понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также
всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве предпосылки, или
средства, или результата научных исследований. Эти результаты могут
выступать как одна из форм общественного сознания. Наука не ограничивается
естествознанием или точными науками, как сч позитивисты. Она
рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное
соотношение частей, природоведение и обществоведение, ф-я и естествознание,
метод и теорию, теоретические и прикладные исследования.
Наука есть необходимое следствие общ разделения труда, она возникает за
отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной
деятельности в особый род занятий --- сперва очень малочисленной--- группы
людей. С появлением крупного машинного производства создаются условия для
превращения науки в активный фактор самого производства. В качестве
основной выдвигается новая задача --- познание с целью переделки и
преобразования природы. В связи с этой технической ориентацией лидирующим
становится комплекс физико-химических дисциплин и соответствующие
прикладные исследования. В условиях НТР происходит новая коренная
перестройка науки как системы. Чтобы наука могла удовлетворять потребностям
совр производства, он превращается в соц институт, для того, чтобы научн
знания стали достоянием большой армии специалистов, организаторов,
инженеров и рабочих. в самом процессе труда от рабочего требуется широкий
научно-технический кругозор, овладение основами научных знаний. Наука
превращается в непосредственную производительную силу, а практическая
реализация результатов науки происходит через ее личностное воплощение.
Наука призвана все в большей степени ориентироваться уже не на технику, а
на самого чел, на развитие его интеллекта, его творческих способностей и
культуры мышления, на создание предпосылок для его творческого развития. В
связи с этим совр наука уже не слепо следует за развитием техники, а
обгоняет ее , становится ведущей силой прогресса материального
производства. Она формируется как целостный интегральный организм. Весь
фронт научн исследования (в естеств и общ науках) оказывает стимулир
воздействие на общ производство. Если прежде наука развивалась как
отдельная часть часть социального целого, то теперь она начинает
пронизывать все сферы жизни. Научные знания и научный поход необходимы в
материальном производстве, в политике и общ деятельности, в управлении, в
системе образования, здравоохранения, в судебной и др практике. Поэтому
наука разв более быстрыми темпами, чем другие отрасли.
Наука влияет даже на искусство и ее формы, о результатах научн исследований
теперь быстро узнает каждый житель Земли и интересуется ими, Наука вошла в
культуру как ее неотъемлемая часть. Кроме того, наука служит формированию
новой этики и эстетики. Во всем мире признана ценность именно
доказательного рассуждения. Подтверждение некоторых рассуждений рез-тами
науки считается обязательным. Занятие наукой вырабатывает определенное
ценностное отношение к миру. Подлинный ученый, как правило, высоко ценит
логическую дисциплину ума, способность обосновывать сделанные выводы,
стремление к истине, достоинства теории и эксперимента. Рано или поздно
приходится решать вопрос о правильном применении достижений науки.Оно не
является нейтральным ни в политическом, ни в социальном, ни в
экологическом, ни в моральном плане. НЕдаром теперь рядом с каждым значимым
научным открытием разгораются общ дискуссии --- применять или запретить?
Ответственность за применение несут в первую очередь сами творцы науки,
ученые, так как никто лучше них не может представить последствия, слабые и
сильные стороны изобретения. Хотя в полной мере не могут это сделать и они.
Вопрос об ответственности. Прогресс --- не самоцель человечества, а
средство развития человека, улучшения его материальных условий, и никто не
отменял ценность таких понятий, как свобода, справедливость, счастье.
40. Эстетическое отношение человека к действительности и искусство.
Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, кот обеспечивает
гармоничное единство и внутренюю взаимосвязанность различных проявлений дух
жизни чел и общества в целом. Синтетическая функция эстет формы освоения
действительности проявилась уже в феномене нерасчлененности античной
культуры в которой не только сами произв искусства, но и научные и
религиозные и фил трактаты зачастую создавались как худож тексты.
Необходимо различать два во многом совпадающих, но не тождеств
понятия - эстетическое сознание вообще и искусство как высшее, но частное
проявление этого сознания. Эстет сознание имеет место в каждом акте челов
активности. Чел оценивает с эсет позиций любое свое проявление, каждое
противостоящее ему объект явление, все, что вовлекается в сферу его опыта.
Искусство же - это профессиональная сфера деятельности, в кот эстет
сознание из сопутствующего эл-та превращ в основную цель.
В истории культуры сложились 2 концепции эст сознания: первая -
онтологическая- трактует эст сознание как отражение особых принципов самого
бытия, вторая - гносеологическая, сложившаяся уже в обособившейся эстетике,
интерпретирует его в качестве атрибута одного только челов сознания.
Обе эти концепции - возведеные в абсолют крайности, в кот есомнено
присутствуют и зерна истины. С одной стороны, эстет качества настолько
“человечны” в своей основе, что их нельзя рассм как первопринципы мира, сущ
независимо от человека. Существование общества- необход условие превращ
эстет ценности из возможного в действительное. С др стороны эстет качества
могут проявиться не только в деятельности самого человека, ведь эстет
выразительна и природа и сам человек, да и все продукты чел труда. Эстет
категшории явл объективными, поскольку они отражают объективную прир самого
человека, складывающуюся в его многообр взаимоотношениях с миром.
Эта двоякая природа эстет сознания, равно зависящая и от субъекта и
от объекта эстет созерцания, нуждается в интерпретации. В чем зависимость
эстет ощущения от объекта созерцания? В том, что эст ощущ, чувственное по
своей природе, невозможно без внешег стимула - пейзажа, чел лица, произв
искусства, всегда имеющее материально зафиксир форму. Выразительность вн
формы т.о. есть необходимое условие эстет аслаждения. В чем же тогда зав-ть
эстет ощущ от свубъекта? В том, что при оценке выразительности внешней
формы объекта субъект должен приложить дух усилие для того, чтобы вскрыть
идеально-смысловую значимость созерцаемого объекта. Внутренняя жизнь
предмета должна как бы очеловечиться. И только в этом случае, если налицо
оба условия - и вешняя форма объекта, и его очеловеченный дух смысл - может
состояться эстетическое событие.
Между тем не только педмет очеловечивается но и человек как бы
опредмечивается в эстет акте. Вскрывая в объекте его внутр смысл чел тем
самым как бы одаряет природу частицей своего духа. Чел созерцает себя в
созданном им мире. В наиболее конкретном и наглядном виде это
опредмечивание чел сущности проявляется в процессе труда и возникающем при
этом эстет наслаждении его р-тами. Именно благодаря труду возниклись и
развились на зае чел истории музыкальное ухо, чувств красоту формы глаз-
короче говоря такие чувства, кот способны к челов наслаждениям”.
Т.о. между эстет сознанием и развитием труд деятельности людей
имеется генетическая связь. Однако ее нельзя абсолютизировать. Для
развитого общ созания эстетическое тем и отличается от прагматического, что
предполагаетбескорыстное любование, жестко е связанное с категорией пользы.
Эстет переживание ценно само по себе. Это не значит конечно, что прекрасное
и полезное несовместимы (архитектурные сооружения)., это говорит о том, что
е никакого императива, заставляющего нас видеть красоту только в полезном.
Иначе бы ни музыка ни живопись не были бы для нас прекрасными, нас окружили
бы одни созданные дизайнерами автомобили и удобная техника.
Эстетическое, таким образом, есть непосредственно данная чувственная
выразительность внутреней жизни предмета, запечетлевающая в себе процесс
опредмечивания челов сущности и очеловечивания прир мира, которая
воспринимается и переживается чел-ком как самостоятельная жизенная
ценность.
Будучи чувственно-предметным бытием, эстет вместе с тем не является
одной только вещественной данностью. Все веществ характеристики
эстетического выступают как носители смысла, а потому оно не только
предметно, но и идеально.
Искусство и ф-я. Соотношение искусства и фил исторически менялось.
Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да
Винчи низывал живопись истинной философией, поскольку живопись по его
словам самолстоятельно обнимает первую истину. Аналог миссия признаваласт и
за поэзией и за архитектурой. Искусство в эту эпоху вмещало в себя весь
состав фундамент мыслей о мире, и потому оно шло рука об руку с философией.
Для 19 в на первый план выдвинулось проблема иеархического строения
здания гуманит наук. Так Романтизм , ставя искусство выше науки,
провозглашали его главенство над фил, а Гегель,наоборот, при всей
признаваемой им значимости эстет венчал здание самопознания абс идеи его
высшей формой - философией.
Вопрос о соотнош искусства и фил действительно очень сложен, Между
этими видами чел деятельности очень много общего, но нет полного
внутреннего тождества. Совместно противостая на соврем этае развититя
культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного объекта позания, эти
формы дух деятельности все же противопоставимы с точки зрения своих познав
средств, своей конечной цели и языка. Фил в этом отношении ближе к науке -
она тяготеет к логико-поняийному аппарату, систематичности... Искусство же
ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, кот не
предполагают своей рассудочной воспроизводимости.
Искусство и фил, т.о., - это взаимозависимые, но различные формы общ
сознания, которые, несмотря на близость своих содержательных областей, свою
направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом
познания и выражения. Фил, в сущности, м.б. растворена в понятиях и подана
в безличной форме. Искусство же не поддается такому растворению и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20