Философия (WinWord97/2000)

рождаются и умирают благодаря собственному пути (дао). Человек должен

следовать естественным законам, отказаться от мудрствования. Лаоцзы отверг

этические принципы Конфуция, призывая к смирению, состраданию и незнанию.

Высшая добродетель, по его мнению, — недеяние и молчание. В конфуцианстве,

как и в буддизме, всякая уникальность человека рассматривалась как зло.

Главным было обнаружить безличный абсолют.

6. Ф-я древней Греции, ее основные школы.

Древнегреческая ф-я – совокупность философских учений, развивающихся в

древнегреческом рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н.э. – 6 в. н.э.

Характерно: 1) Единое, своеобразное, хотя отнюдь неизолированное явление в

развитии ф-ого сознания человечества. 2) Связь с учениями о природе, потом

это будут самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. 3)

Нерасчлененность единства первоначальных философских понятий и понятий

научных. 4) Представляет единство двух линий развития: материализм и

идеализм. 5) Начало формирования двух методов познания: диалектики и

метафизики.

Первые греческие философы - диалектики.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит): 1) Пытаются

заменить мифологическое мировоззрение рациональным объяснением. 2)

Оперируют понятием «природа». Природа - совокупность самых разнообразных

материальных явлений, которые возникают, функционируют и уходят в небытие.

3) Природа – совокупность преходящих друг в друга свойств, качеств,

состояний (холод и тепло, влага и сухое и пр.). 4) Хотят найти первоматерию

(«первопричину»). 5) Намечаются элементы диалектики. Гераклит: «В мире нет

ничего постоянного. Все меняется. Абсолютного бытия нет.»

ШКОЛА ЭЛЛИАТОВ (Парменид, Зенон - «против учения Гераклита»): Парменид:

абсолютное бытие существует. Если бы его не было, не было бы самой природы.

Мы можем выразить то, что существует, что не существует, мы словами

выразить не можем. Считал, что небытия нет. Гераклит - линия материализма,

Парменид – идеализма. Для Парменида вещь и мысли об этой вещи одно и тоже.

Эту идею в последующем примет Гегель. Зенон: прославился апориями –

затруднительного положения, в которое попадает разум при анализе явления. С

его точки зрения наше понятие о времени, бытии непонятны, неправильны.

Движение - противоречивое явление. Он способствовал развитию диалектики,

правильному понятию вещей.

ПЛАТОН – представитель объективного идеализма. Существует два мира: мир

вещей и мир идей. Мир вещей – тот мир, с которым человек контактирует

постоянно. Материальные предметы крайне несовершенны, они возникают и

исчезают. Мир идей совершенен, любая вещь - слабая копия идеи. Идея

абсолютна, неизменна, совершенна. Мир идей определяет мир вещей. Идея

Платона - идеальное государство. Основа – труд рабов. Аристократическая

республика, правят философы, охраняют воины, материальные блага производят

ремесленники. Единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое

разделение труда. Богатство и бедность презираются, так как ведут к порче

людей и социальным возмущениям.

7. Ф-я средневековья

В период Средневековья ф-я развивалась преимущественно в лоне теологии. Она-

служанка богословия. Ее основные направления: апологетика (защита и

обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к

разуму), патристика (догматизация учений «отцов церкви», утверждавших

несовместимость религиозной веры с античной философией), схоластика

(рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с

использованием идей античной ф-ии). Космоцентризм древнегреческой ф-ии

вытеснен тео-центризмом, исходная идея которого заключается в следующем:

все изменяемое сотворено богом из «ничего» и стремится в конце концов к

ничтожному. Природное и социальное бытие-результат божественного

предопределения. Следствие этого тезиса-идея мировой гармонии и

целесообразности всех процессов. Человек понимается как персона, неделимая

личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем

человеческой личности является душа, созданная Богом. Порча души ведет к

порче личности. Несовершенство поведения человека, обладающего свободой

воли - причина зла, которое необходимо для гармонии мира. Большинству

философов этого периода было присуще догматическое мышление, основанное на

доскональном знании формальной логики, которая становится незыблемым

каноном. Методы этого мышления - суммарный обзор, комментарии, цитирование.

В центре философских диспутов был вопрос о соотношении веры и знания.

Известна концепция чистой веры Тертуллиана, суть которой выражена в

афоризме: «Верю, ибо абсурдно». Напротив, Ф. Аквинский считал, что вера в

Бога должна опираться на систему рациональных доказательств: 1)

доказательство от движения (всякое движение нуждается в первотолчке,

который и есть Бог); 2) доказательство от производной причины (в мире

существует причинный порядок, берущий начало от первопричины — Бога); 3)

доказательство от необходимости и случайности (все явления случайны, потому

конечны. Значит, неизбежно наступает время, когда они будут отсутствовать.

Если это так, то нельзя допустить того, что они возникли сами по себе.

Следовательно, существует необходимая причина, производящая их); 4)

доказательство от совершенства (все существующее совер-, шенно. Бог

совершенен. Следовательно, Бог существует); 5) доказательство от

целесообразности (все в мире упорядочено, разумно, гармонично. Значит, есть

разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит).

В Средневековье возник ряд еретических учений, подорвавших авторитет

религиозных идей и положивших начало ф-ии Нового времени: 1) учение о двух

истинах: истине веры и истине знания (Д. Скотт); 2) учение о свободе воли и

ее относительной детерминированности (Ж.Буридан); 3) учения о соотношении

вещей и понятий о них: номинализм (реально существуют только вещи, понятия

- лишь их имена) и реализм (общие понятия существуют реально, независимо от

единичных вещей); 4) учение об опыте как о мериле истинности понятий

(У.Оккам). Итак, период Средневековья нельзя считать периодом застоя

философской мысли. Средневековая ф-я внесла существенный вклад в развитие

гносеологии, особенно формальной логики, отличала знание от веры,

обосновала необходимость изучения природы.

8. Ф-я эпохи Возрождения.

Возрождение – ф-ские. и социолог.учения в эпоху становления раннего

буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в

эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма,

значительные достижения в области естествознания привели к тому, что ф-я

перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития

приобрела антисхоластическую направленность. Успехи географические, в

медицине, научная анатомия, возникновения символов в математике. сломлено

господство церкви (Декамерон, Гаргантюа, Эразм Роттердамский). Сначала

искусство и и Италии, затем везде. Особенности 1) отрицание книжной

мудрости и схоластики, словопрений и изучение самой природы ; 2)

материалисты античности - Демокрит, Эпикур; 3) тесная связь с

естествознанием; 4) исследование проблем человека.

Прежде всего возр. проявилась в этике. Возобновление этических учений

стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христианской

морали. Валла - этика Эпикура, стремление всего живого к избеганию

страданий. Душа есть единое и неделимое, ее способности есть ощущения, и

это единственный источник познания. Наслаждение - высшее благо. На личном

благе строятся отношения людей в обществе. Добродетель есть не только

аскетичная (схоластика), но и светская - разумно пользоваться богатством,

брак. То есть попытка вывести нравственность из самой природы человека. Для

В характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное целое,

подчиняющееся законам. Основа этого - пантеизм. Натуралистический - Бруно-

одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение

бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). нет бога над миром, а

материя есть бог, живое и активное начало. Стихийная диалектика,

изменчивость земли. Человек есть часть природы, его любовь к познанию

бесконечного и сила разума возвышают его над миром.

Мистический - Кузанский - растворение природы в боге. бог стоит выше

противоположностей, которыми ограниченный рассудок наделяет природу. в боге

совпадают все противоположности - абсолютный мин и абс макс, единичное и

множественное и т.д. Несмотря на мистико-- идеалистическую направленность,

предвосхитил появление бесконечно малях, проблема бесконечности,

методология математических понятий для познания природы. ряд

диалектических идей - единство и борьба противоположностей и. т.д.

Наибольшую роль в ф-ии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции

(Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических

методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно-

научного направления в ф-ии были: 1) методы экспериментально -

математического исследования природы; по Галилею, все явления можно свести

к количественному отношению. К истине приводят два метода: резолютивный

(аналитический, разложить явление на элементы) и композитивный

(синтетический, осмысление явления в целостности). Плюс эксперимент=

научная методология. В нее вводится количественный анализ, опытно-

индуктивный и абстрактно-дедуктивный способ исследования природы. 2)

детерминистское истолкование действительности, противоположное

теологическому истолкованию; найдены фундаментальные законы механики, что

говорит о том, что существует естественная необходимость. 3) формулировка

научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с

кот.человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов

природы (Галилей в механике).

Определяющими чертами натурф-ого направления в ф-ии были: метафизическое

понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно

бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в

связи с этим деистическая непоследовательность (деизм-предполагает наличие

бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии

мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире. В борьбе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты