблюдение эксперимент, измерение в ходе их.
1.12 Классичкеское и не класическое истолкование научной рациональности.
Классич.и неклассич.философия - термины, появившиеся из естествознания.
Геометрия Евклида, Ньютонова физика считаются классич. В конце 19,
нач.20вв.наблюдался отход от классики- создание неклассич.физик, геометрий.
Классические теории обладают рядом особенностей, в частности, они оперируют
в основном с непрерывными объектами, кроме того, все предельные переходы
считаются в силу этого очевидными. В классических теориях есть ряд четко
зафиксированных аксиом, из которых вытекаю все положения. Все
детерминировано. Если физический процесс протекает в одном направлении, то
можем повернуть его вспять. Наличие одной механики, одной геометрии, не
ведется учет погрешностей.
Стиль неклассической науки другой. Во-первых, в связи с применением науки в
производстве возросла роль различных моментов, как исследование разрывных
объектов, так как резкие скачки, прерывность процессов имеют важное
значение. В связи с потребностями науки ведется изучение погрешностей,
разработана теория погрешностей, задача вообще не считается решенной, если
не исследовано, насколько она устойчива к возмущениям и малым изменениям ее
параметров. При этом все оценки должны быть приведены.
Весь стиль науки перешел к точному логическому обоснованию своих
результатов, что, по всей видимости связано с тем, что ошибки в современной
науке могут дорого стоить. Поэтому во всех науках применяется
математический метод, метод моделирования и точных количественных оценок.
Если это невозможно, то применяется мягкое математическое моделирование.
Теория является более ценной, если в ней применены математические методы.
Это предъявляет новые требования к ученым.
Кроме того, всеми осознана относительность истины, и вместе с тем ее
абсолютность. Если у формальной системы возможно проверит правильность ее
доказательств, то теперь оказывается, что подобных систем существует
множество, каждая из которых имеет свою ценность и применимость. Так, одна
геометрия Евклида сменилась множеством различных геометрий, логика
Аристотеля сменилась многообразием логик, построенных на различных
принципах. Это говорит и о том, что утверждение, неверное или недоказуемое
в одной системе, может быть
истиной в другой. Появились соображения о различных возможных способах
существовании истины.
Главное же отличие состоит в системном подходе. Оно начало развиваться я с
о второй половины ХХ века. Это методологическое направление, основная
задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования
сложно организованных объектов --- систем разных классов и типов. СП
представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов
исследовательской и конструкторской деятельности, способов объяснения и
описания природы анализируемых ил искусственно создаваемых объектов.
Исторически он приходит на смену механицизму и по своим задачам
противостоит этим концепциям. Наибольшее применение СП находит при
исследовании сложных развивающихся объектов --- многоуровневых,
иерархических, как правило, самоорганизующихся, биологических,
социологических, психологических, больших технических систем, экономических
и др. к числу задач СР относятся:
1) разработка средств представления исследуемых и конструируемыхобъектов
как систем;
2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов
испецифических систем;
3) исследование структуры теории систем и различных системныхконцепций и
разработок.
В системном исследовании объект рассматривается как определенное множество
элементов, взаимосвязь которых определяет целостный характер этого
множества. Акцент делается на выявление всего многообразия связей и
отношений, которые имеют место как внутри объекта, так и в его
взаимоотношениях с внешним миром и средой. Свойства объекта или системы
определяются не как простое суммирование свойств его отдельных элементов,
сколько свойствами его структуры, особенностями системообразующих,
интегративных связей рассматриваемого объекта. Для понимания поведения
системы, преждевсего целенаправленного, и возможностей управлять ею,
необходимо выявить реализуемые данной системой процессы управление ---
формы передачи информации от одних подсистем к другим, координацию низших
уровней с высшими, влияние на остальные элементы системы.
Возникла синергетика. Это область научного знания, в которой посредством
междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности
самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах. Это
совместный целостный кооперативный эффект взаимодействия большого числа
подсистем в открытых системах. данный эффект может иметь место в различных
физических, химических, живых и др системах, способных к самоорганизации.
При этом необходимо выполнение 2 условий: система должна быть открытой, те
взаим с окр средой; число подсистем или компонентов, в результате взаим
которых возникает их коллективное упорядоченное движение, должно превышать
некий уровень. Эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых
самоорганизующихся систем был открыт в физике еще в начале ХХ века, однако
суть этих процессов удалось раскрыть значительно позже, на основе принципов
неустойчивой термодинамики Пригожина. Вскрываемые синергетикой механизмы
самоорганизации могут объяснить наконец возникновение жизни, сознания и
вообще теорию эволюции. Таким образом, одной из особенностей науки ХХ века
выступает системный анализ и исследования хаоса, динамика хаоса.
Существенное значение придается также вероятностному характеру системы.
Основные законы приобрели вероятностный характер, и это тоже связано в
первую очередь с образованием самоорганиз системы на основе вз объектов.
Пример --- броуновское движение, перемешивание, закон Бойля -Мариотта в
газодинамике. Кроме того, важной особенностью системы становится то, что не
только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система,
задача которой состоит в соединение в единое целое различных моделей
объекта.
Системные объекты, наконец, как правило, не безразличны к процессу их
исследования, и во многих случаях оказывают воздействие на него. Принцип
относительности Гейзенберга. Можем измерить либо скорость,но тогда не знаем
координат, либо коорд, тогда не знаем скорость. Кроме того, осознание
предела приборов. Принципиальная невозможность исследование микро и макро
объектов с помощью экстенсивно развитых приборов, необходимость
опосредованного изучения этих систем и объектов. Причем результаты
эксперимента зависят от используемых приборов, его невозможно очистить от
влияние самого прибора.
1.13 Трансцидентальность как фундаментальная стратегия западно европейского
философского и научного познания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30