Философия

общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще

реализующиеся не у всех (музык ухо, художественно развитый глаз). -

творческие способности.

Универсально развитый, жив в единстве и гармонии с внешней и внутренней

природой чел - таков идеальный фил образ, рисующийся М в качестве ядра

коммунист идеала. Уничтожение ч собственности необходимо, но недостаточно

для присвоения людьми челов сущности.

3.14 Постпозитивизм. Поиск новой рациональности как попыика преодолеть

слабость сциентизма и иррационализма

Постпозитивизмом называется множество концепций, которые пришли на смену

позитивизму. Особое внимание уделяется рациональным методам познания.

КАРЛ ПОППЕР. Методология верификации в науке построена на убеждении

абсолютности истины, а это иллюзорное представление. Рано или поздно на

место старой теории приходит новая, и старое знание признается

заблуждением. Поэтому задача эпистемологии, те теории и философии научного

познания, заключается не в поиске истины, а в проблеме роста знаний. Рост

знаний достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно

выступает критикой существующего знания. Отсюда название теории КРИТИЧЕКИЙ

РАЦИОНАЛИЗМ. Поппер считает, что ученые делают открытия, восходя не от

фактов к теории, а от гипотез к единичным высказываниям. Ученые пользуются

гипотетически-дедуктивным методом. Из гипотез общего характера выводятся

предположения, которые сравниваются непосредственно с протокольными

утверждениями. Если относительно теории и протокольных предположений, а

также их с совпадения ученые пришли к согласию, то теория считается

временно подтвержденной. Так как ни одна теория не может быть подтверждена

окончательно, то она по определению имеет гипотетический характер, ее

образуют не законы, а правдоподобные утверждения. всякая теория ненадежна и

подвержена ошибкам (принцип фаллибализма). Окончательно подтвердить теорию

нельзя, зато ее можно опровергнуть (фальсифицировать). Теория

фальсифицирована, если она противоречит опытным данным, иногда всего лишь

одному опытному факту. Фальсифицированная теория заменяется новой, на

которую обрушивается град рациональной критики. Отказался от узкого

эмпиризма и индуктивизма логических позитивистов, заменив их принципами

органической связи теоретического и эмпирического уровня знаний.

Рост научного знания можно выразить схемой исходная проблема ---- множество

временных решений основной проблемы --- элиминация, исправление

обнаруженных ошибок--- новая проблема. Для обоснования своей концепции он

пользуется общими идеями эволюционизма (рост научного знания для него

является частным случаем общих эволюционных процессов, совершающихся в

мире). Различные гипотетико -дедуктивные структуры отличаются своей

выживаемостью. В мире организмов выживает наиболее приспособленные, в науке

--- самые непротиворечивые. Научной признается концепция, которая поддается

сопоставлению с опытными данными, следовательно, она в любой момент может

быть сфальсифицирована. в отличие от науки, фил не поддается фальсификации,

то есть не имеет научного характера. Но, не обладая научным статусом, она

обладает смыслом, без нее не обойтись. Решает проблему демаркации науки и

фил. Фил есть осмысление роста научного знания, включает в себя принципы

рационально-критическлй дискуссии, фаллибализма и фальсификации.

Теория трех миров: 1) философский или физический; 2) ментальный; 3) мир

объективной истины без познающего субъекта. Это мир человеческого духа, мир

роста научного знания, гипотез, теорий. Проблема понимания истины

рассматривается всесторонне --- как соответствие объекта и любого его

обозначения, как проблема метаязыка науки. Даже сама идея ошибки содержит

идею объективной истины, механизм роста --- метод проб и ошибок,

предположений и опровержений. Пафосом его теории является убеждение в

необходимости создания теории научной рациональности, некой системы

стандартов и норм роста научного знания, осуществления демаркации научного

знания от ненаучного, Эта теория позволит решить три задачи : 1) избегать

наивного эмпиризма; 2) не допускать спекулятивных рассуждений в духе

немецкой классической философии; 3) не впадать в иррационализм.

Его концепция подвергается критике. Свел рост научного знания к дуэли

гипотез, фактов наблюдений. Игнорирует понятие истины, все заменено

рассуждениями о правдоподобных утверждениях,Кроме гипотез и фактов, есть

еще социальный и технический миры, совокупность множества факторов, которые

влияют на рост научных знаний. При научной критике и даже фальсификации

теории ученые не спешат отказаться от ее услуг, см механику Ньютона. Его

концепция трех миров имеет объективно-идеалистический характер.

ИМРЕ ЛАКАТОС. Реальны лишь те науки, которые позволют изучать себя с точки

зрения определенных логических требований. При этом предложил оригинальный

вариант логики догадок и опровержений. Важность сравнений разных теорий

друг с другом. К тому же надо сравнивать не теории, а научно-

исследовательский программы. Каждая содержит несколько теорий, твердое ядро

программы переходит от одной к другой, а защитный пояс может частично

разрушаться. Переход к новой программе происходит, когда разрушению

подвергается твердое ядро. Новая программа должна быть насыщена новым

эмпирическим содержанием по сравнению с предшественницей. Сумел выделить

важные моменты в процессе развития знаний. Существенно различать теории и

программы и осознавать, в рамках которой ты находишься. Если не знать про

другие программы, то сама программа , в которой ты находишься, признается

за абс знание и истину,что приводит к однобокости и неиспользованию

достоинств других программ.

ПОЛ ФЕЙЕРАБЕНД. Концепция эпистемологического анархизма. При столкновении

теории с научным фактом для ее опровержения нужна еще одна теория. Для

этого он выдвигает и разрабатывает принцип полифернации --- размножение

теорий. Отстаивает правомерность любой новой теории. Каждый ученый должен

творить свободно, как он хочет. При этом следует выдвигать даже

неподтвержденные и непроверенные законы и гипотезы. Источником

альтернативных идей могут быть знахарство. мистика, вост культы, здравый

смысл. магия и др. Все они имеют собственную ценность. НЕт общих норм

универсальных критериев рациональности или научности, всегда найдутся факты

или обстоятельства, при которых могут пригодиться нормы, стандарты и

концепции, отвергаемые в других условиях. Любая теория приемлема. Заслуга в

отказе от приобретших устойчивые черты идеалов классической науки, при этом

наука предстает как процесс размножения теорий, нет единой линии и даже

устойчивых тенденций, а это неправда. Много внимания уделяет проблеме

терминологии. Каждая теория создает собственный язык для описания фактов.

при этом устанавливает свои стандарты и нормы, которые могут даже

противоречить друг другу. некритические заимствования их терминологии и

языка могут повредить ученому. Он не должен поддаваться нормам, а должен

исследовать факты сам, не поддаваясь давлению.

ТОМАС КУН. Книга "Структура научных революций" разработал концепцию научных

парадигм, нормальной науки и научных революций. Парадигма --- совокупность

теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное

научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном

этапе. Парадигма является основанием выбора проблем, моделью и образцом для

решения исследовательских задач. Согласно его концепции, на первом этапе

научной дисциплины отсутствует система ценностей и согласие относительно

целей, теоретических установок, общепринятых методов и фактов. Создание

парадигмы означает достижение такого согласия на основе общепринятых

образцов теоретических или эмпирических знаний, исследовательских

методологий. При этом ученые опираются на особые ценности, используют

замкнутый язык и образуют замкнутое сообщество. Переход от одной парадигмы

к другой сопровождается коллективным изменением видения, интерпретации

эмпирических фактов. полученные в рамках разных парадигм знания

несопоставимы и несравнимы, имеют различный смысл. Сравнение парадигм

происходит не на научном, а на естественном и философском метаязыке.

Нормальная наука, разв в рамках одной парадигмы, ведет к совершенствованию

теорий и росту эмпирических фактов. ОТкрытие аномальных фактов,

необъяснимых в рамках господствующих воззрений, приводит к научным

революциям, в ходе которых склад новые парадигмы. Однако объективного

прогресса, связанного с возрастанием объективной истины, он не признает,

полагая, что такие знания могут быть охарактеризованы как более или менее

эффективные для решения соответствующих задач. каждая парадигма обладает

своими критериями рациональности. Они несоизмеримы, в них нет логической

преемственности. Подчеркивает, что наука есть рез действия научных

коллективов, школ. Обратил на особую значимость социальных и

психологических моментов.

Проблема рациональности.

Узкое понимание рациональности как соответсвие логико методологическим

стандартам подверглось в постпозитивизме критике и было заменено более

расплывчатым понятием рациональности, значение которого досихпор не вполне

ясно.

Сциентизм.

Понятие рациональности носит ценностный характер: научная рациональность

понимается как высший и аудентичный тип сознания и деятельности, образец

для всех сфер современной культуры. Следует научная рациональность, как

универсальное средство организации деятельности отождествляется с

целесообразностью.

Культ научнотехнического разума

Иррациональная трактовка рациональностей- утверждении о “кризисе”

рациональности равноправие научной религиозной, магической и других типов

рациональности.

Иррациональное – лежащее за пределами досегаемости разума, недоступное в

рамках логического мышления, противоположное рационализму.

3.15 Экзистенционализм. Источники и смысл.

Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил.

Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель,

Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно.

В Герм э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и

уныния) Нов волна - Франция времен окупации и после 2 мир войны.

Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной

ответственности.

Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы

которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и

бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые

возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его

собственное сущ и его движение к небытию.

Э объявл предметом ф. - бытие. “Современная фил, как и в прошлые времена

занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия явл

неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б.

наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты