себе некую родовую сущность. Он выступает как личность, когда достигаент
самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления как субъекта
исторического процесса.
2.14. Социализация личности
а) из 2.13
а) Соцология - активное вовлечение индивида в деятельность различных
социальных коллективов и общности людей, в ходе которого индивид усваивает
социальные и моральные нормы, культурные ценности, полезные навыки
практической работы и конкретные знания, т.е. когда у него формируются
социально-значимые черты (социальная составляющая личности).
Б) социальная личность - одна из форм личности.
В) социальные типы личности.
2 фазы социализации индивида:
алаптация, приспособление к существующим условиям (с момента рождения)
интеоризация - усвоение социально-культурных и моральных норм и ценностей,
превращение их в личные убеждения (доминирует в процессе социализации
личности в юномом возрасте, когда идет активное становление собственного
воззрения на мир).
Строгих границ между этими фазами нет.
- социальная типология личности весьма разнообразна, на каждой ступени
исторического общества она обуславлавется в конечном счете общественным
разделением труда и, следовательно, тесно связанной с ним, социальной
структурой общества.
для каждого социального типа характерен определенный набор социальных
функций, конкретных видов социально значимой деятельности, которым должен
овладеть индивид, принадлежащий к данному социальному строю.
Социальные типы личности (см 2.13.)
В Социолизации участвуют практически все социальные институты и
организации.
Социолизацию индивида во всех ее тонкостях изучает конкретная наука -
социология. В социальной философии торией личности рассматривается более
широкий круг броблем, где вопросы теории социализации носят подчененный
характер и решаются с позиций становления личности как свободной и
творческой индивидуальности.
Цель социализации - доведение до сознания человека меры дозволенного.
Социализация учит умению жить в обществе, в согласии с ним.
Однако, есть обратная сторона медали. Жесткая система социализации несет в
себе реальную угрозу ее деперсонализации (становится как все)
2.15 Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.
Смерть - естественный конец всего живого. Жизнь - форма существования
материи, возникающая при определенных условиях в момент ее образования. От
всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на
протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей"
жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно не реализуемое
адекватное существо. Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта
неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не
заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача
каждого человека - всесторонне развивать все свои способности и по мере
возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его
культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она
реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества
в целом.
Буддизм: человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда
больше не возрождаться. Христианство - восхождением человека к богу.
Основная миссия человека характеризуется как спасительная, испытательная, и
назидательная. Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснуть.
Средневековая Ф. - теоцентризм, в библии одна из главных проблем жизнь
после смерти. Жизнь человека мука. Затем эпоха рационализма - человек
механизм - смертен. Задача не умереть раньше времени, выработать
максимально свой ресурс; а затем эпоха просвещения - смертен -
руководствуйся всеми ценностями(!) - побуждает к активности. Ф.
существования главная проблема смерти и бессмертия. Практический смысл
проблемы: определяет систему ценностей и направления поведения.
В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступит момент, когда
он задастся вопросом о конечности своего индивидуального существования. (а
если лучше об этом не думать?). Человек единственное существо которое
осознает свою смертность (так ли?). Первой реакцией, следующей за
осознанием своей смертности, может быть чувство безнадежности и
растерянности. Преодолевая это чувство человек существует отягощенный
знанием о грядущей смерти, которое становится основополагающим в
последующем духовном развитии человека. Наличием такого знания в духовном
опыте человека и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о
смысле и цели жизни. В связи с этим на страницах философской литературы
часто фигурируют вопросы: имеет ли жизнь человека какой либо смысл и
ценность? Стоит ли жизнь того чтобы жить? При положительном ответе бытую
следующие точки зрения: смысл жизни – в согласии с собственной природой и
удовлетворении потребностей, в получении наслаждения и радости, в развитии
творческих способностей и труде на благо общества. И наконец можно
встретить взгляд, согласно которому смысл жизни – в самом существовании.
Это многообразие взглядов свидетельствует о том, на сколько противоречивы
оценки цели жизни.
2.16 Челове духовный. Духовность как человеческая сущность.
Человека, рассматриваемого во взаимосвязи общества, можно анализировать под
различными углами зрения.
Каждая из граней общесственного бытия может быть взята за точку отсчета при
анализе человека.
С учетом этой многозначности необходиом выделить какое-то основное качество
человека, то что в первую очередь делает его человеком
Таким основополагаюшим фактором яавляется духовность.
Духовный потенциал человека:
Основные аспекты духовности:
а) духовная жизнь многогранна, включает в себя все грани жизни человека
(рациолнадльное, эмоциональное, познавательное...). Причем все эти грани
фиксируются в духовности фиксируются не просто в своем мозаичном
многообразии, а в своем единстве, взаимосвязи.
Б) духовность человека как идеальность:
Человек живет, оперирую идеальными формами (предмет усваивается без самого
предмета). Решающую роль в становлении и развитии идеальности играет язык,
категриально-понятийный аппарат.
В) духовность как субъективный мир человека: духовность существует как
внутренняя жизнь человека. Духовность развертывается в индивидуальном
пространстве и времени. Представляет собой собственное «Я» человека,
выступает как бытие (Особенность этого «Я»).
Смысл, значение и роль духовности
Выделяются следующие пласты анализа (7 шт.):
а) духовность как форма общественного сознания, самоиндентификации.
Б) как основа конституирования человека как субъекта отношения.:
выделяет «я»,
отношение в двух основных направлениях - во вне, к обществу и внутрь к
себе.
В) духовность как форма интеоризация (перехода из вне внутрь), освоение
социального опыта.
экономичность - освоение социального опыта
большой круг освоения
Следовательно, человек сравним с обществом по своему потециалу.
Г) духовность человека как детерминиционно императивный комплект
человеческого бытия.
направляет, организует, корректирует деятельность человека.
императив (приказ) ко всей жизнедеятельности, т.е. власть духа.
Д) духовность как ипульсный аналог и содержание творческой миссии человека.
Е) духовность человека как прявление его свободы.
свободен от давления материальной предметности, социальных связей.
но самый сложный барьер - сам человек
Следовательно, духовность и ограничитель, но свобода - тоже органичитель.
Ж) духовность как менталитет (устойчивое отношение человека к миру и себе,
как духовное основа лдеятельности человека к людям, обществу).
Духовность как человеческая сущность.
Как оценить духовность в плане человеческой сущности? Отметим три
методологических момента:
какие бы стороны человеческой жизнедеятельности не трактовались как
сущностные, они так или иначе, вторичны, они есть атрибуты реального
конкретного материально-духовного субъекта.
Имеется в виду конкретный единственный человек.
системная, комплексная природа человека. Если будет выделено сущностное
качество, то не будет его абсолютизации, противопоставления другим
качествам. Только признание его приоритетных в ряду с другими.
Подразумевается, что оно сложилось и функционирует на основе лишь
неразрывной связи с другими.
Духовность наиболее полно выражает и характеризует человеческую сущность
вообще.
в духовности аккумулируется все многообразие человеческого содержания.
Именно, в деятельности воплощен огрмный потенциал, деляющий его сравнимым с
обществом.
духовность содержит импульс активности, именно в ней створческое начало
человека и его свобода. Следовательно, они проинизывают всю человеческую
жизнедеятельность, направляют его, властвуют над ней.
Духовность раскрывает сущность человека как неотделимую от индивидуального
бытия человека.
Почему деятельность не является сущностью?
Тезис о духовности человека как его сущности содержит в себе отрицание
аналогичной сушности других качетсв человека, т.е. проитвеоречит другой
сущности человека в его деятельности. Следовательно и возникает впрос 3..
Отрицать значение деятельности трудно, не будь человек действующим, не было
бы самого человека, ни общества.
Но здесь речь идет о другом: не о том, важна или нет деятельность человека
и возможен ли он без нее, а том какая его характеристика основополагающая.
Что можно отметить о деятельности человека:
деятельность человека носит локальный характер. Она всегда ограничена
различными факторами. Следовательно конечна и предельна. Духовность
человека - это и часть общества и его целое, а деятельность только часть
общей деятельности.
типичнсоть, одинаковость человечески индивидуельное начало смазывается, а в
некоторых случаях вообще оказывается несущетсвенным.
деятельность как таковая, выступает как некоторое проявление человека во
вне; определенное опредмечиваение, реализация его сил.
2.17 Человек социальный. Деятельная сущность человека.
Деятельность - это весьма сложное, многомерное явление, включающее в себя
элементы, резко различающиеся по своей природе.
Виды деятельности:
Преобразовательная (трудовая),
Познавательная
Аксиологическая или ценностная (объекту приписывается ценность)
Коммуникативная (Взаимодействие субъекта с субъектом).
Художественная (Эстетическая)
Фундамент человеческой деятельности - биологический, это активность как
способность осуществлять какие либо действия. Она характерна для всех живых
существ, и она - от рождения. Однако, она также социально сформированна и
культурно организованна.
Деятельность определяется главным образом не историческими потребностями, а
исторически сформированными социокультурными программами.
Эти программы динамичны и могут быть изменены и усовершенствованны
(формулируются не от рождения)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30