Философия

и есть действительный мир, а реальный мир вещественное бытие есть лишь

отражение его. Цель истор прогресса --- приблизить реальность к бож миру,

так как реальн раздроблена, и ее всеединство заключается не в

вещественности, а в идее. Реальный мир - самоопределение или воплощение

абсолютго-сущего., посредник между ними - София (мудрость божия).

Мистический образ всеединственности и вечной женственности. Она же истина,

постигаемая через бож любовь.

Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Челов является центром

всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя прир.

Человечество - посредник между прир и божеством. Чел должен изменять прир

до ее одухотворения. Отсюда цель мир истории - единство бога и

внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл

личности, являющейся связ звеном между бож. и природными мирами,

реализуется в акте любви к др человеку, к природе, к богу. Истинный предмет

любви - Вечная Женственность, единый образ всеединства. Человек

нравственен, если свободно подчиняет свою волю служению богу и установлению

богочеловеческого царства. Идеи провиденционализма.

В обществе идея "всеединства" раскрывается как богочеловеческий союз

людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая

установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеед явл объединение

катол и правосл церквей. Русская идея --- историч долг России в создании

соц троицы (аналог бож)- единение церкви, гос и общ.

Флоренский --- продолжатель, стремился создать интегральную систему

взглядов сс сочетанием религии и науки, техники и искусства. Откровение как

способ схватывания истины и дальнейшее ее обогащение наукой и т.д.Вера

определяет культ, культ --- миропонимание, а отсюда культура.

В истории р фил идеализма С оказал б. влияние на целую плеяду религиозно

фил мыслителей (Н.А.Бердяев, Е.С. и С.Н. Трубецкие, П.А.Флоренский,

С.Л.Франк, ЛОсский.) которые составили течение богоискательства со

свойственным ему иррационализмом, персонализмом и мистическим пониманием

свободы и творчества.

Богоискательство. Цель общ развития в осуществлении правильно понимаемого

нового христианства. религиозная реформация, создание богочеловечества,

причем религиозные идеалы - вечная жизнь, святость, могут быть воплощены на

земле.

Бердяев

Берд. пришел к религ. экзистенциализму. Осн. работы: "Смысл творчества",

"Смысл истории", "Дух и реальность", "Экзист. диал-ка божественного и чел-

ского". В центре --- проблема человека. исходный пункт --- примат свободы

над бытием, свободу не определяет даже Бог, она есть самодовлеющий

характер. Стоит в одном ряду с Богом, творчеством, духом. Онтология Б.

строится на противопост. духа и природы. Дух - субъект, воплощ. в себе

свободу, творч. начало, дух.

Дух - это Бог, Природа - все, что не находится в духе, что объективно,

множественно и делимо в простр. Это объекты, вещи. Отн. духа и прир. Б.

определяет дуалистически: 2 обособл. мира, имеющие общий источник, первичн.

принцип. Бытие проявляется и раскрывается в человеке и

через человека.

Человек есть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому он существо

беспредельное, свободное и творческое. В то же время он сущ-во природное и

ограниченное.Ч-к --- пересечение высшего и низшего мира. Отсюда отличие

личность есть категория духовно-религиозная, индивид --- натуралистически-

биологическая, часть природы и общ . Становл. ч-ка Б. поним. как прибл. к

богочеловеку, единение с Богом. Бог есть смысл и истина мира и духа.

Поэтому ч-к сам по себе, без бога не самодостаточен. Если человек сам есть

Бог, то путь отрицания гуманизма, как у Ницше. В богословии тоже заключено

рабство в виде идолопоклонничества, отношении к Богу как к Господу.

Разрешение проблемы дуализма ч-ка возможно лишь в царстве Божьем.

В гносеологии Б. отвергает западноевр. поним. познания. Объ. фил. познания

- мировые тайны, напр. тайна свободы. творчества. Осн. формы познания -

мистич. опыт, интеллект. интуиция, религ. откровение. Фил. антропология - в

центре рассужд. Б. Против гегелевской концепции. Внимание ф. должно быть

обр. к личности, а не к абстр. ч-ку. Самое значит. в ч-ке идет не от

социальн. влияний, а изнутри. Социальн. концепция - мессианство, спасение

чел-ва. 3 силы в истории: Бог, судьба, свобода. Работы Б. выр. надежду на

восстание личности против мира мертвых объектов, отчуждения. Мир - зло, ч-к

должен приблизить конец мира. Б. послед. отстаивал идею самоценности конкр.

личности. Ценность личности выше абстр. идей общего блага, интересов

коллектива. Проявление чел сущности может быть понято только в ее отношении

к Богу.

Соц философия. Общество есть объективация чел отношений, чуждая чел духу.

Не личность есть часть общ, а общ--- часть личности. В объект общ царит

разобщение, при наличии коммуникаций господствует всеобщее отчуждение,

власть техники и гос. Идеал - коммюнотарность, против изолированного

индивидуализма и механистического коллективизма. Особый тип общества, выраб

в России. Прежде всего духовное возрождение России, религ мессианизм, идея

братства всех народов. Особая роль России - связь Запала и Востока.

Лосский. Интуитивизм. Мир есть органическое целое, сущность

действительности составляют "субстанциальные деятели" (типа монады),

напрямую связанные с Богом=сверхмировое начало. Познание происходит путем

научной, мистической или чувственной интуиции (в тч и рассудок). причем в

сознании присутствует сам предмет в подлиннике.Этика и эстетика на основе

признания царства божьего с его абсолютными ценностями. Особенность русской

фил -- ее религиозность.

3.17 Философия всеединства В.С. Соловьева

В.С Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы

русской религиозной философии. Он пытался создать целостную

мировозренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и

социальной жизни человека. Основой такого мировозрения по Соловьеву, должно

стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за

объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и

протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в

христианское мировозрение новейшее достижение естествознания, истории и

философии, создать синтез религии и науки.

Центральная идея его философии – идея всеединства. По его учению, сущее

есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровень бытия взаимосвязаны,

т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает

в себя низшее. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает

божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и,

главное, с человеком. Основной принцип всеединства: «Все едино в боге».

Всеединство – это единство творца и творения. Бог по С «космический разум»,

« особая организующая сила, действующая в мире».

Окружающий мир по С не может рассматриваться как совершенное создание,

непосредственно исходящее из воли одного божественного художника.

Божественный ум, органическая сила по Сол распадается на множество

элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в

основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он

называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный

мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые

элементарные существа или идеи. Каждая идея обладает определенной силой,

что делает ее деятельным существом. Соловьев был сторонником

диалектического подхода к действительности. Общий признак всего живущего

состоит в последовательности изменений. Для обоснования непрерывной

динамики бытия Соловьев вводит такое активное неачало как мировая душа.,

которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию

которая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно,

она нуждается в божественном импульсе. Импульс – бог дает мировой душе идею

всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта идея называется

София-мудрости. Понятие Софии вводится для того, чтобы заявить что мир –

это не только творение бога. Основой мира является «душа мира» – София –

связующее звено м/у творцом и творением, придающая общность богу, миру и

человечеству.

Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается через концепцию

богочеловечества, реальным и совершенным воплощением которого является

Иисус Христос. Его образ служит не только идеалом для индивидов, но и

является целью развития всего исторического процесса. На этой цели

базируется соловьевская историософия. Целью и смыслом всего исторического

процесса является одухотворение человечества, соединение человека с богом,

воплащение богочеловечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству

является христианское обращение. И Х открыл моральные ценности, создал

условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению

Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс составляет

весь исторический период жизни человечества. Человечество придет к

торжеству веры и справедливости, когда его объединяющим началом станет

воплощенный в человеке бог.

В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию

цельного знания, представляющего собой неразрывную взаимосвязь трех

разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального

(философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве

основопологающего принципа цельное знание предполагает в существование

абсолютного начала – Бога. Эмпир знание раскрывает внешнюю сторону явлений,

рациональное – особенности мышления. Однако истина постигается через

непосредственное созерцание, интуицию.

Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-

государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии

под эгидой католического Рима.

3.18. Философия Древней Индии.

Индийская философская мысль - древнейшая в мире. Ее история начинается с

Вед. (От «Ведение», «Знание») - 2-1 тысячелетие д.н.э.

Веды состоят из четырех сборников гимнов (Самхит) в честь богов. Каждая

вкда позднее обрасла Браманой - Описанием, коментарием, араньяками и

упанишадами.

Философские воззрения Древней Индии наиболее полное отражение получили в

упанишадах, но первые его воззрения имеются уже в ведах, особенно в

древнейших из них....

Главное содержание ... - песнопения, мотивы, обращенные к божествам, но уже

имеются размышления о первоначале бытия, о происхождении мироздания,

причинах социальных различий ...

Веды положили начало философскорй традиции в Древней Индии, которая выросла

из комментирования вед. Главное ее звено - упанишады (в основном, это

диалог мудреца-учителя с учеником, или человеком, ищущим истину).

В упанишадах религиозно-мифологическое сознание теряет уже свои

господствующие позиции. Говорится уже о существовании нескольких

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты