Философия (WinWord97/2000)
2.Специфика ф-ого знания. 1
3. Структура ф-ого знания 2
4. Исторические типы мировозрения 2
5. Ф-ская мысль древнего Китая (Учения Конфуция, Лао-Цзы). 2
6. Ф-я древней Греции, ее основные школы. (ref) 3
7. Ф-я средневековья 3
8. Ф-я эпохи Возрождения. 4
9. Ф-я Нового времени. Эмпиризм и рационализм 4
10. Французский материализм 17-18 веков и его роль в истории философской
мысли. 5
11. Классическая немецкая ф-я (конец 18-19 вв.) 6
12. Ф-я Канта. Категорический императив в его этике 6
13. Ф-ская система Гегеля и его диалект. метод. (см. шпарг.) 7
14. Антропологический материализм фейербаха 7
15. Ф-ская мысль в России в 19 и начале 20 века: Герцен, Чернышевский,
Бердяев. 8
16. Философские взгляды В.Соловьева. (см. шпарг.) 8
17. Социально-философские идеи К. Маркса. Принципы материалистического
понимания истории. (см. шпарг.) 9
18. Материя как ф-ская категория. Основные формы движения материи. 10
19. Представления современной физики и астрономии о материи.(неполн)
10
20. Материя как субстанция. Ее атрибуты: движение, пространство, время.
11
21. Происхождение и сущность сознания. Сознание и идеальное. 11
22. Сознание и самосознание. 12
23. Бытие как ф-ская категория. Основные сферы бытия. 12
24. Принцип детерминизма. Критики индетерминизма. 12
25. Принцип историзма в познании. Единство исторического и логического в
теоретическом мышлении. 13
26. Единство и борьба противоположностей как принцип диалектики. 13
27. Диалектический принцип взаимного перехода количественных изменений в
качественные. 14
28. Принцип диалектического отрицания. 15
29. Основные категории диалектики и их роль в познании. 16
30. Понятие культуры, ее сущность, динамика, исторический характер. 16
31. Источники и детерминанты общественного развития. Общество как сложная
система. 17
32. Периодизация человеческой истории как социально-ф-ская проблема.
Формационный и цивилизационный подходы. 18
33. Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество: сущность
и тенденции развития. 19
34. Общечеловеческая сущность морали. Основные категории этики. 19
35. Религия и мораль. Религия и светская культуры - две концепции
духовности, их единство и существенные различия. 20
36. Ф-ская концепция человека. Диалектика биологического и социального в
человеке.(неполн) 20
37. Назначение человека и смысл его жизни. 20
38. Ф-я экзистенциализма. (см. шпарг.) 21
39. Понятие науки. Социокультурные функции науки. 22
40. Эстетическое отношение человека к действительности и искусство. 23
41. Процесс информатизации общества и его философское значение (неполн)
24
42. Современные проблемы экологии и их философское значение. 25
43. Общественно-историческая закономерность и сознательная деятельность
людей. Критика волюнтаризма и фатализма. 25
44. Учение об истине. Критерии истины. Абсолютность и относительность
истины. (см. шпарг) 26
45. Глобальные проблемы человечества и их философское значение. 27
46. Практика и ее роль в процессе познания. 28
47. Позитивизм и постпозитивизм как направления западной ф-ии. 28
48. Свобода и необходимость. Свобода выбора и ответственность. 30
49. Чувственное познание и его формы. 31
50. Рациональное познание и его формы. 32
51. Диалектика эмпирического и теоретического знания. 33
52. Особенности научного познания, его структура, формы и методы. 34
2.Специфика ф-ого знания.
С. ф. Выражается в с. ее языка. Язык ф. – язык категорий и понятий,
т.е. ф. Оперирует понятиями, категориями – продуктами рассудка. Ф. является
особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее
важными особенностями: 1) Исходным пунктом и целью ф-ии является человек,
его место в мире и отношение к этому миру; 2) Ф-я изучает наиболее общие
основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира
как целого; 2) Основным средством познания является человеческий разум —
Логос; 3) Эмпирическая база познания — вся совокупность частных наук и
общественно-историческая практика; 4) Ф-я сочетает в процессе изучения
действительности теоретико-познавательный подход с ценностным подходом (где
и как находит свою практическую реализацию полученное знание, и какова
ценность, значимость этого знания для человека и человечества) Ф-я — это
форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального
и природного бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношения
человека к миру и смысла человеческой жизни.
3. Структура ф-ого знания
Структура фил. знания: 1) Ядро фил - диалектика, наука о наиболее общих
законах развития природы, общества и мышления. 2) Гносеология (теория
познания) - наука о том, как ч-к познает мир и самого себя. 3) Онтология -
учение о бытии. 4) Общая социология - о закономерностях и движущих силах
развития обва. От общей соц. отделились такие науки : этика, политология,
религиоведение и др., которые сущ. сегодня как самостоятельные науки. 5)
Историко-филосовский раздел - изучение истории фил учений. 1-5 Ф в полном
смысле слова, 1-3 фил. в узком смысле слова. Онтология равнозначно
метафизике изучает высшие, недоступные органам чувств, лишь предполагаемые
начала всего существующего, обязятельное для всех наук. Она выступает в
тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Онтология
выступает как систеа умозрительных всеобщих определений бытия. Проблему
бытия тесным образом связывают с научным и жизненным (экзистенциальным)
опытом, с границами и возможностями познания действительности. Гносеология
- важная часть философской теории, учение о способности человека познать
действительность, об источниках, формах и методах познания, об истине и
путях ее достижения. Термин ввел Кант. Материалистическая гносеол. исходит
из признания объективности внешнего мира и возможности его познания.
Идеалистическая гносеол. либо утверждает, что познание является отражением
мистической идеи, либо считает, что мир создается в процессе восприятия,
т.к. предметы суть “комплексы ощущений”, либо в принципе отрицает
возможность познания мира. Аксеология - раздел ф-ии, посвященный учению о
ценностях. Преобразую окружающий мир, люди создают матер. и духовн.
ценнсти. Среди них производственно-бытовая техника, здоровье, семья,
нравственные нормы, художественные произведения. В контакте с ними проходит
жизнь индивида и для него не безразлично, какой круг ценностей будет
ориентиром и мотивом в его жизни. Особое значение в качестве ценностей
имели истина, добро и красота. Религиозно-христ. мысль в качестве
незыблемой основы ценностей предложила Бога, а главной ценностью - спасение
души. Критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и
искусства и завершиласть разработкой новой системы ценностей, в которой
должное место заняли труд, здоровье, просвещение, познание и техника, гос-
во и социальная справедливость.
4. Исторические типы мировозрения
Мировоз-ие- это совок-ть общих предметов о действиях, кот.отражают и
раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это
понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина,
добро, красота), принципы познания и действительности(оптимизм, пессимизм)
ценностные ориентации. Мировоз-ие бывает индивидуальное, общ., групповое. В
мировоз-ии выделяют два уровня: чувственно-эмоциональн. и теоретич. Чувств.-
эмоц.мировоз.- это цельное осознание действительности в виде ощущений,
восприятий, эмоций. Теоретич.уровень-интеллектуальный аспект мировоз-
я(действительность через призму законов). Историч.формы мировоз-я: миф-
священное придание, сложенное о деянии богов, в кот.повествуется о том как
устроен мир. Мифология-самая первая форма осознания действительности. Она
связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный
опыт осмысления действительности предков. Мифологич.сознание сущ-ет и
сейчас. Религия-это форма общ-го сознания, смысл кот заключ-ся в
фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на
вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких
богов(монотеизм,политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии сущ-ют
свои книги и организац.орган. Ф-я (с греческ. “любовь к мудрости”)- это
учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение
о глубинной основе мира. Осн.фил-ие проблемы: 1.онтология(теория познания).
2. гносеология (учение о бытие).3.методология(учение о
развитии).4.социология(соц.проблемы). 5.этика(учение о морали).
6.эстетика(учение о прекрасном). 7.антропология(учение о человеке).
8.аксиология(уч.о ценностях). 9.диалектика(уч.о действительности). 10.
метафизика(уч.о смысле жизни).
Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он
живет,чем, смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая
эпоха и каждая общественная группа или класс имеют какое-либо
представление о решениии этих вопросов. Сумма всех таких решений и
ответов образуют М., к-ая вырыжается посредством категорий. Оно
играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей или
как говорят обладает особой методологической ф-ей от греч. methods-
способ,путь logos-учение.В центре ф-их проблем стоят вопросы о М. Одной из
основных ф-ий Ф.является обоснование оправдание и анализ М. Ф.-
теоритическое ядро М.
5. Ф-ская мысль древнего Китая (Учения Конфуция, Лао-Цзы).
Наибольшее распространение и влияние получила ф-я конфуцианства,
основоположником которой был Конфуций (VI-V в. до н.э.). Это было этико-
политическое учение, основными принципами которого считались следующие: •
взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе); • человеколюбие (
почитание родителей, культ предков); • сдержанность и осторожность в
поступках (осуждение бездеятельности, экстремизма и соглашательства). На
основе этих принципов Конфуций разработал правила управления государством.
Это управление было уподоблено им управлению колесницей: император правит,
чиновники — вожжи, закон и мораль — узда, уголовное наказание — бич, народ
— лошади. Конфуций выступал против чрезмерного насилия: «Если умело держать
вожжи, лошади побегут сами». В этот же период получило распространение
учение Лаоцзы о священном дао (даосизм). Все вещи, согласно этому учению,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20