совпадают.
27. Диалектический принцип взаимного перехода количественных изменений в
качественные.
Этот закон показывает, как, каким путем возникает новое. Качество — это
определенность объекта, представляющая собой целостную и относительно
устойчивую совокупность его специфических признаков, характеристик черт
сходства с другими объектами. Возьмем, к примеру' песок, синий цвет,
легкомыслие. Изменения, которые оставляют песок песком, синее синим,
легкомыслие легкомыслием, суть изменения количественные. Но если песок
превращается в камень, синее в зеленое, а легкомыслие в преступление, то
такие изменения будут носить качественный характер. Благодаря своей
качественной определенности, каждая из форм движения материи обладает
особенностями, позволяющими отличать их от других форм движения; любая
конкретная наука имеет признаки, отличающие ее от других наук; любой
химический элемент имеет признаки, отличающие его от других элементов, В то
же время между элементами существует сходство (общность структуры атомов,
наличие в ядрах элементарных частиц и др.). Различают природные качества,
присущие физическим, химическим, биологическим предметам и явлениям, а
также социальные, которые могут быть материальными и духовными
(экономические, моральные, эстетические и др.). Всегда важно выделить
высшее качество, присущее объекту, так как без этого не может быть раскрыта
его подлинная сущность. Например, человека можно рассматривать и как
биологическое и как социальное существо. Однако сущность человека
определяется не его биологической природой, а его социальной ролью. Можно
говорить о качественных изменениях как самой вещи (переход в новое
качество), так и ее состояния. Вещь, явление, процесс в ходе
диалектического развития и вступления в новые связи могут не только терять
свои качества, но и приобретать новые. Количество. Всякое качество имеет
бесконечно много количественных градаций. Например, оттенки цветов, степень
жесткости, мягкости, долговечности. Различие внутри одного качества есть
различие количественное. Количество есть всегда количество определенного
качества. Различные веши становятся количественно сравнимыми лишь после
того, как они сведены к одному и тому же единству. Чисто количественное
различие предполагается при одинаковости качества. Количество — это
характеристика различия внутри данного качества или одинаковых качеств.
Так, например, все планеты Солнечной системы имеют однородные свойства:
массу, объем, плотность, время вращения вокруг своих осей и Солнца и т. д.
Однако они имеют количественные различия. Известно, что Земля имеет один
спутник — Луну, Юпитер — 12 спутников. Или: если Меркурий делает оборот
вокруг Солнца за 88 земных суток, то самая дальняя планета Плутон — за 90
700 суток. В мире нет ни одного предмета, который обладал бы только
качественной или количественной стороной. Для полной характеристики любого
предмета недостаточно знания одних только количественных или качественных
характеристик. Диалектическое понимание категорий качества и количества не
только имеет теоретико-познавательное значение, но и может выступать как
руководство для практического решения задач. Мера. Мера — это интервал, в
котором данное качество остается самим собой. Мера выражает внутреннюю
связь качества и количества, состоящую в том, что количественные различия
внутри данного качества не могут превысить определенных границ. В отдельных
случаях этот интервал не имеет строгих, точных границ. Это заметили еще
древние. Особо важное методологическое значение имеет диалектическое
представление о мере при познании исторического развития человечества.
Экономисты знают, что не всякая произвольная сумма денег или величина
стоимости может быть превращена в капитал, что, напротив, предпосылкой
такого превращения является определенный минимум денег или меновых
стоимостей в руках отдельного владельца денег или товаров. Этот факт
подтверждает закон перехода количественных, изменений в качественные.
Категории качества, количества, меры выступают не только как определенные
характеристики предметов, явлений, процессов, но и как логические формы
познания мира. Закон перехода количества в качество и обратно. Качественные
изменения могут происходить лишь путем количественного убавления или
увеличения материи или движения. Это закон. Накопление кол-венных изменений
в предмете, объекте приводит к скачкообразному качественному изменению, а
возникшие новые качества оказывают в свою очередь обратное воздействие на
протекание соответствующих количественных изменений. Закон перехода
количественных изменений в качественные характеризует процесс развития с
его внутренней стороны, показывает, каким образом происходит изменение и
его механизм. Процесс перехода количественных изменений в качественные
служит одним из проявлений диалектического единства непрерывности и
прерывности в развитии, которое происходит скачкообразно. Скачок — это
момент, форма, способ перехода одного качества в другое, это нарушение,
прерывание постепенности, непрерывности количественных изменений. Любой
скачок характеризует переходный момент в развитии. В своей природе он
всегда противоречив, ибо свидетельствует и о зарождении нового, и о
сопротивлении старого. Существует множество конкретных скачков, характер
которых зависит от условий развития предметов и явлений. При всем
многообразии скачков их можно классифицировать, например, по времени и
интенсивности протекания. Есть скачки, которые совершаются быстро и резко.
Время их протекания значительно меньше времени подготовки. Качество
изменяется быстро. Такие скачки называют взрывом, революцией, катастрофой,
крутой ломкой и т. д. В процессе изучения скачкообразного характера
развития, перехода количественных изменений в качественные и наоборот,
важно понимание таких терминов, как эволюция, революция, реформа.
28. Принцип диалектического отрицания.
Этот закон диалектики органически связан с двумя ранее рассмотренными. Его
сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе
единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных
этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер
развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени
развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Различают три вида
отрицания: формально-логическое, метафизическое и диалектическое. В
обыденной жизни и в своей деятельности мы употребляем предложения
утверждающего или отрицающего характера. Например, «Мирное сосуществование
— условие развития современного общества»; «Чины людьми даются, а люди
могут ошибнуться» (А. Грибоедов); «Планеты не являются самосветящимися
небесными телами»; «Нет, не тебя так пылко я люблю» (М. Ю. Лермонтов); «Ни
разу не вспомнил я ту, что любил, потому что ни разу ее не забыл» (Р.
Гамзатов). Эти предложения, суждения не отражают процесс развития. Они
пример формально-логического отрицания. Материалистическую диалектику
интересуют прежде всего и главным образом такие отрицания, которые служат
условием и моментом развития. В этой связи несостоятельным является
метафизическое понимание отрицания. В рамках метафизики отрицание
представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или
существовало (смена эпох теорий и т. д.). Гносеологические корни такого
понимания отрицания кроются в непризнании наличия внутренних противоречий у
предметов. Причины их развития или не рассматриваются, или сводятся к
действию внешних сил. Основным содержанием диалектического отрицания
являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же
время сохранение положительного, способного к развитию, зарождающегося
нового. Главной причиной отрицания служит возникновение, развитие и
разрешение противоречия. Ни в одной области не может происходить развития,
не отрицающего своих прежних форм существования. Возникновение философских
школ, смена формаций, создание новых научных теорий — все это свидетельства
диалектического отрицания. Характерные его признаки - объективность,
имманентность (самоотрицание), абсолютность, конкретность (в смысле
определенности способа отрицания и в смысле единства противоположностей —
уничтожения и сохранения), результативность — должно возникнуть что-то
новое. Таким образом, диалектическое отрицание выступает как выражение
связи нового со старым, преемственности в развитии. Во всяком
диалектическом отрицании объединены такие действия, как уничтожение старой
формы, переделка содержания с сохранением и развитием всего жизнеспособного
в нем, переход на высшую ступень развития. Отрицание отрицания прежде всего
предполагает: а) повторяемость в процессе развития; б) возврат к исходному
положению, но на новой, более высокой ступени; в) относительную
завершенность конкретных циклов развития; г) несводимость развития к
движению по кругу. В этом сущность рассматриваемого закона. Если первое
качество отрицается вторым, а второе — третьим, то, следовательно, у
первого и третьего должно быть нечто общее, что существенно отличало бы его
от среднего. Этот процесс Гегель и назвал отрицанием отрицания. Внутренний
механизм процесса диалектического отрицания включает следующие компоненты:
две стороны антагонизма — положительную и отрицательную; нарастание
отрицательной противоположности; преобладание отрицательной тенденции над
положительной; отрицание старого новым, возникновение нового качества.
Когда новое только что родилось, старое в течение некоторого времени еще
остается, ибо последнее сильнее его. Это всегда бывает и в природе, и в
общественной жизни. Спиралевидность развития предполагает цикличность.
Развитие как бы повторяет пройденные уже ступени, но повторяет их иначе, на
более высокой ступени, в иных условиях и среде. Поступательное движение не
тождественно движению по прямой. По выражению Н. Г. Чернышевского,
«исторический путь — не тротуар Невского проспекта». Закон отрицания
отрицания имеет всеобщий характер. Он действует в природе, обществе и
мышлении. Правда, его проявление везде своеобразно. Из интегрального
характера этого закона вытекает важное методологическое требование:
необходимо осуществлять комплексный подход к явлениям развивающейся
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20