Философия (WinWord97/2000)

бы фатальной. Однако и абсолютизировать волюнтаризм не надо.

Волюнтаризм - абсолютиз внутр аспект свободы, доводя его до

произвола. Фатализм - рассм каждый чел поступок как неотвратимую реализацию

изначального предопределения, исключ своб выбор. Однако если бы чел

действовал только под влиянием вн сил, то его постигла бы учась “буриданова

осла” (2 охапки сена). Такая трактовка свободу воли, точнее несвободы,

унижает чел достоинство с 1 стороны , а с др снимает с него всякую

ответственность и не позволяет по достоинству оценить его заслуги.

Законом ход истор событий реализ не помимо, а посредством воли людей,

их созн действий. Что же такое своб воли? Своб воли - это способность чел

принимать решения и совершать поступки в соотв со своиим интересами,

целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельости,

основанной на познанных им объективных свойствах и отношен вещей, законом

связей явлений и событий объективного мира. Т.о. каждое действие чел есть

сплав своб и необход. => Свобода личности, общества закл не в воображ

независим от объект хаконов, а в способности выбирать, принимать решеия.

Своб воли есть необход условие любой целенаправл деятельности,

субъекту кот неотъемлемо присуще чувство ответственности. Ответств

предполагает с 1 стороны осознание должного, а с др - возм своб выбора

путей его реализации.

Свобода есть специфически человеческий способ бытия: “Мера свободы

входит в понятие человека”. Мера своб как творческого самовоплощения чел

определ уровнем развития производ сил и общ отношений, а также степ

познания и овладения природными и соц законами. И если объем чел свободы

явл мерой общ прогресса, то сам прогресс зависит от степ свободы, кот люди

располаг в своей деятельности. Личность, как таковая, облад реальностью

своей своб, выражающейся в свободе выбора из совокупности возм,

предоставляемых ей обществом.

Как же свобода соотносится с необходимостью? С одной стор своб

присутствует в необход, т.е. необход реализуется только через свободу, в

виде бескон цепи выбора в деятельности людей, кот, однажды начавшись,

привела к данному общ состоянию. Это означает, что в истор процессе необход

не только сознается, но и создается. С др стороны необход содержиться в

своб в виде объективно даных истор обстоятельств, объек условий деят людей.

В общем свобода есь осознанная необходимость.

Для того чтобы выявление законом и случ, своб и необходимого в целях

прогнозиров будущего было максимально приближено к конкретной практике и

свободно от субъект оценок, необхо использовать и такую чрезвычайно важную

пару категорий диалектики как возможность и действительность, т.к.

необходимоть, случайность и свобода явл различными способами превращ

возможного в действительное, ибо чел осущ свою свободу в меру своих

возможностей.

44. Учение об истине. Критерии истины. Абсолютность и относительность

истины. (см. шпарг)

Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством нго

чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и

характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как

субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания

определ мерой его истинности. Истина есть свойствознания, а не объекта

познания.

Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа.

Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. А

будущее - может ли оно быть предм отражеия? Можно ли оценить как истинную

идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится

на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако

замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм

истинности или ложности.

Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим

субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе,

вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в

динамике ее резвия. Это придает ей особ ценность, связанную с

прогностическим измерением. Истиные знания дают людям возможность разумно

организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и

заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее

реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда

односторонне, объективн действительность, имеют реальный источик. В любом

вымысле содержатся нити реальности.

Итак заблуждения имеют и гносеолог и психологические, и соц основания. Но

их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь

- это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то

в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное

сокрытие того, что было. Источником лжи м.б. и логически неправильное

мышлеие.

Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений,

убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в

ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. До тех пор пока чел

стремится вперед он блуждает,” - говорил Гете.

Гораздо сложнее все в обществ нуках в частности в истории. Тут и

доступность источников и их достоверность и политика.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь

призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством

свойств и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень

познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания

поэтому нсят относительный характер. Относит знаний закл в их неполноте и

вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект

не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть

ограничено-верное знание о чем-либо.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты

событий, рождения , смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания,

кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно

подтверждается жизнью.

Термин абсолютное примен и и к любой относит истине: поскольку она

объективна, то в кач момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле

любая истина абсолютно-относительна. Развитие люб истины есть наращивание

моментов абсолютного. Новы н теории явл более полными и глубокими по сравн

с предыдущими. Но нов истины не сбрасывают под откос истории старые, а

дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и

глуб истин. (Теор относит Эйнштейна и Ньютоновская механика).

Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей,

взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его

развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не м.б.

установлеа если не известны условия места, времеи..., в кот они

сфрмулированы. Суждение, верно отраж объект в даных условиях, становится

ложным по отнош к тому же объекту в иных обстоятельствах.(кипение воды

при100 град).

Каждый объект наряду с общими чертами наделен и индивид особенностями. В

силу этого наряду с обобщеным необходим и конкретный подход к объекту: нет

абстр истины, она всегда конкретна. Истинны ли к примеру принципы клас

механики? Да, но в опред пределах. И так для люб истины.

Что дает людям гарантию истиности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - крит

истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны.

Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в

опоре на что-то более прочное.

Выдвигался и такой крит истины, как общезнанчимость: истино то, что соотв

мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а

остальные - нет.

Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те кот хорошо

работают.( полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего

подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего

опыта. Если представл о боге будут удовлетворять этим критериям - то они

истинные.

Крит истины закл в практике. Именно в практике должен чел доказать

истиность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов н

мышления гласит: некое полож явл истинным, если возможно доказать,

применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выраж в

термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание

соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую

меру объективности, истинности своего содежания.

В кач критерия истины практика раб не только как предметная деятельность.

Она выступает и в опосредованой форме - как логика, закалившаяся в горниле

практики. Можно сказать, что логика - это опосредованая пактиак. Наш разум

дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практ действий и

всей системе дух культуры.

45. Глобальные проблемы человечества и их философское значение.

Человек может существовать не иначе, как в рамках достаточно узкого

диапазона параметров физической среды, био-и социосферы. Человечество

держится на острие. ускорение процессов развития общества сопровождается

понижением уровня его стабильности. сопровождается состояниями

неустойчивости, возникают новые системные качества и аттракторы. Та как

человечество приобрело всепланетарный статус, то и его проблемы стали

носить глобальный характер. Неустойчивость внушает надежду, что малые

изменения могут привести к изменению всей структуры, что означает, что

индивидуальная деятельность совсем не бессмысленна. При этом мир, видимо,

навсегда лишился стабильности и гарантий непреходящих законов. особенно

стали важны нелинейные системы и отношения, когда малый сигнал на входе

дает большой на выходе, и повышение темпоральности --- чувствительности к

ходу времени.

Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с

внешними условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия

системы "общество-природа".

Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл

ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-

прир. "Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу

она мстит. Каждая из этих побед имеет правда в первую очередь те

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты