Философия (WinWord97/2000)

человек. Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических

задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - “Я”.

Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек

вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то

или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность

осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Слово

характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Т.о.,

личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности

связа не солько с внешним видом челов, сколько с его внутренним дух миром.

“Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность;

с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я

индивидуальное существо”. У каждого конкретного чел всегда есть что-нибудь

свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и

себя в ней. Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно

остается неизменной на протяжении жизни человека.

Ответственность – категория, отражающая особое социальное и морально

правовое отношение личности к обществу, к-ое характеризуется выполнением

своего нравственного долга и правовых норм. Эта категория обнимаает

философско-социологическую проблему соотношения способности и возможности

человека выступать в качестве субъекта (автора) своих действий и более

конкретные вопросы: способность человека сознательно выполнять определенные

требования и осуществлять стоящие перед ним задачи; совершать правильный

моральный выбор; достигать определенного результата, а так же связанные с

этим вопросы правоты или виновности, возможности одобрения или осуждения,

вознаграждения или наказания. О. Рассматривается в связи с философской

проблемой свободы.

Необходимость и свобода. Вопрос о отношениях своб и неоходимости извечен.

Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств

для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в

жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

Своб воли - это способность чел принимать решения и совершать поступки в

соотв со своим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его

избирательной деятельности, основанной на познанных им объективных

свойствах и отношен вещей, законом связей явлений и событий объективного

мира. Т.о. каждое действие чел есть сплав своб и необход. => Свобода

личности, общества закл не в воображ независим от объект хаконов, а в

способности выбирать, принимать решения.

Как же свобода соотносится с необходимостью? С одной стор своб присутствует

в необход, т.е. необход реализуется только через свободу, в виде бескон

цепи выбора в деятельности людей, кот, однажды начавшись, привела к данному

общ состоянию. Это означает, что в истор процессе необход не только

сознается, но и создается. С др стороны необход содержиться в своб в виде

объективно даных истор обстоятельств, объек условий деят людей. В общем

свобода есть осознанная необходимость.

49. Чувственное познание и его формы.

Ч познание явл начальным этапом познания. Во-первых в истор плане:

разделение физ и умственного труда и выдел последнего в отдельный вид

деятельности - сравн поздний этап истории. Во-вторых, такая деят. является

начальной в том смысле, что на ее основе осущ контакт чел с миром мат

объектов. Она предпосылка без кот др формы познав деятельности не могут

сущ.

Для познания объектов данного типа необход функционирование органов чувств,

нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущ, восприятие мат

объектов. такая форма деятельности назыв чувств деятельностью или чувств

познанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувств познания от

непосредственной чувстыв- практ деятельности и, во-вторых, целостность

чувственного освоения мат объекта. Однако можно выделить и отдельые,

функционир в рамках этой целостности элементы ч позн.

Ощущения может рассм как простейший и исходный элемент чувств познания.

Установлено , что с точки зрения “информ способности” на первом месте стоят

зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение явл субъективным,

идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предм

через призму чел сознания. Например боль от ожога ( в огне нет боли). Ощущ

не просто фиксирует воздействие объектов, сущ независимо от чел, на чел

организм.

В ощущ. начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окруж миром с кот

практически взаимодействует субъект. Ощущ т.о. стоит у истоков отражения и

фиксирования объективной сист отношений, в кот реально вступает и реально

включен чел. Ощущ зависят и от состояния органов чувств и всего организма.

Но, несмотря на эту двойную зависимомть ощущ и от объекта и от субъекта, в

процессе практич функционирования сознания у чел выработалась способность

оценивать и повседневно использовать объект информацию, поставляемую ощущ.

Абсолютизирование субъективности в ощущениях ведет к субъект идеализму.

Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет, вкус,

запах, в то же время действует чувств способность синтезирования ощущений,

превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря

восприятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-предметной

форме, т.е. в виде объективной, независимой от сознания целостности. Именно

благодаря включению в восприятие отдельное ощущ приобретает качество

субъективного образа объект мира.

Восприятие- целостный образ мат предмета, данного посредством наблюдения.

Воспр не есть механ сумма ощущений. Восприятие сущ как форма такого

активного синтеза разнообр проявлений предмета, кот неразрывно связана с

другими актами познав и практической деятельности (опытом), предшеств

данному конкр наблюдению. Например, хоть мы можем непосредственно ощущ

только часть дома, но наше восприятие синтезирует в целостный образ дома и

те части, кот в данный момент мы не ощущаем. Благодаря многокр работе

механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать

целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам.

В этом случае функционирует еще более сложная форма чувств познания -

представление.

Эмоции - комплексная форма челов чувственности. Эмоции, подобно всем др

формам чуственности, с одной стор заключают в себе аспекты объект отражения

реальных связей, в кот включен человек, с др стороны, они фиксируют объект

отношение чел к миру. Эмоции всегда вкл в себя момент оценки явления.

Чувтсв познание с самого начала имеет специфически человеческий, т.е. соц-

истор характер. Конечно , в чувств познании чел имеет место непосредств

взаимодействие вн предмета и органов чувств. Однако мы не можем обнаружить

в реальной познав деятельности субъекта чувств познания в совершенно

обособл, так сказать чистом виде. - вне общения с др людьми, вне влияния

того мира культуры, в кот включен человек. Проц чувств восприятия очень

сложны. Мы смотрим на предмет и наше видение связано с нашим отношением к

этому предмету, мы восприн его как красивый или безобразный, полезный или

вредный... Когда мы видим человека, воспринимаем его действия и поступки

или наблюдаем общ события, механизм восприятия еще больше усложняется

“Красота”. “справедлдивость”, Прогрессивность” и многие др понятия,

связанные с ними отношения и установки включаются в процесс наблюдения,

восприятия таких объектов.

Функционирование органов чувств - необходимая предпосылка познания, без нее

невозможно. Пока все функционирует нормально, мы можем не замечать их роли.

Но их роль стан очевидной при их повреждении. Примеры, когда люди от прир

лишенные возможности слышать или видеть, способны быть вполне полноценными

людьми, развив в себе способности познания и рац мышления говорят о

внутренней мощи чел разума. А вот индивиды, выросшие со зверями -

практически теряют способность к познанию. Это означает, что челов

чувственно -практ деятельность и неразрывно соединенное с нею чувственное

познание по самой сущности являются социально-историческими явлениями.

В челов чувст восприятии есть еще 1 важный элемент, кот присущ только

человеку. Чел способен наглядно представить не только то, что видел собств

глазами, едва ли не большая часть его опыта включает образы, кот почерпнуты

из описаний. Т.е. индив опыт чел м.б. до определенной степени заменен

результатами опыта ряда его предшественников. В наш век в связи с развитием

средств м информ. эта способность чел, пользоваться чувств опытом др людей

стала почти неограниченной. Здесь также становится очевидным универсальное

значение языка с его возможностью предавать конкретные образы при помощи

слов.

Значение языка в познании огромно. Язык представляет собой результат

аккумуляции, обобщения предшествующего чел опыта. “ Всякое слово - уже

обобщает”. Данный факт сущ образом влияет на специфически-челов

функционирование органов чувств. В то же время он днмонстрирует

несостоятельность представл метафизического мат-ма о чувств опыте как

совершенно самостоятельном и обособленном этапе, урове познав деятельности

человека.

Локк: с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на др - человека,

совершенно лишенного знания. Вещи прир воздействуют на его органы чувств и

вызыв в организме ответную реакцию - сначала в виде самостоятельно сущ

ощущений. Последующее комбинирование разнообр ощущ дает чел восприятие

предмета в целом. (комбинация белого цвета, сладкости и особой формы

частичек приводит к возникновению целостного восприятия сахара) Многократно

воспринимая предм, челов закрепляет восприятие в памяти, он может

припоминать восприятие и образ в отсутствии предмета - так возникает

представление. Т.е ощущ, восприятия, представления предстают в виде

совершенно независимых, последовательно примыкабщих друг к другу реальных

этапов познав деятельности. Мышление лишь надстраивается над рез и формами

чувств познания.

50. Рациональное познание и его формы.

Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит от содержания

понятий, а также от того в какой мере сод понятий освоено данным чел.

Следовательно речь идет о зав-ти чувств опыта и восприятия от языка, от

понятийного аппар, используемого чел в его практ деятеьности. Однако эта

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты