Философия (WinWord97/2000)

вещи в себе. Предлагает объект "Я" и субъект "не Я". В основе мира лежит

какое-то конкретное "Я". Мир можно познать через интеллектуальную

интуицию. Метод познания: истину можно вывести с помощью тезиса,

антитезиса и синтеза. Тезис -высказывание, антитезис - противоположное

высказывание, синтез = тезис + антитезис. Антитезис нельзя вывести из

тезиса. Субъективный идеалист. Гегель - все, что существует,

существует в мышлении. В основе мира - абсолютная идея - мировой

разум. В своем развитии идея проходит три этапа, потому что активна:

1) развивается сама в себе, логике через систему категорий, существует

объективно; 2) идея выходит во вне и создает природу; 3) идея в

мышлении, развитие ее - в духе. Фейербах - материалист. Выступал против

идеалистической системы Гегеля. Показал, что идеализм является

теоретической основой религии. Критически оценивал агностицизм Канта.

Обосновал материалистическую теорию отражения. Ощущения не отделяют нас

от внешнего мира, а связывают нас с ним. Оно есть образ объективного

мира.

12. Ф-я Канта. Категорический императив в его этике

Иммануил Кант родился в 1724г в Кениксберге. Здесь же учился, стал ректором

университета , писал свои труды и умер в 1804. Он был не только фил, но

также крупным ученым в обл естествознания. Фил развитие К. делится на 2

периода. В перв. период (до нач. 70-х гг) пытался решать ф пробл - о бытии,

фил природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что ф. м.б.

разработана и обоснована как умозрительная наука. (без обращ к опытным

данным) Во 2-й пер (критический) пытается строго отделить явления от вещей

в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн.

лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это

учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение

ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей.

Развивая эту критику Кант пытался 1. выяснить источники различного вида

знаний - научного и ф-ого 2. выяснить на чем основывается достоверность

знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления...

Учение “Крит фил” сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в тракт.

“Критика чистого разума”, “Критика практического разума” и “Критика

способности суждения” (теор познания, этика и эстетика (учение о целесообр.

в природе) соответственно)

Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств и

вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм

состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и

сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о

“вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущ - это математика и

естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть

знание о ввс, а только о свойствах вещ. к кот. приложимы формы нашего

сознания: ощущ, понятия. Ввс принципиально непознаваемы.

Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в форме

суждения, в кот мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и

предикатами суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не

дает нового знания о предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в

субъекте. Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения

(предикат - имеют прот) Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт

суждений в матем К рассм в учении о формах чувственного познания.. По К эл-

ты матем знания - не понятия, а наглядные представления. В сужд. матем

синтез субъекта с предик основывается либо на чувств созерцании

пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешнего чувств

созерцания (время - внутреннего), что и придает созерц. простр. их

безусловную всеобщность и необходимость. Т.о. у К простр и время перестают

быть формами сущ вещей. Они становятся априорными формами нашей

чувственности. Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в

теорет естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого

опытом содержания понятия рассу- дка, под кот рассудок подводит всякое

содерж, получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия

рассудка. Это только формы, под кот рассудок подводит доставляемый

чувственностью материал. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами

не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Знание

есть синтез ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким обр разнообразие

чувств созерцаний превр посредством априорных форм в единство? Условием

такого единства состоит в единстве самосознания. Этика. Противоречие

необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает необходимо в одном

отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел есть явление среди

др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но чел также и

нравственное сущ, субъект нравственного сознания. Как нравств сущ чел

принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в этом качестве он свободен.

Нравств. закон К понимает как безусловное предписание или “категорический

императив.” З-н этот требует, чобы каждый поступал так, чтобы правило его

личного поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только

если он соверш из уважеия к нравст з-ну. К стремился ослабить зависимость

этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а

наоборот. Опыт показ, что между мор или амор поведением чел и его счастьем

не сущ необходимого соответствия. Противоречие междумор повед чел и

результатом этого поведения в эмпир жизни не мирится с нашим нравственным

сознанием, кот требует справедливого соответствия. Не находя его в мире

явлеий, нр сознание вынуждено верить, будто соотв осущ в мире

“умопостигаемом”. Сущ понятий как свобода, бессмертие и бог объясн по К.

верой в “умопостиг” мир. Их бытие не есть истина, доказуемая теоретически,

но есть необх постулат или требование “практического разума”.

Умопостигаемый мир К. таким образом. мыслит как совокупность разумных

существ как Вещей Самих По Себе, как мир целевых причин, самосущих

автономных монад. Человек, как существо, наделенное разумом, существо

мыслящее, а не только чувствующее есть, по К., вещь сама по себе. “Знание”

умопостигаемого мира, открывающегося практическому разуму, - это особого

рода знание-призыв, знание-требование, обращенное к нам и определяющее наши

поступки. Оно сводится к содержанию высшего нравственного закона,

категорич. императива “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же

время иметь силу принципа всеобщего законодательства”.

13. Ф-ская система Гегеля и его диалект. метод. (см. шпарг.)

Высшим достижением немецкой классической ф-ии являлась диалектика Гегеля

(1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые

представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса,

т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и

сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...

значение ф-ии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форм/е

было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему

диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как

философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее

общие закономерности развития объективной действительности. В особенности

же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы

диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике.

Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель

сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории

диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего

объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до

определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона

диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных

отношений в качественные (при изменении количественных отношений после

определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).

2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание -

нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее.

Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта -

воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить

зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание.

Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы

противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и

реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это

присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие.

Тождество - различие - противоположность. Противоположности

взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное

уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Исходя из

диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг

кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет

никаких непреодолимых преград для познания. “Все что разумно -

действительно, а все что действительно – разумно”. Абсолютный идеализм

Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии

развития абсолюта: 1. субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный

дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях. Всю

мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную

и германскую.

14. Антропологический материализм фейербаха

Последним великим представ класс нем фил был Л.Феербах (1804 - 1872).

Осуждая идеалист толкование мышления как внеприродной и сверхчел сущности,

Ф приходит к выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о

сущности человека, ибо мыслит лишь чел. Следов фил.,поскольку она реш

вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о

чел, в существовании, в деят которого этот вопрос находит свое фактическое,

реальное решение. Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое

выражение присущей ему биол, физиолог. деятельности. Ф. Антропология Ф

указыв на его стремление разработать матер сист взглядов. Существенным

содержанием и назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты