Философия

народом своего положения во времени, связи настоящего с прошедшим и

будущим.

Историческое сознание - неотъемлемая часть всех форм общественного

сознания.

3 уровня исторического сознания:

непосредственная встреча с историей.

определенная система знаний о прошлом.

теоретическое осмысление исторического прошлого.

Исторически: на низших уровнях равзития самосознания не наблюдалось.

2.20 Русская и западная традиции в осмыслении человека

Наряду с общим для различных культур и эпох неизменным в различное время

пониманием человека существует и серьезная специфика, определяющая разные

воззрения на сущность человека, его формирование, его личностные

характеристики.

Эта специфика обусловленна воздействием конкретных исторических,

демографических, геополитических, духовных и т.д. условий. Все эти

воздействия формируют народ, этнос, нацию.

Запад:

Человек- как отдельное «Я»; выделение из общества, осознание этой

отделенности; формирование своего лица среди таких -же «Я».

Этому способствовало:

Экономические отношения: формирование института частной собственности,

активное развитие товарно-денежных отношений.

Политические отношения: Раннее распространение в европе римского права для

отдельно существующих «Я» (Была необходлимая правовая регуляция).

Отдельное и отделенное существование человека, закрепленное в праве.

Следовательно, институт демократии.

Все способствовало заданию априорной традиции:

Идеал предприимчивого делового человека со знанием выбранной профессии.

Первейшая необходимость: деловой успех, богатство, материальное

благополучие.

Все рационализированно: отношения к обществу, к природе, к другому

человеку.

Неслучайно, что в европе зарождается наука.

Россия:

Акцент на духовность, духовность как сущность бытия человека. Душа -

основное явление и понятие, которое исследуется русскими мыслителями.

Способствовало православие, человек утвержден в существовании Бога, его

сущность- богочеловечна, он - сын божий.

Это сложилось под влияним конкретных экологических условий.

Человек реализовывал себя в сопричастности к другим, в совместности с ними.

Человек не противопоставлял себя природе, а наоборот хотел приобщиться к

Богу, природе; человек - живущий под знаком вечности и совершенствующий

себя в божественном приобщении.

Развитие:

Европа: развитие как прогресс: совершенствование материального

производства, его технической оснащенности, накопление материальных благ и

обеспечение материального благополучия.

Россия - Мыслители 19 века: совершенствование души человека, православие.

Свобода:

З.: Свобода «Я» - как отделенность от общества.

Р.: Сопричастность. Эквивалент свободы- воля, основанная не в рамках

законности: открытое общение, бунты.

В России: Соборность как личностная характеристика. «Мы не сумма отдельных

«Я», но их внутреннее единство. Человек приобщен ко всей вселенной.

Вывод: Черты понимания человека.

|Россия |Запад |

|Трансцендентность |Экзистенциальность |

|Теоцентризм |Антропоцентризм |

|Универсальность |Атомарность |

|Воля |Свобода |

2.21. Культура - преджмет филисофского анализа

Слово «культура» - одно из наиболее популярных в рассуждениях о вечных

философских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки (история,

археология, искусствоведение...). Существуют несколько различных

определений того, что можно называть культурой, множество подхъодов к ее

изуечению, моделей культуры. Следовательно отказ от идеи поиска и

утверждения какого-либо осмысления культуры как единственно верного.

В основе становелния понятия «культура» лежит потребность в теоретическом

осмыслении сущетсвенных сдвигов в общественном бытие человека, которые

начались в новое время и вызвали глубокие изменения в отношении человека к

природе, обществу, к самому себе.

Вторая половина 18 в.: культура выражала степень развитости разумного

начала, поступательного исторического развития, воплощения в религии, и

науки, искусстве, праве, в морале.

Основные модели культуры в истории философского осмысления культуры.

натуралистическая:

видела в культуре человеческое продолжение природы.

благодаря культуре человека не исключается из природы, а оразует высшее

звено (Вольтер, Руссо)

классическая (19 в.):

человек как субъект культуры выступает творцом культуры.

жесткое разделение объекта и субъекта познания.

предмет познания - надиндивидуальная реальность, из которой выводится

культура отдельного человека.

эта модель идеалистична, так как главная определяющая сфера развития -

духовное творчество

культура - чисто духовное образование

3) неклассическая (модернистская):

ориетируется на повседневную жизнь человека.

культура личности, этноса, социума рассматривается как элементы культурной

реальнотси, взаимодействующей между собой и воспринимаемой человеком в

процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия.

постмодернистская.

Философское осмысление культуры - без субъекта.

Понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-

то определение, полученное с помощью выделения какой-либо совокупности

признаков.

Следоваительно, определения «культуры» выступают как ее интерпретации в

зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры. Можно выделить

ряд достаточно разработанных подходов к осмыслению культуры:

аксеологический (ценностный) подход:

выделение сферы бытия, называемой миром ценностей. Именно, к этому миру и

применимо понятие «культура».

культура - итог всего многобразия деятельности человека как совокупность

материальных и духовных ценностей.

Главные проблемы этого подхода - понимание природы ценностей, их

происхождение общезначимости.

деятельный:

культура выступает специфическим способом человеческой деятельности.

в деятелности реализуется единство субъективного и объективного.

культура - способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития

общества, основа творческой активности человека.

структуралистический: культура - совокупность социальных элементов,

носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятленость

(брак, семья, обычай, тексты, символы...), но без учета личных факторов.

социологический: - культура - социальный инструмент, который позволяет

рассматривать общество как устойчивую целостность, отличную от природы.

гуманитарный: внимание акцентируется на совершенствовании человека как

духовно-нравственного субъекта культуры.

Вывод: Все эти подходы взаимодополняют друг друга. Однако, сохраняется

потребность в формировании обопщенного понимания культуры. Философия

рассматривает культуру как особый объект, подлежащий исследованию наряду с

природой, человеком, обществом, а как всеобщую характеристику мира как

целого. С точки зрения философии культура есть весь мир, в котором человек

находит себя.

2.22 Культура и цивилизация: Общее и специфическое.

Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение

использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к

поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком;

совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная

характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она

социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и

вообще существенную форму их выражения составляет система символов.

Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть

человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура.

Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация =

окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту

культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего

обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры),

обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное образование.

Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества.

Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж.

личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F трансляции

опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч.

процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может

превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него

воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего

изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для

устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих

странах мира.Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь,

оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич.

процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ.

жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не

были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке

паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики

советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех "предложений",

кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется "социальн.

отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-

ва.

Слово «цивилизация» появилось во францухком яхыке в середине 18 в. В русле

теории прогресса и употреблялось только в единственном числе. В частности,

просвятители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме

и справедливости.

Четыре подхода в интерпретации поняти «цивилизации»:

культурологогический (т.е. социокультурное образование)

Вебер, Тайнби: цивилизация - особый социокультурный феномен, ограниченный

определенными пространственно-временными рамками, основу которых составляет

религия.

Тайлор: Цивилизация - знания, верования, искусство, нравственность и

привычки, усвоенные человеком как членом общества.

социологический (т.е. социальное образовнаие)

Уилкинсон: Социальное образование, имеющее общий временной и

пространственный параметр, сосредоточенное вокруг городских центров,

благодаря действию механизмов их связей, в первую очередь социально-

политических.

этнопсихологический

связь пониятия цивилизации с особенностями этнической истории (Л. Гумилев)

специфика культуры и психологии народа

географический

влияет географическая среда

В целом преобладает культурологический подход.

Цивилизация - это культура материальная (узкий смысл).

Цивилизация - это совокупных материальных и духовных достижений (широкий

смысл)

Еще в 19 в. Активно противопоставлялись термины: «культура» и «цивилизация»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты