самосознания)
б) акт сознания в той или иной форме = ноэсис - способ данности
интенциального предмета сознания.
Единство ноэмы и ноэсиса определяется синтезирующей деятельностью
сознаяния, при которой целостность предмета обеспечивается целостностью
сознания.
Последная аксиома Г. «кризис европейских наук»
Г. рассматривает вопрос о том, в чем состоит кризис современной науки.
Наука не может отвечать на самые важные жизненные запросы, так как
оставляет в стороне проблемы, имеющие большое значение в жизни - вопросы о
смысле и бессмысленности человеческого существования. Следоваетльно Г.
Ставит вопрос о связи философии и науки, следовательно понятие «жизненного
мира» - сфера известного всем непосредственного, очевидного. «Жизненный
мир» выступает своего рода горизонтом, предпосылкой действительсноти и
возможной практически. «Ж. Мир» первичнее любого опыта и научного познания.
ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889-1976) -один из основоположников и гл. представитель
неметского экзистенциализма. Защищал диссертацию у Риккерта, был
ассистентом Гуссерля, преподавал в Марбурге, Фрейбурге. В 1933 в речи при
вступлении на пост ректора Фрей-бургского ун-та признал идеологию национал-
социализма. Осн. категорией идеалистической философии X. является
„временность", понимаемая им как внутреннее переживание человека. Первичным
X. считает „настроение", т. е. формы стихийного, неразвитого сознания.
Априорными формами человеческой личности, по X., являются забота, тревога,
страх и т. д. Эти формы составляют субъективное бытие человека, к-рое X.
называет „бытием-в-мире". Учение об априорных формах разрабатывалось X. как
учение о бытии („фундаментальная онтология"). Чтобы постичь ,,смысл бытия",
человек должен отрешиться от всех практически-целевых установок, осознать
свою „смертность", „бренность". Лишь чувствуя себя постоянно „перед лицом
смерти", человек, согласно X., в состоянии увидеть значимость и напол-
ненность каждого момента жизни и освободиться от „идолов общественного
бытия" — целей, „идеалов", „научных абстракций". Рассматривая язык как „дом
бытия", истинное средоточие культуры, X. разрабатывал идеи „спекулятивной
филологаи" с целью прояснения „истин бытия" (прежде всего в произв. поэтов-
романтиков и символистов). Философия X. сводит воедино иррационалистические
тенденции, имевшиеся у Кьеркегора, в философии жизни, феноменологии
Гуссерля. Осн. соч.: „Бытие и время" (1927), „Кант и проблема метафизики"
(1929), „Введение в метафизику" (1953).
3.13 Философия К.Маркса и ее развитие в 20в.
Общая философия --- диалектический материализм, в рамках которого развита
теория исторического процесса--- исторический материализм. Основными
системообразующими принципами являются следующие :
--- принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной
системы, включая все формы действительности от объективной (материя) до
субъективной (мышление).
--- принцип материальности мира, утверждение, что материя первична по
отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание;
--- принцип познаваемости мира, мера его познанности, определяющей степень
соответствия наших знаний объективной реальности, является практика;
---- принцип развития. Весь мир находится в непрерывном, постоянном
диалектическом развитии, источник которого --- возникновение и разрешение
противоречий;
--- принцип преобразования мира в целях достижения свободы личности на
основе преобразования жизни общества и достижения равенства и братства.
Диалектический материализм впервые распространяет мат понимание не только
на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости и теория
исторического процесса.
Теория познания. Общественно-экономическая практика есть основа,цель и
критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит практике
Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия,
опредмечивания и рапредмечивания. Для Маркса объект --- это предмет
приложения человеческих сил, то есть субъекта (чел, общ,
гос).Действительность берется не созерцательно, а в форме приложения
человеческой чувственной деятельности. Основные виды практики: обработка
природы людьми(материально-производственная деятельность) и обработка людей
людьми(социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь
является практической. Практика связала теорию исторического процесса с
гносеологией, была и в онтологии. Так как сущность сознания есть отражение
в нем материальной жизни и условий, то процесс целеполагания у человека
есть процесс отражения окружающего мира в форме образа предстоящей
практической деятельности.
Исторический материализм. Идея внести материализм в понимание общества есть
основа всех общественных наук типа социологии. Исходный пункт: основа
любого человеческого общества --- добывание средств к жизни. Отсюда базисом
являются те отношения, в которые люди вступают при производстве своей
жизни, который облекается надстройкой - политико юридической, общественной
и др. Каждая система произ отнош возникает на определенном этапе развития
производственных сил. когда есть соответствие, то производственные силы
имеют большие возможности для развития (предметы производства, знания и
опыт, человек). Когда пр отн отстают, то это почва для социальных
революций. Надстройка-совокупность духовных образований (теории, учения,
религия, искусство), отношений между людьми- идеология и учреждений и
организаций -суды, партии, церковь и т.д.Надстройка вначале служит
укреплению базиса, но в ходе развития и возникновения противоречий
возникает новые надстроечные формы, активно воздействуя на базис. Новый
базис вызревает в рамках старого, и кол перех в кач, революционный переход
о одной ощественно-экономической формации к другой.
Общественно-экономический формации - первоб, рабовлад?, феодал, капитал,
коммунизм первая стадия --- социализм. Эта теория позволяет исследовать
историческое события в рамках истолкования породивших их по, искать общие
черты разных стран на одной ступени общ развития, т.е. использовать
общенауный критерий повторяемости. К тому же человеч общество
рассматривается как единый соц организм ис вести стремления отдельных людей
к действиям больших групп, классов в рамках одной формации. Основной
движущей силой истории выступают народные массы, хотя роль личности не
отрицается. Сознание является не абсолютно самостоятельной силой, но имеет
свое обоснование в материальном жизненном процессе. Люди сами творят
историю, но не по произволу, так как находятся в некоторых экономических
условиях., что обуславливает мотивы их действий.
Отчуждение--- процесс превращение деятельности человека и продуктов этой
деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу. Следствие
этого--- фетишизация предметного мира. Субъект превращается в объект
манипуляций, что появляется в апатии, атрофии гуманитарных ценностей. формы
отчуждения:
опустошение и обеднение труженика в процессе труда;
отч условий деятельности от деятельности - противостояние условий труда
(собственность на средства произ, управление, организация) - субъекту
труда;
отч результатов деятельности от субъекта;
отч теории от практики, что дает отклонения в сознании и поведении членов
общества;
соц структур и институтов от трудящихся -- бюрократическая машина.
Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах.
1.Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные для
жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не принадлежат
- они ему чужие. Чем больше р. работает, тем больше мир предм, не принадл
ему. Природа делается для раб только средством труда, а предметы, кот
создаются в производстве - средством жизни, физ существования. Раб
полностью от них зависит.
2. Процесс труда для р принудителен. Но такой труд - это не удовлетвор
потребности в труде, а только средство для удовлетвор др потребностей.
Только вне труда р. распоряжается собой - т.е. свободен. Т.о он свободен
только осущ. жизненные функции, общие у чел с животными. А труд - форма
деят, специф для чел, для раб представляется унижением в себе человека.
3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов. Живет в
природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь - деятельный
контакт с прир, в кот главное - труд, производство: "...производственная
жизнь и есть родовая жизнь". Но для раб труд - лишь средство для
поддержания собственной жизни, а не рода. Р относится к прир и производству
не как своб человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит,что у раб
отобраны и родовая жизнь и чел сущность.
4.Подневольный труд порождает отчужд между людьми. Раб чужды друг другу,
поскольку они конкурируют за возм трудиться.
Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между людьми тоже
отчужденные и различия только в видах и уровнях отч. М указывает на сущ
первичных и вторичных уровней отч. Почему же чел становится отчужденным?
Отч труд равнозначен сущ частной собственности. Ч собств - основа экон
жизни. На частнособственнической экономике держится вся история. Это
значит, что эконом история - ключ к пониманию челов жизни как таковой.
"Религия, семья, гос-во, право, мораль, наука, искусство... суть лишь
особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону". Жизнь людей в
усл отчуждения калечит их, делает "частичными индивидами" или неразвитыми,
недочелов существами. "Частная собств сделала нас настолько глупыми и
односторонними, что какой-нибудь предмет явл нашим лишь когда мы обладаем
им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем - употребляем...
Поэтому на место всех физ и духовных чувств стало простое отчуждение всех
этих чувств - чувство обладания".
Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный
отчуждению, - присвоение чел собственной подлинной сущности. М связывает
его с общ преобразованиями, с освобождением кот в основе имеет уничтожение
отчужд труда. Что будет , если чел начнет производить как человек, т.е. не
подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в
реализацию человеком своих лучших сторон.
Характеристика присвоения челов собственной сущности, или превращ труда из
принуд в человеческий рассматр М по тем же параметрам, что и процесс
отчуждения: 1. по присвоению предм труда и его результата 2. По
освобождению самой деятельности 3.присв человеком труда общей родовой
сущности 4.гармонизации отношений между людьми.
Здесь М создает грандиозную по своему пафосу картину челов, живущего в
единстве с природой, преобразующего прир в соответствии с ее законами.
Гармония с внешней прир осущ в деятельности, в кот человек реализует свои
цели не по законам утилитарной пользы, а по зак красоты. Внутренняя прир
чел также преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется
человек, само природное развитие есть гармоничный р-т всей истории чел
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30