Философия

свободы.Находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье,

обществе и государстве. Абсолютный дух ---вечно действительная истина.

Проходит три степени развития: искусство(непосредственная форма знания абс

истины), религия (содержит понятие бога), философия(высшая ступень

развития, полное раскрытие истины, содержащееся в иск и рел. Идея познает

саму себя, возвышается до чистого принципа, соед конец абс идеи с ее

началом).

В итоге система Гегеля есть объективный идеализм, абс идея сущ до природы,

порождая ее и общество. Тождество бытия и мышления служит обоснованием

единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма

Канта).Построена на единстве триады тезис-антитезис-синтез. Его система

вбирает логику и философию природы, антропологию и психологию, фил права и

этику, фил государства и гражданского общ, фил религиии и эстетику, историю

философии и фил истории и т.д.

Фил взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять

явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии, что

развитие происх не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к

высшим, что в этом проц совершается переход от колич изменений в

качественные, что источником развития являются противоречия: противор

движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет

принцип всякого самодвижения. В фил системе Г действительность представлена

как цепь диалект переходов. Каждое понятие и категория у него во внутренней

необходимой связи со всеми остальными, взаимно переходят друг в друга.

категории есть чистые мысли, и в силу тождества бытия и мышления,

диалектика категорий всеобща, существует не только для философского

познания, но и в обыденном опыте. Создал систему определений категорий.

Основные законы диалектики. Закон перехода количества в качество. Вещь есть

то, чем она является благодаря качеству. количество есть внешняя для бытия

определенность, дом есть дом, большой он или маленький. Прерывное

скачкообразное развитие. Закон Взаимопроникновения противоположностей -

идея саморазвития в единстве и борьбе противоположностей. Закон отрицания

отрицания - развитие не только абс идеи, но и каждой отдельной вещи.

Природа диалектического отрицания --- не тотальное отрицание, а сохранение

положительного. Тут теория познания, разработка абсолютной и относительной

истины. каждая ступень дает картину абсолютного, но неполную,

незаконченную.

Однако гег фил проникнута глубоким противоречием. Что же это за

противоречие? Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания.

Поскольку же объективной основой его явл абс дух, а целью - самопознание

этого абс духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система

познания, пройдя цикл познават ступеней, завершится последней ступенью -

самопознание, реализацией которого явл сама фил Гегеля. Т.о., противор

методом и системой Г. есть противоречие между конечным и бесконечным.

Данное противор у Г. отнюдь не диалектично, ибо не явл источником

дальнейшего развития. Фил Г оказалось обращенной в прошлое -- отражение

пути, пройденного человечеством, при этом настоящее есть вершина, конечная

ступень. К тому же нет диалектики материи --- нет ее развития во времени.

так как это просто результат материализации идеи или ее отчуждения.

Социальная философия. Подчеркивал роль орудий производства, экономических и

социальных отношений, географии. История носит закономерный характер, в

котором проявляется мировой разум. Люди, преследуя свои цели, осуществляют

в тоже время историческую необходимость, великие люди--- воплощение духа

своего времени. Смысл истории--- прогресс в сознании свободы.

Различает гражданское общество и политическое государство. Гр общ --- сфера

реализации частных целей. Три момента

система потребностей;

отправление правосудия;

полиция и кооперация. Для гр общ необходима не только частная

собственность, но и защита ее со стороны закона, суда и полиции. Важна

также гласность и публичность. Гр общ и государство соотносятся как

рассудок и разум. Гр общ - внешнее государство, а подлинное гос --- разумно

и есть основание гр общ Государство есть разделение властей как его членов.

Обосновывает наследственную конституционную монархию.

3.10 Традиция европейского иррационализма (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).

Иррационализм --- философское учение, настаивающее на ограниченности

познавательных возможностей разума и мышления, признающее основным родом

познания чувство, интуицию, инстинкт и т. д. Действительность считается

хаотичной, подверженной игре случая. На рубеже 19-20вв. Это философия

жизни, пытавшаяся преодолеть ограниченность механистического материализма с

идеалистических позиций. В центре лежало понятие жизни как абсолютного,

универсального,бесконечно уникального начала жизни, которое, в отличие от

материи и сознания, активно, многообразно, вечно движется. жизнь нельзя

познать чувством или разумом, постигается только интуитивно, доступна лишь

переживанию.

Артур Шопенгауэр(1788--1860) последователь Канта, особенно его учения об

априорных формах чувственности. выделял два аспекта постигания субъекта или

Я: тот, который дан в качестве объекта восприятия, и ото, который сам по

себе, то есть проявлением воли. Мир обусловлен субъектом и ограничен сферой

видимости. Сторонник волюнтаризма, Сознательная воля у него подчинена

слепой, неразумной, бесцельно действующей мировой воле.Критика кантовской

вещи в себе трансформировалась в утверждении воли к жизни в качестве

основного движущего фактора развития и безусловного первоначала мира.Все

явления суть разные ступени объективации воли. Познание, в т.ч. научное,

имеет приспособительный характер. Воля, будучи темной и таинственной силой,

крайне эгоцентрична, что означает для людей беспокойство, конфликты

итд.Этический идеал Ш - нирвана, полный аскетизм, умерщвление воли.Другой

путь освобождения от страданий --- искусство, художник созерцает саму

сущность воли и ее адекватные вечные объективации (идеи), что позволяет

умиротворить неистовство воли.

Ницше Фридрих (1844-1900).Претерпел эволюцию от романтической эстетизации

опыта культуры через "переоценку всех ценностей" и критику европейского

нигилизма к всеобъемлющей концепции волюнтаризма. Основные положения:

1) все существующее есть воля к власти и могуществу;

2) перспективизм --- сам мир есть множество борющихся друг с другом картин

мира (перспектив), исходящих из центров власти(силы). Противник

противопоставления истинному миру мира эмпирического.В основе морали он

видит желание (зачастую, бессознательное) физиологически слабых индивидов

господствовать над сильными и здоровыми. Апелляция к разуму и правде есть

замена физического насилия, способ одной воли доминировать над другой. В

том же смысле значима и любая рациональная аргументация. В любой фил

полемике речь идет не о поиске истины, а о жизнеутверждении одной стороны

за счет противоборствующей. Аналогично наука, ценности. все это суть

субъективные интерпретации внешнего мира, за которыми стоит цель сохранять

некие формы жизни..

Увязывает критику метафизики с критикой ее языка.Подчерк несоизмеримость

категориальной схемы описания мира реальному положению дел, отсюда

неспособность языка, следовательно, и мышления представить какие-либо

знания независимо от языка или мышления. Убеждения в фальсифицирующей

природе языка и мышления приводит его к мысли о доминирующей роли действия

и воли. Все всеобщие и необходимые истины и тд. всего лишь удачные находки

в борьбе за жизнь и власть, в тоже время он не совсем произвольны, так как

определяются органическими чертами человека как вида и его ресурсами,

причем они постоянны. Всякие понятия определены полезностью в рамках

трансцендентального жизненного процесса.

Вводится понятие "родового субъекта", цели и интересы которого скрыты от

отдельного индивидуума. Для него предрассудки разума и формы жизни являются

априорными и принудительными, он не может не следовать им. Отсюда

фаталистическая идея о вечном возвращении одних и тех же заблуждений, войн,

иллюзий, Противостоит этому идея сверхчеловека, необходимость( в тч и через

воспитание, и через селекцию) преодоления

свойств человеческой природы, например, структуры чувственности.

3.11 Европейский рационализм 19-20 вв. (позитивизм, неокантианство)

Во всторой пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением зап

фил. П. объявил единственным источником истинного знания конкретные,

частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за ф. как особую

науку. Под метаф. они понималм умозрительную ф. бытия

(онтологию,гносеологию)

П - фил позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и умозрения как

средства получ знания.

Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в

целом. Т.о. если ф. научна то она должна распрощать ся с попыткой судить о

мире в целом.

3 этапа в эволюции позитивизма:

1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер

2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.

3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап ,Нейроз , Витгенштейн,

Б.Рассел.

Основатель поз О.Конт (1798-1857). его работа: “Курс позитивной филос”

Основные идеи этой работы:

1.Попытка классиф наук. Иеархия наук должна быть выстроена от простого к

сложному, при кот логическое производит историческое. Низшая ступень -

наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью

(математика, далее: астрономия, механика, физика, химия, физиология,

социальная физика - социология)

2.Пытался определить науку по ее предмету. Однако он исходил при этом из

кантовского идеализма, предполагая, что науки имеют дело с метафизика с

вещью. Так как вещи нельзя познать, то метаф должна быть отвергнута.

3 Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответств типы

мировоззрения. а)Телеологическая когда поведение чел определяется буйством

фантазии, верой в богов... б)Метафизическая - бог становится

субъстанцией... в) Позитивная стадия - это стадия становления научного

взгляад на вещи. Начинается с соединения опыта с абстр мышлением.

4.Позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие этой

рел - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества

объединены мистической связью. По существу единое чел-во результат, но не

предпосылка истор процесса.

Джон Стюарт Милль (1806-1883) Основатель позитивной логики и методологии

науки. Работа: “Сиситема логики силлогистической и индуктивной”. Идеи Милля

имеют социальную устремленность. Он пытается разработать такую теор знания,

чтобы знания были бы научными (как в естеств науках). Существует контраст

между состоянием естествозн и обществознания. Первое в цветущем состоянии,

во втором - топтание на месте, одни сист сменяются др. Поэтому необходимо

организовать помощь социологии со стор естествознания. Надо методы естеств

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты