Философия (WinWord97/2000)

со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают

гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм- воззрение,

согласно кот.человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире

событий. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, кот.исходит из

человеч.сознания и имеет своим объектом ценность человека, презрение к

земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека,

разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда

человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей

сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения

имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по

своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы.

В узком смысле слова гуманизм определяется как идейной движение,

содержанием кот.является изучение и распространение античных языков,

литературы, искусства и культуры.

9. Ф-я Нового времени. Эмпиризм и рационализм

В XVI-XVII вв. благодаря открытиям Н.Коперника, Г.Галилея, И.Кеплера

возникло экспериментальное естествознание. Наибольшего развития достигла

механика, которая стала основой метафизического метода. Наука из покорной

служанки богословия превращается в непосредственную производительную силу.

Возникает необходимость ф-ого осмысления новых научных фактов, разработки

общей методологии познания. В процессе решения этих проблем образовались

два основных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм.

Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф.Бэкон. Его идеи нашли

свое развитие в философских системах Дж.Локка, Д.Беркли, Д.Юма. Основной

тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого, чего бы не было в

чувствах; чувства и опыт - источники знания, разум - лишь систематизатор

чувственных данных. Опытным знаниям соответствует введенный Бэконом

индуктивный метод, в основе которого - наблюдения, анализ, сравнение и

эксперимент. В отличие от эмпиризма рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.

Лейбниц и др.) главным источником знания считает мысли и понятия, присущие

уму от рождения (врожденные идеи) или в виде задатков, предрасположений

ума. Основоположник рационализма Р.Декарт считал, что Я — это субстанция,

вся сущность и природа которой состоит в мышлении («Я мыслю, следовательно,

существую»). Чтобы отыскать истину, мышление должно руководствоваться

следующими правилами: 1. Считать истинным только то, что представляется уму

вполне ясным и не вызывающим сомнения; 2. Каждую сложную проблему

необходимо расчленять на частные задачи. Через последовательное решение

частных задач можно решить всю проблему; 3. Начинать движение к истине от

простого - к сложному; 4. Во всех областях знания составлять общий обзор

фактов, открытий, гипотез, систем, чтобы быть уверенным, что ничего из

открытого не упущено.

Следование этим правилам может привести к заблуждению, ибо сколько ученых -

столько и мнений. Поэтому исследователь должен подвергнуть сомнению все

знания прошлого. Сомнение, по Декарту, это не путь к отрицанию

познаваемости мира, а путь отыскания достоверного знания. Односторонне

толкуя логический характер математических знаний, философ отдавал

предпочтение дедуктивному методу, опирающемуся на достоверные интуитивно

постигаемые аксиомы. Декарт считал, что разум содержит врожденные идеи

(идея Бога, например). Иначе говоря, разум имеет природные способности к

созданию идей. Критикуя эту точку зрения, сенсуалист Дж. Локк писал, что

люди не рождаются с готовыми идеями: сознание новорожденного ребенка -

чистая доска (tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры - знания.

10. Французский материализм 17-18 веков и его роль в истории философской

мысли.

Фр. материалисты 18 в. - Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах - несут свои

идеи в широкие круги гор. общества. Большое влияние на становление мат. во

фр. оказало разв. фил в Англии в 17в. (Толанд, Тиндаль, Шефтсбери). Также

огромное влияние оказ. ф. Локка, особенно о опытном происхождении знания.

Др. важным источником материал. идей были для них механистический матер.

физики Декарта, учение Спинозы о природе, субстанции. Открытия Ньютона,

Эйлера, Лапласа, Лаувазье, Бюффона и др. естетвоиспытателей образуют

естественнонаучную основу фил. обобщений фр.материалистов 18в. Природа.

Зачинатель фр мат. - Жульен Офре де Ламетри.(1709 - 1751) в общей форме

высказал почти все идеи, кот. были затем развиты Гельвецием, Дидро,

Гольбахом. Ламетри доказывал, что форма неотделима от материи и что мат.

вязана с движением. Субстанция в конечном счете сводится к материи, в прир.

которой корениться не только спос к движению, но и всеобщая потенциальная

спос к чувствительности или к ощущению. Указывал на матер. характер

одушевленности животных и человека. Все наши ощущения обусловлены связью

чувства через посредство нервов с материальным в-вом мозга. Л. лишь наметил

ряд основных идей, но не дал их обстоятельного системат. развития. Наиболее

систематическим выразителем ф. учений фр. мат. стал Поль Анри Дитрих

Гольбах. (1723 - 1789) Самое крупное его произведение - “Система природы”,

в написании которой приняли так же некот участие Дидро, Нэжон. В основе

этого трактата мысль о сводимости всех явл. природы к разл формам движения

материальных частиц. в своей совокупности образующих вечную несотвореную

природу. Основу всех проц. природы составляет материя с присущим ей св-вом

движения. Мат. процессы - явл. строго необходимыми, случайность и

целесообразность исключается. Учение о необходимости распространяется и на

человека. Из действия и противод. всех существ получается ряд движений,

подчиненных постоянным и неизменным законам. Различаются 2 рода движения:

1.движ. масс, благодаря кот. тела переносятся с одногоместа на другое; 2.

внутренее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии. Г.

доказывает универсальность движ. в природе. Сущность прир. в том чтобы

действовать. Прир получила свое движ от себя самой (никаких первотолчков),

ибо прир есть великое целое вне кот. ничто не может сущ. Движ. есть

необход. способ сущ. материи Законы причинной связи также универсальны, как

универс св-во движения в природе. Над всеми связями причин в прир.

господствует строжайшая необходимость. Случайность отрицается. В вихре пыли

поднятом ветром, нет ни одной молекулы пыли, кот расположена случайно, кот

не имеет опр. причины. Из всеобщего детерминизма выводится и отрицание

порядка и беспорядка в природе. Идеи пор и беспор субъективны и

представляют лишь нашу оценку ситуации. Учение о прир. получило развитие в

работах Дени Дидро (1713 - 1784). Прошел путь от этического идеализма и

деизма до материализма в учении о бытии, психологии, теор. познания.

Материалист. сочинения : “Племянник Рамо”. “Разговор Деламбера с Дидро”,

“Сон Деламбера”. Внес в учение о природе элементы диалектики. По его мысли

все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно

зарождается и умирает. Особое внимание Д. привлекала проблема мат.

истолкования ощущений. Как мех движ мат частиц может порождать специф

содержание ощущений? Есть 2 ответа на этот вопрос. 1.Ощущ появляется на

опр. стадии развития мат как нечто качественно новое 2. способность,

аналогичная ощущ. присуща всей материи. Д. был сторонником 2 мысли. Д.

наметил теорию о псих функциях. Наши чувства - клавиши по которым часто

ударяет окр нас природа и кот сами часто по себе ударяют. Отсюда следует,

что в чело век заключает в своей организации нечто автомавтическое. Этот

автоматизм не лишен одушевлености и предполагает лежащую в основе всей мат

способность ощущения. Признание сущ. независимого от созн вн мира, а также

призн способности ощущ. отражать свойства вн вещей не означает однако будто

ощущ есь зерк копии предметов. По Д. между большинствое ощущ и их причинами

не больше сходства, чем между самими представлениями и их названиями. Д.

различает в вещах первичные качества (сущ в самих вещах и незав. от

сознания) и вторичные (заключающиеся в отношении предмета к др вещам или к

ним самим) Человек и общество. В учении о обществе отстаивают детерминизм,

т.е. учение о причинной обусловленности всех чел. действий. Однако чел не

может быть освобожден от ответствености за все совершаемое им по отнош. к

обществу. Необх человеческих действий нисколько не исключает возможности

вменения и правомерности наказания. Общество наказыввает за преступл т.к.

они вредны. Кроме того это способ предотвр. преступлений в буд. К тому же

никакое усмотрение необходимости соверш чел действий не уничтожает чел

чувств, и стало быть, не уничтож. самодеятельности, т.к. чувства есь

главные побудители к действию. Учение о нравственности должно быть основано

на опыте. Чел движим стремлением к удовольствию и отвращением к страданию.

Но так как чел способенсравнивать удов. и выбирать наибольшие, а также

способен ставить цели то для него возможны правила и понятия о действиях,

леж в основе нравственностии.

11. Классическая немецкая ф-я (конец 18-19 вв.)

В конце XVII - н. XIX вв. Германия приближалась к буржуазной рев-ции.

Ф. рев-ция предшествовала политическому перевороту. Важную роль в

формировании НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук.

Кант -основоположник нем. классич. идеализма. Разработал

концепцию происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности.

Считал, что решению таких проблем в Ф. как проблемы бытия, морали

и религии должно предшествовать исследование возможностей человеческого

познания, и установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на

самом деле, а только так как он нам является. Утверждал существование

некоего предмета вне нашего сознания, к-рый он наз. вещь в себе

("ноумен"). Но последняя с другой стороны, принципиально

непознаваема, являясь потусторонней нашему сознанию

(трансцендентной). Два периода творчества - докритический и

критический. Докритический: идеи нерегулярного происхождения вселенной

из туманности, понятие отрицательных величин, для познания большую роль

играют исследования, а не индукция и не дедукция. Критический: критика

классич. разума, практическая теория познания, этика, эстетика и теория о

целесообразности. Фихте - отрицал агностицизм Канта, его представление о

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты