последствия, на кот мы рассчитывали, но во втор и в третью очередь совсем
другие, непредвиденные последствия, кот очень часто уничтожают значение
первых." Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней.
Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания,
расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно
обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на
нее. Здесь находит отражение общефил принцип: "чем полнее свобода, тем выше
ответственность".
В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел иного
способа мышления, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это
прежде всего означает, что челов должно осознать себя как единое целое в
своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение
равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг
с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в
решениях этих проблем. В соврем обществе потребления решение эколог проблем
невозможно...
Другие проблемы
невозможность затормозить тех прогресс, загрязнение. Нарушено ли хрупкое
равновесие между природой и чел. Уничтожение прир ископаемых, пресной воды,
лесов, видов животных. Вправе ли чел, осознавая ответственность перед лицом
Вселенной, изменять Землю?Действия людей носят некомпенсируемый характер.
Озоновый слой,парниковый эффект, проблема шума. Сам человек начинает
эволюционировать в техногенной среде. ведут мутации к негативному или к
полезному? Психические изменения в рез-те жизни в неестественных условиях.
Скука, апатия, безнадежность, мусор, теснота и др проблемы.
Демографические проблемы, учение Мальтуса о перенаселении. Население растет
в геометрической прогрессии, еда – в арифметической. При этом проблема
нехватки населения в развитых странах и переизбытка рождаемости в Африке и
Лат Америке. Вопрос о коэволюции человека и животного. Вынос высоких
технологий в космос и загрязнение космоса. Проблема информационного потока.
Проблема искусственного интеллекта и механической жизни. Проблемы генной
инженерии сейчас вышли на первый план. Ну и так далее, словом, здесь можно
говорить, не останавливаясь.
Нравственные проблемы. В связи с развитием науки встала проблема смерти, ее
определения. Когда можно констатировать смерть и когда можно вернуть
человека к жизни? В связи с этим стоит проблема эвтаназии как
безболезненной смерти, тем более уже появились приспособления для этого.
Проблема абортов, можно или нет, в основном нравственная проблема -- когда
можно говорить о жизни нового человеческого сущва? проблема борьбы со
СПИДом, наркоманией, алкоголем и возникающая при этом проблема милосердия.
Мутации --- повышение процента олигофреничных и аутичных детей, проблема их
адаптации в человеческом обществе. Новая точка зрения на эту проблему ---
если они не имеют развитого интеллекта, то почти все очень добры и
нравственные. Не есть ли это просто другие люди, не хуже нас?
При анализе глобальных проблем важно помнить, что их решение не есть дело
простое, а даже опасное. Человечество вступило в эпоху необратимого
развития, и предотвращение деградации человечества как элемента биосферы
сводится к формированию новой цивилизации.
Становится вопрос разработки Стратегии Человека, согласованной со
стратегией природы. Понятие об экологическом и нравственном императиве, то
есть некоторые вещи, в частности изменение некоторых свв окружающей среды
недопустимо ни при каких обстоятельствах. Это новые составляющие новой
нравственности человечества. актуальной задачей стало создание планетарного
гражданского общества как института, в рамках которого и возможна
эффективная реализация стратегии человечества, сопровождаемая формами
контроля международных организаций. Невозможность разделения этических и
научных ценностей, следовательно, новая этика, построенная на
ответственности как на высшей ценности.
Концепция --- изменить путь современной цивилизации, совершив коренной
поворот в сторону глобальных духовных проблем, откуда и пойдет экономика и
др. Надо переориентировать людей с материальных ценностей на духовные, а то
сейчас общество есть общ потребителей, потребление стало целью, все
производится для того, чтобы потреблять. Чел попал в зависимость от вещей и
прогресса. Это наносит непоправимый урон дух миру чел, Необходимо дух
совершенствование.
46. Практика и ее роль в процессе познания.
Основной формой проявления жизни чел. является деятельность - чувственно
предметная, практаческая, и духовная, теоретическая. Чел - активное
существо. Он активно воздействует на окруж его вещи, придает им форму и св-
ва, необход для удовлетворения его обществ и личных потребностей. Именно в
преобразов мира челов придает определенностьсвоему бытию.
Практика - это материальная, чувствнно предметная целенаправленная
деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразов прир и
социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движ силу развития
челов общества и познания. Под пр прежде всего разумеют не только и не
столько деят отдельного чел, сколько совокупную деят, опыт всего
человечества в его исторразвитии.. Какпо содерж так и по форме практика
носит общ характер. Совр практика есть р-т всемирной истории. Практика
включает в себя такие моменты как цель, потребность, мотив, отдельные
действия, движения, акты, предмет, на кот направлена деятельность, средства
достиж цели и р-т деятельности.
Общ практика находится в диалект единстве с познавательной
деятельностью, с теорией. По отнош к познанию она выполн. троякую роль. Во-
первых, явл источником, основой познанияч, его движ силой, дает ему необход
фактический материал. Во-вторых, практ явл способом приложения знаний, и в
этом смысле она цель познания. Конечной целью познан являются незнания сами
по себе, а практ преобразование действит для удовлетворения матер и
духовных потребностей общества. В-третьих, практ служит критерием
истинности рез познания.
Основными видами практ явл материально-произв деят людей и социально-
преобразующая деятельность масс. (социальная, духовная, политическая
сферы). Естественнонаучный эксперимент - это особый вид практики. Н. теория
и практ составл такое единство противопол, в кот практике изначально
принадлежит реш. роль. Но теория не ограничивается простым обобщением
практики, а перераб эмпирический материал и тем самым открывает новые
перспективы для развив практики. По отнош к ней теория играет
програмирующую роль. Если практ предшествует теор в плане происхождения
познания, то на уровне уже развитого н. мышления в знач степени возрастает
возможность и необход внутритеоретического, содержательного оперирования
идеальными моделями вещей, их свойств и отношеий, не обращаясь
непосредственно к практике., что открывает путь выходу теорет мышления из
под власти непосредств опыта.
История познания свидетельствует о том, что вслед за применением
какого-либо открытия начинается бурное развитие соотв области теории.
Естеств и обществ науки, выходя на арену практ применения, создают механизм
обратной связи между теорией и практикой. Этот мех позволяет осущ
взаимокорректировку теорет и практ деятельноси, кот и обеспечивает практике
ее функцию быть критерием истины. Тесное взаимоувязывание теор и практ,
четкость действия мех обратной связи особенно ощутимы на соврем этапе
развития общества.
Пон практики в истории фил трактовалось по разному. Идеализм
трактовал ее как деятельность духа. Гегель - практ есть волевая
деятельность идеи”. Субъект идеалисты поним под пр. деятельность
обусловленную волей, интуицией или подсозн началом., например “религиозный
опыт”.
Поскольку практ деятельность носит осознанный хар-р, постольку дух
начало, безусловно, составл ее необходимый момент. И нельзя разрывать
единую целостную деятельность на 2 ипостаси и тем более противопоставлять
их.
47. Позитивизм и постпозитивизм как направления западной ф-ии.
Понятие “позитивизм” обозначает призывк философам отказаться от
метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания.
Позитивизм возникает в 30-40-х годах 19 в. во Франции. Родоначальником
этого течения явл-ся О. Конт. Он сформулировал закон о трех
последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека:
теологической, метафизической и позитианой. На первой, теолог-ой стадии все
явления объяснфбтся на основе религиозных представлений, вторая -
метафизическая заменяет сверхестественные факторы в объяснении природы
сущностями, причинами. Вторая стадия подготавливает третью - позитивную
Позитивистский подход предполагает два коренных преобразования. В сфере
науки он означает ее отказ от метафизических наслоений. К которым Конт
относил претензии науки на раскрытие причин явлений и проникновение в их
сущность. Он утверждал, что наука не объясняет дейст-ть, а лишь описывает
явления. Отрицая прежнюю “ метафизическую” ф-ю, Конт не отказывается от ф-
ии как таковой. Он полагает, что для адекватного познания дейст-ти
отдельных частных наук недостаточно.
Вторая стадия в развитии позитивизма - эмпириокритицизм. Данная стадия
сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного
знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с
засилием метафизических подходов на изъятие из науки таких понятий, как
“субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”.
Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм - начинается в 20-х
г. 20 в. Исторически первый и основной вариант неопозитивизма - логический
позитивизм. Представители логического позитивизма исходили из предпосылки,
что предметом ф-ии не может быть и теория познания, поскольку ее решения
вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно
наталкивает философское мышление в сферу “метафизических” проблем. По их
мнению, ф-я вообще не имеет предмета исследования, потому что она не явл-ся
содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деят-
ти, особый способ теоретизирования. Неопозитивизм истолковывал истину как
совпадение высказываний с непосредственным опытом человека. Следует
согласиться с неопозивизмом в том, что процесс мышления, процесс познания
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20