народом своего положения во времени, связи настоящего с прошедшим и
будущим.
Историческое сознание - неотъемлемая часть всех форм общественного
сознания.
3 уровня исторического сознания:
непосредственная встреча с историей.
определенная система знаний о прошлом.
теоретическое осмысление исторического прошлого.
Исторически: на низших уровнях равзития самосознания не наблюдалось.
2.20 Русская и западная традиции в осмыслении человека
Наряду с общим для различных культур и эпох неизменным в различное время
пониманием человека существует и серьезная специфика, определяющая разные
воззрения на сущность человека, его формирование, его личностные
характеристики.
Эта специфика обусловленна воздействием конкретных исторических,
демографических, геополитических, духовных и т.д. условий. Все эти
воздействия формируют народ, этнос, нацию.
Запад:
Человек- как отдельное «Я»; выделение из общества, осознание этой
отделенности; формирование своего лица среди таких -же «Я».
Этому способствовало:
Экономические отношения: формирование института частной собственности,
активное развитие товарно-денежных отношений.
Политические отношения: Раннее распространение в европе римского права для
отдельно существующих «Я» (Была необходлимая правовая регуляция).
Отдельное и отделенное существование человека, закрепленное в праве.
Следовательно, институт демократии.
Все способствовало заданию априорной традиции:
Идеал предприимчивого делового человека со знанием выбранной профессии.
Первейшая необходимость: деловой успех, богатство, материальное
благополучие.
Все рационализированно: отношения к обществу, к природе, к другому
человеку.
Неслучайно, что в европе зарождается наука.
Россия:
Акцент на духовность, духовность как сущность бытия человека. Душа -
основное явление и понятие, которое исследуется русскими мыслителями.
Способствовало православие, человек утвержден в существовании Бога, его
сущность- богочеловечна, он - сын божий.
Это сложилось под влияним конкретных экологических условий.
Человек реализовывал себя в сопричастности к другим, в совместности с ними.
Человек не противопоставлял себя природе, а наоборот хотел приобщиться к
Богу, природе; человек - живущий под знаком вечности и совершенствующий
себя в божественном приобщении.
Развитие:
Европа: развитие как прогресс: совершенствование материального
производства, его технической оснащенности, накопление материальных благ и
обеспечение материального благополучия.
Россия - Мыслители 19 века: совершенствование души человека, православие.
Свобода:
З.: Свобода «Я» - как отделенность от общества.
Р.: Сопричастность. Эквивалент свободы- воля, основанная не в рамках
законности: открытое общение, бунты.
В России: Соборность как личностная характеристика. «Мы не сумма отдельных
«Я», но их внутреннее единство. Человек приобщен ко всей вселенной.
Вывод: Черты понимания человека.
|Россия |Запад |
|Трансцендентность |Экзистенциальность |
|Теоцентризм |Антропоцентризм |
|Универсальность |Атомарность |
|Воля |Свобода |
2.21. Культура - преджмет филисофского анализа
Слово «культура» - одно из наиболее популярных в рассуждениях о вечных
философских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки (история,
археология, искусствоведение...). Существуют несколько различных
определений того, что можно называть культурой, множество подхъодов к ее
изуечению, моделей культуры. Следовательно отказ от идеи поиска и
утверждения какого-либо осмысления культуры как единственно верного.
В основе становелния понятия «культура» лежит потребность в теоретическом
осмыслении сущетсвенных сдвигов в общественном бытие человека, которые
начались в новое время и вызвали глубокие изменения в отношении человека к
природе, обществу, к самому себе.
Вторая половина 18 в.: культура выражала степень развитости разумного
начала, поступательного исторического развития, воплощения в религии, и
науки, искусстве, праве, в морале.
Основные модели культуры в истории философского осмысления культуры.
натуралистическая:
видела в культуре человеческое продолжение природы.
благодаря культуре человека не исключается из природы, а оразует высшее
звено (Вольтер, Руссо)
классическая (19 в.):
человек как субъект культуры выступает творцом культуры.
жесткое разделение объекта и субъекта познания.
предмет познания - надиндивидуальная реальность, из которой выводится
культура отдельного человека.
эта модель идеалистична, так как главная определяющая сфера развития -
духовное творчество
культура - чисто духовное образование
3) неклассическая (модернистская):
ориетируется на повседневную жизнь человека.
культура личности, этноса, социума рассматривается как элементы культурной
реальнотси, взаимодействующей между собой и воспринимаемой человеком в
процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия.
постмодернистская.
Философское осмысление культуры - без субъекта.
Понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-
то определение, полученное с помощью выделения какой-либо совокупности
признаков.
Следоваительно, определения «культуры» выступают как ее интерпретации в
зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры. Можно выделить
ряд достаточно разработанных подходов к осмыслению культуры:
аксеологический (ценностный) подход:
выделение сферы бытия, называемой миром ценностей. Именно, к этому миру и
применимо понятие «культура».
культура - итог всего многобразия деятельности человека как совокупность
материальных и духовных ценностей.
Главные проблемы этого подхода - понимание природы ценностей, их
происхождение общезначимости.
деятельный:
культура выступает специфическим способом человеческой деятельности.
в деятелности реализуется единство субъективного и объективного.
культура - способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития
общества, основа творческой активности человека.
структуралистический: культура - совокупность социальных элементов,
носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятленость
(брак, семья, обычай, тексты, символы...), но без учета личных факторов.
социологический: - культура - социальный инструмент, который позволяет
рассматривать общество как устойчивую целостность, отличную от природы.
гуманитарный: внимание акцентируется на совершенствовании человека как
духовно-нравственного субъекта культуры.
Вывод: Все эти подходы взаимодополняют друг друга. Однако, сохраняется
потребность в формировании обопщенного понимания культуры. Философия
рассматривает культуру как особый объект, подлежащий исследованию наряду с
природой, человеком, обществом, а как всеобщую характеристику мира как
целого. С точки зрения философии культура есть весь мир, в котором человек
находит себя.
2.22 Культура и цивилизация: Общее и специфическое.
Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение
использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к
поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком;
совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная
характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она
социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и
вообще существенную форму их выражения составляет система символов.
Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть
человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура.
Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация =
окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту
культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего
обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры),
обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное образование.
Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества.
Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж.
личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F трансляции
опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч.
процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может
превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него
воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего
изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для
устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих
странах мира.Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь,
оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич.
процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ.
жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не
были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке
паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики
советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех "предложений",
кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется "социальн.
отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-
ва.
Слово «цивилизация» появилось во францухком яхыке в середине 18 в. В русле
теории прогресса и употреблялось только в единственном числе. В частности,
просвятители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме
и справедливости.
Четыре подхода в интерпретации поняти «цивилизации»:
культурологогический (т.е. социокультурное образование)
Вебер, Тайнби: цивилизация - особый социокультурный феномен, ограниченный
определенными пространственно-временными рамками, основу которых составляет
религия.
Тайлор: Цивилизация - знания, верования, искусство, нравственность и
привычки, усвоенные человеком как членом общества.
социологический (т.е. социальное образовнаие)
Уилкинсон: Социальное образование, имеющее общий временной и
пространственный параметр, сосредоточенное вокруг городских центров,
благодаря действию механизмов их связей, в первую очередь социально-
политических.
этнопсихологический
связь пониятия цивилизации с особенностями этнической истории (Л. Гумилев)
специфика культуры и психологии народа
географический
влияет географическая среда
В целом преобладает культурологический подход.
Цивилизация - это культура материальная (узкий смысл).
Цивилизация - это совокупных материальных и духовных достижений (широкий
смысл)
Еще в 19 в. Активно противопоставлялись термины: «культура» и «цивилизация»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30