Философия (WinWord97/2000)

Философия (WinWord97/2000)

2.Специфика ф-ого знания. 1

3. Структура ф-ого знания 2

4. Исторические типы мировозрения 2

5. Ф-ская мысль древнего Китая (Учения Конфуция, Лао-Цзы). 2

6. Ф-я древней Греции, ее основные школы. (ref) 3

7. Ф-я средневековья 3

8. Ф-я эпохи Возрождения. 4

9. Ф-я Нового времени. Эмпиризм и рационализм 4

10. Французский материализм 17-18 веков и его роль в истории философской

мысли. 5

11. Классическая немецкая ф-я (конец 18-19 вв.) 6

12. Ф-я Канта. Категорический императив в его этике 6

13. Ф-ская система Гегеля и его диалект. метод. (см. шпарг.) 7

14. Антропологический материализм фейербаха 7

15. Ф-ская мысль в России в 19 и начале 20 века: Герцен, Чернышевский,

Бердяев. 8

16. Философские взгляды В.Соловьева. (см. шпарг.) 8

17. Социально-философские идеи К. Маркса. Принципы материалистического

понимания истории. (см. шпарг.) 9

18. Материя как ф-ская категория. Основные формы движения материи. 10

19. Представления современной физики и астрономии о материи.(неполн)

10

20. Материя как субстанция. Ее атрибуты: движение, пространство, время.

11

21. Происхождение и сущность сознания. Сознание и идеальное. 11

22. Сознание и самосознание. 12

23. Бытие как ф-ская категория. Основные сферы бытия. 12

24. Принцип детерминизма. Критики индетерминизма. 12

25. Принцип историзма в познании. Единство исторического и логического в

теоретическом мышлении. 13

26. Единство и борьба противоположностей как принцип диалектики. 13

27. Диалектический принцип взаимного перехода количественных изменений в

качественные. 14

28. Принцип диалектического отрицания. 15

29. Основные категории диалектики и их роль в познании. 16

30. Понятие культуры, ее сущность, динамика, исторический характер. 16

31. Источники и детерминанты общественного развития. Общество как сложная

система. 17

32. Периодизация человеческой истории как социально-ф-ская проблема.

Формационный и цивилизационный подходы. 18

33. Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество: сущность

и тенденции развития. 19

34. Общечеловеческая сущность морали. Основные категории этики. 19

35. Религия и мораль. Религия и светская культуры - две концепции

духовности, их единство и существенные различия. 20

36. Ф-ская концепция человека. Диалектика биологического и социального в

человеке.(неполн) 20

37. Назначение человека и смысл его жизни. 20

38. Ф-я экзистенциализма. (см. шпарг.) 21

39. Понятие науки. Социокультурные функции науки. 22

40. Эстетическое отношение человека к действительности и искусство. 23

41. Процесс информатизации общества и его философское значение (неполн)

24

42. Современные проблемы экологии и их философское значение. 25

43. Общественно-историческая закономерность и сознательная деятельность

людей. Критика волюнтаризма и фатализма. 25

44. Учение об истине. Критерии истины. Абсолютность и относительность

истины. (см. шпарг) 26

45. Глобальные проблемы человечества и их философское значение. 27

46. Практика и ее роль в процессе познания. 28

47. Позитивизм и постпозитивизм как направления западной ф-ии. 28

48. Свобода и необходимость. Свобода выбора и ответственность. 30

49. Чувственное познание и его формы. 31

50. Рациональное познание и его формы. 32

51. Диалектика эмпирического и теоретического знания. 33

52. Особенности научного познания, его структура, формы и методы. 34

2.Специфика ф-ого знания.

С. ф. Выражается в с. ее языка. Язык ф. – язык категорий и понятий,

т.е. ф. Оперирует понятиями, категориями – продуктами рассудка. Ф. является

особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее

важными особенностями: 1) Исходным пунктом и целью ф-ии является человек,

его место в мире и отношение к этому миру; 2) Ф-я изучает наиболее общие

основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира

как целого; 2) Основным средством познания является человеческий разум —

Логос; 3) Эмпирическая база познания — вся совокупность частных наук и

общественно-историческая практика; 4) Ф-я сочетает в процессе изучения

действительности теоретико-познавательный подход с ценностным подходом (где

и как находит свою практическую реализацию полученное знание, и какова

ценность, значимость этого знания для человека и человечества) Ф-я — это

форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального

и природного бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношения

человека к миру и смысла человеческой жизни.

3. Структура ф-ого знания

Структура фил. знания: 1) Ядро фил - диалектика, наука о наиболее общих

законах развития природы, общества и мышления. 2) Гносеология (теория

познания) - наука о том, как ч-к познает мир и самого себя. 3) Онтология -

учение о бытии. 4) Общая социология - о закономерностях и движущих силах

развития обва. От общей соц. отделились такие науки : этика, политология,

религиоведение и др., которые сущ. сегодня как самостоятельные науки. 5)

Историко-филосовский раздел - изучение истории фил учений. 1-5 Ф в полном

смысле слова, 1-3 фил. в узком смысле слова. Онтология равнозначно

метафизике изучает высшие, недоступные органам чувств, лишь предполагаемые

начала всего существующего, обязятельное для всех наук. Она выступает в

тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Онтология

выступает как систеа умозрительных всеобщих определений бытия. Проблему

бытия тесным образом связывают с научным и жизненным (экзистенциальным)

опытом, с границами и возможностями познания действительности. Гносеология

- важная часть философской теории, учение о способности человека познать

действительность, об источниках, формах и методах познания, об истине и

путях ее достижения. Термин ввел Кант. Материалистическая гносеол. исходит

из признания объективности внешнего мира и возможности его познания.

Идеалистическая гносеол. либо утверждает, что познание является отражением

мистической идеи, либо считает, что мир создается в процессе восприятия,

т.к. предметы суть “комплексы ощущений”, либо в принципе отрицает

возможность познания мира. Аксеология - раздел ф-ии, посвященный учению о

ценностях. Преобразую окружающий мир, люди создают матер. и духовн.

ценнсти. Среди них производственно-бытовая техника, здоровье, семья,

нравственные нормы, художественные произведения. В контакте с ними проходит

жизнь индивида и для него не безразлично, какой круг ценностей будет

ориентиром и мотивом в его жизни. Особое значение в качестве ценностей

имели истина, добро и красота. Религиозно-христ. мысль в качестве

незыблемой основы ценностей предложила Бога, а главной ценностью - спасение

души. Критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и

искусства и завершиласть разработкой новой системы ценностей, в которой

должное место заняли труд, здоровье, просвещение, познание и техника, гос-

во и социальная справедливость.

4. Исторические типы мировозрения

Мировоз-ие- это совок-ть общих предметов о действиях, кот.отражают и

раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это

понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина,

добро, красота), принципы познания и действительности(оптимизм, пессимизм)

ценностные ориентации. Мировоз-ие бывает индивидуальное, общ., групповое. В

мировоз-ии выделяют два уровня: чувственно-эмоциональн. и теоретич. Чувств.-

эмоц.мировоз.- это цельное осознание действительности в виде ощущений,

восприятий, эмоций. Теоретич.уровень-интеллектуальный аспект мировоз-

я(действительность через призму законов). Историч.формы мировоз-я: миф-

священное придание, сложенное о деянии богов, в кот.повествуется о том как

устроен мир. Мифология-самая первая форма осознания действительности. Она

связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный

опыт осмысления действительности предков. Мифологич.сознание сущ-ет и

сейчас. Религия-это форма общ-го сознания, смысл кот заключ-ся в

фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на

вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких

богов(монотеизм,политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии сущ-ют

свои книги и организац.орган. Ф-я (с греческ. “любовь к мудрости”)- это

учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение

о глубинной основе мира. Осн.фил-ие проблемы: 1.онтология(теория познания).

2. гносеология (учение о бытие).3.методология(учение о

развитии).4.социология(соц.проблемы). 5.этика(учение о морали).

6.эстетика(учение о прекрасном). 7.антропология(учение о человеке).

8.аксиология(уч.о ценностях). 9.диалектика(уч.о действительности). 10.

метафизика(уч.о смысле жизни).

Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он

живет,чем, смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая

эпоха и каждая общественная группа или класс имеют какое-либо

представление о решениии этих вопросов. Сумма всех таких решений и

ответов образуют М., к-ая вырыжается посредством категорий. Оно

играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей или

как говорят обладает особой методологической ф-ей от греч. methods-

способ,путь logos-учение.В центре ф-их проблем стоят вопросы о М. Одной из

основных ф-ий Ф.является обоснование оправдание и анализ М. Ф.-

теоритическое ядро М.

5. Ф-ская мысль древнего Китая (Учения Конфуция, Лао-Цзы).

Наибольшее распространение и влияние получила ф-я конфуцианства,

основоположником которой был Конфуций (VI-V в. до н.э.). Это было этико-

политическое учение, основными принципами которого считались следующие: •

взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе); • человеколюбие (

почитание родителей, культ предков); • сдержанность и осторожность в

поступках (осуждение бездеятельности, экстремизма и соглашательства). На

основе этих принципов Конфуций разработал правила управления государством.

Это управление было уподоблено им управлению колесницей: император правит,

чиновники — вожжи, закон и мораль — узда, уголовное наказание — бич, народ

— лошади. Конфуций выступал против чрезмерного насилия: «Если умело держать

вожжи, лошади побегут сами». В этот же период получило распространение

учение Лаоцзы о священном дао (даосизм). Все вещи, согласно этому учению,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты