Философия (WinWord97/2000)

обезличиванию.

41. Процесс информатизации общества и его философское значение (неполн)

Современное об-во называют информатизационным, т.к. информация образует

важнейший элемент его жизнедеятельности. Информатизация, как процесс

перехода к информационному об-ву, коснулась всех сфер человеческой жизни.

Новые информационные технологии открывают следующую страницу в развитии

науки и жизни научного об-ва в целом. Электронная почта, компьютерные

конференции обеспечивают возможность тесного контакта ученых, интенсивного

обсуждения интересующих проблем. Информатизация научных исследований - это

реализация комплекса мер, направленных не обеспечене полного и

своевременного получения достоверных знаний об объектах исследований.

Информатизация образования является ключевым условием подготовки

специалистов, способных ориентироваться в окружающем мире. В сфере этой

деятельности претерпевают смысловой наполнение базовые задачи образования.

Информация образования - процесс, в котором политические, социально-

экономические, технологические и правовые механизмы тесно связаны на основе

широкого применения ЭВМ, средств, систем коллективной и личной связи.

Цель информатизации - глобальная рационализация интеллектуальной

деятельности, обеспечивающей автоформализацию предметных областей и

автономию процесса познания каждого индивида за счет свободного доступа ко

всем видам, формам и уровням учебных знаний.

Сущность информатизации образования составляют структурирование

профессиональных знаний в заданных предметных областях и обеспечение

свободного доступа обучаемых к базам данных.

Компьютерное моделирование-эффективное средство обучения. Полезным

средством может быть компьютер и при изучении тем, требующих усвоения

большого объема цифровой и иной конкретной информации. Компьютеры дают

новые возможности хранения хода и результатов решения многообразных задач,

включая допускаемые при этом типичные ошибки. Помимо развития

индивидуальных форм обучения будут появляться и новые формы совместного

обучения.

Научный эксперимент сегодня развивается по двум основным направлениям:

1. постоянно усложняется и совершенствуется его метериальная основа; 2.

оптимизация управления экспериментом. Автоматизация эксперимента позволяет

многократно ускорять его проведение, существенно повышая эффективность

труда экспериментатора. Важной областью применения компьютерных методов для

расшифровки экспериментальной информации является воссоздание

производственных структурных моделей сложных молекул на основе

рентгеновских снимков.

Развитие информационных технологий ставит перед человечеством массу

новых проблем, прежде всего по философскому осмыслению информационного

образа жизни и содержания информационного подхода. Сам по себе

информационный подход не есть панацея от бед человечества. Широкое

использование компьютеров рационализирует деятельность человека, расширяет

доступ к информации, способствует быстрому росту компетенции специалистов,

позволяет достичь многочисленных положительных экономических эффектов. Но

вместе с тем компьютерная революция может приводить к снижению

индивидуального начала и общекультурного уровня специалистов, изоляции

индивидов, усилению — с использованием банка данных — манипуляции людьми,

дегуманизации труда. Чтобы этого не случилось, необходима целенаправленная

ф-ская работа, которая не позволила бы подвергнуть забвению гуманитарную

составляющую информационного подхода. Наиболее значительными в этом смысле

являются этические проблемы, ибо именно в них запросы человека получают

свое пиковое выражение.

42. Современные проблемы экологии и их философское значение.

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов

в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является

экологическая проблема.

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и

углубляющемся противоречии между производительной деятельностью

человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал

основатель Римского Клуба А. Печчеи: “Истинная проблема человеческого вида

в том что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и

приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир”. Эти изменения

являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего,

производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком

неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты

ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год

составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из

этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду,

которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших

факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической

проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространение в окр

среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих

катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния

ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в

экологических беженцев.

Ученые свидетельствуют, что всякий биологический вид способен выжить в

пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных

условий и факторов окружающей среды. Человек это биологический вид, хотя и

более универсальный, более адаптивный к изменениям в окр среде. Однако и

его ресурсы в складывающейся ситуации исчерпываются. Причем воздействуют не

только физические факторы (загрязнение), но и психологические. Римский клуб

пришел к выводу, что главной причиной экологических проблем является НТП,

ориентированный на безудержный рост потребления. В части интелегентного

населения развитых стран можно отметить, что воспитание детей направлено не

на стремление вырастить людей стрмящихся к безудержному обогащению, а

наоборот к общечеловеческим ценностям, скорее наоборот слабые и развитые

страны порождают акул империализма. Это соответствует тем предложениям

философов которые выступают за переориентацию людей с мирских ценностей на

ценности духовные.

43. Общественно-историческая закономерность и сознательная деятельность

людей. Критика волюнтаризма и фатализма.

Исторически категории необход и случ возникли как следствие размышления о

чел судьбе, божественном провидении, свободе воли, о предопределенности или

стихийности всего чел бытия. Освободились от такого этического толкования

прежде всего с успехами науки, в частности теор вероятностей.

Существовали разное понимание необх и случ. Одни говорят “чему быть,

того не миновать”, т.е. в жизни все предопределено или судьбой

(античность), или богом (христианство), или всей системой вхаимод явлений.

С позиций детерминизма (Демокрит) случайность трактуется как чисто субъект

понятие, при помощи кот мы обозначаем то, причины чего пока еще не знаем.

Как только мы узнаем причину явл, оно перестает быть случ. Однако та случ,

причина кот познана, не перестает от этого быть случ, наличие причины

необязательно связано с необходимостью. Все события так или иначе причинно

обусловлены, но это е значит, что случ нет. Наиболеее ярко детерминизм

сформулирован у Лапласса - возможно в одной мат формуле выразить все

параметры, характеризующие мгновенное сост всех частей природы и всех сил,

все прошлые состояния мира и предсказать любые события на все грядущие

времена.

Другие считают, что все на свете - дело случая и нужно вверить ему

свою судьбу.Так возникла ложная альтернатива - или в мире господствует

случайность, или нет никакой случайности, только необходимость.

Что же такое случайность? Случайность - это такой тип связи, кот

обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления

причинами. Сл - это субъективно неожид, объективно привходящие явления,

то,что в данных усл м.б., а может и не быть.

Сл м.б. внешней и внутреней. Внешняя сл находится за пределами власти

данной необходимости. Она определ привходящими обстоятельствами. Чел

наступил на корку и упал. (падение не вытекает из логики поступков

упавшего)

Внутр сл вытекают из самой природы объекта. Сл рассм как внур, если

ситуация рожд сл явления описывается изнутри какого-то одного причинного

ряда, а совок действие др прич последовательностей описыв

посредствомпонятия объект условия осущ основного причиного ряда.

Выделяются сл субъективные, связанные с наличием у чел свободы воли,

когда он соверш поступок вопреки объект необходимости, и случ объективные.

Итак случайное - это возможное при соотв условиях. Оно противостоит

закономерному акк необходимому при соотв условиях. Необходимость - это

закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутреней

основой и совокупностью сущ условий их возникновения, существования и

развития.

Необх м.б. внешней и внутреней, т.е. порожденной собственной прир

объекта илистечением внешних обстоятельств. Необход м.б. динамической и

статистической.

Необх и сл выступ как соотносит категории, в кот выражается ф

осмысление характ взаимозависимости явлений, степени детерминированности их

возникнов и сущ. Необходимое прокладывает себе дорогу сквозь случайное.

Почему же необход может проявл только через случайное? Потаму что она

реализуется только через елиничное. Случ оказывают влияние на ход необхо

процесса. Более того, случ в ходе развития могут превращаться в

необходимость. Так законом. признаки одного биол вида появились как случ

отклонение от признаков др вида.

Основная цель познания - выявить закономерное. Но, чтобы его понять

необход выявить опред порядок. А для этого надо проанализ те конкретные

формы случ, в кот проявляется необходимое. А вот предсказ общ событий,

например, предполаг учеь и того и другого. В истории, как и в повед людей ,

немало иррационального. Движ истории в сильной степени зависит от субъект

факторов.

В истории общества в большей мере, чем в природе, проявл случай, ибо

тут действуют люди, побуждаемые идеями, волей и страстями. Логика истории,

действие в ей необходимости как результирующая своб деятельности множ людей

была названа Гегелем хитростью истор разума. Вне случайности история была

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты