действительности, рассматривать системы и структуры в их генетическом
развитии.
29. Основные категории диалектики и их роль в познании.
Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии
бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего
мышления. Материалистич. д. - метод изуч-я различ. явлений, раскрытия
закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти. Через диал-ку
форм, методов, приемов познания раскрыв. мир. Осн. принципы Д. - всеобщая
связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей
исторически сложившейся системы категорий и законов. Одной из центр.
проблем античн ф. - пробл. единого и многого. Со временем она превр. в
пробл. связи единичн./общего, части/целого и т.д. Такие универс. связи
бытия стали важными предметом д-ки. Формой познания сложных, гибких,
противореч. унив. связей бытия служат категории диалектики. Для Д. хар-но
формирование парных категорий, отраж. полярн. стороны целостных явлений,
процессов. Диал. хар-р отношений выр-ся в противоп., но неразрывно связ.
понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. В сочет.,
взиамодополн. категории диал-ки образ. сеть унив. понятий, спосбн. отражать
подвижность и противор-я бытия.(Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая,
относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса,
определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние,
наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного
предмета. Содержание - совокупность различных элементов и их
взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного
предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ
существования того или иного содержания. Причина-следствие. Качество -
целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе его
связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-ка явлений,
предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-
в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич. единство кач-ва и кол-
ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется
качественная определенность предмета. Скачок - переход количественных
измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в
другое (в рез-те превышения меры). Категории системного исследования:
система - упорядоченное мн-во взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой
и организацией; эл-т - неразложимый далее компонент сложных предметов,
явлений, процессов; структура - относительно устойчивый способ (закон)
связи эл-тов того или иного сложного целого.) Единичное характеризует
отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим
пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных
ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во
характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях,
принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.
Познание мира с т.зр. соотн-я “е-о” предпол. умение сравнивать предметы,
выявл. их сходсто и разл-е, осознавать отдельн., единичн. хар-р реальн.
предм., классифиц. их. Рельн. предметы единичны, общее в отл. от ед.
представл. не конкр. простр-временными предметами, а чертами сходства.
Этому посв. полемика ном. и реализма. Диал-ка е. и. о. проявл. в том, что
общее не сущ. само по себе, а связ. с единичным, сущ. в нем и через него.
Единичное же входит в тот или иной класс предм., заключ. в себе его общ.
черты. Общее мыслится не как голая абстракция, но в неразрыв. связи с
многообразием единичн предметов. Диал-ка общего и единичного отраж. в
языке, облад. мощной спос-стью к обощению. Речев. выр-е индив., неповт.
ситуаций стирает черты индив-сти. Вместе с тем язык обл. мех-ми
индивидуализации предметов, событий, указаний на конкр. единичн. явл
(напр., имена собств., опис. инд. черт, пространств. локализации, врем.
даты и их сочет. Процедуры индивидуализ. имеют больш. знач-е для выд-я
конкр. единичн. события, факта, обесп. информативн. хар-р познания.
30. Понятие культуры, ее сущность, динамика, исторический характер.
Понятие «культура» (от латинского cultura — возделывание, обрабатывание)
изначально связано с «хорошо сделанным». Исходная форма культуры — это
человеческий труд вместе с его результатами. Культура — это совокупность
инновационных видов и способов материальной и духовной деятельности вместе
с их результатами, которая выражает сущностные силы человека. Различают
материальную и духовную культуры. Первая охватывает производство, обмен и
распределение материальных благ; вторая — духовное производство:
производство идей, идеалов, знаний, предметов искусства, традиции и обычаи,
моральные и правовые нормы и т.п. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА (идеи, знания,
художественные образы, моральные и правовые нормы) МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
(материальное производство, обмен, распределение материальных благ).
Материальная культура — показатель уровня практического освоения человеком
природы. Духовная культура — это, прежде всего, сокровища всех богатств
человеческого духа и разума. Законом развития культуры, которая содержит в
себе общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное,
является преемственность, удержание всего положительного, что создано
предыдущими поколениями. Существует несколько различных подходов к
типологизации культур. Довольно часто культуру делят на западную и
восточную. И здесь есть свои преимущества, так как в этом случае удается
сосредоточить внимание на фундаментальных характеристиках культуры каждой
группы. Однако в конце XX века явно прослеживается тенденция к поиску
общего в различных типах культур, идет процесс развития диалога культур,
что вполне отвечает требованиям сегодняшнего времени.Кроме указанного
деления существуют и другие более мелкие дробления культуры (национальная
культура, субкультура, массовая культура). Совокупность матер. и дух.
ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для
прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет
культуру. Культура - все созданное человеком; совокупность созданных и
создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня
развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она социальна по своей сути.
Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их
выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей -
понятие нравственности. Там, где есть человек, его деят-сть, отношения
между людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не
противопоставлять!). Цивилизация = окультуренная природа + средства
окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и
действовать в окультуренной среде своего обитания + обществ. отношения
(формы социальной организации культуры), обеспечивающие сущ-е Ц. и ее
продолжение. Ц. - социокультурное образование. Не Ц., а К. - единственный
критерий социального развития общества. Многообразными способами включается
культура в движение истории. Она выраж. личностную сторону деятельности ч-
ка в обществе, выполн. F трансляции опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти.
Нов. идеи включаются затем в историч. процесс, внося в него новые элементы.
Любое изобретение человека может превратиться в фактор историч. развития и
начать оказывать на него воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия,
которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-
технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы
различные комитеты во многих странах мира.Так создание научно-технич. мысли
вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе
социальн., экономич. и политич. процессы. Но не все, что было рождено
человеческой мыслью вошло в обществ. жизнь, в культуру, стало моментом
историч. процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным
причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия не
была к этому готова); работы в обл. генетики советских ученых. В ходе
обществ. историч. процесса из тех "предложений", кот. идут со стороны
культуры, данным о-вом осуществляется "социальн. отбор" этих предложений и
то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-ва.
31. Источники и детерминанты общественного развития. Общество как сложная
система.
Проблема источников и движущих сил развития всегда была одной из
центральных в ф-ии и обществознании в целом. Долгое время вопросы
определения источника движения и развития являлись объектом споров и
дискуссий. И только в конце XVIII — начале XIX в. проблема внутреннего
источника получила собственно диалектическое категориальное выражение в
классической немецкой ф-ии. Под ним понималось противоречие. Источниками
развития любого социального явления выступают те факторы, которые
тождественны «непосредственной производящей причине» (труд, технологическое
разделение труда, наука, образование). Источник — это наиболее глубокая
причина, дающая исходный импульс самодвижению и саморазвитию. Строго
говоря, источником выступает объективное противоречие и только оно. К
движущим же силам относятся факторы, направляющие процесс внутреннего
спонтанного развития общества. Само различие источников и движущих сил
органически связано с проблемой «раздвоения» причинности. Причины делятся
на непосредственные и опосредованные. Если непосредственная причина
является «делающей», то опосредованная действует как стимулятор,
ускоритель, мотив, цель, словом, выступает в роли движущей силы «делающей»
причины. Движущая сила охватывает собой и другие факторы, через которые
опосредствует действие источников. Противоречие служитодновременно и
источником, и самой главной движущей силой (особенно в процессе его
разрешения) развития, ибо дает первичный импульс движению и развитию.
Более того, роль противоречия не ограничивается таким импульсом, а
представляетсобой постоянно дeиcтвующую дeтepмйнaнту движeния и развития.
К движущим силам общественного развития относятся весьма разнообразные
общественные явления: социальные противоречия, производительные силы,
способ производства и обмена, разделение труда, продолжительные действия
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20