Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия,
опредмечивания и рапредмечивания. Для Маркса объект --- это предмет
приложения человеческих сил, то есть субъекта (чел, общ,
гос).Действительность берется не созерцательно, а в форме приложения
человеческой чувственной деятельности. Основные виды практики: обработка
природы людьми(материально-производственная деятельность) и обработка людей
людьми(социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь
является практической. Практика связала теорию исторического процесса с
гносеологией, была и в онтологии. Так как сущность сознания есть отражение
в нем материальной жизни и условий, то процесс целеполагания у человека
есть процесс отражения окружающего мира в форме образа предстоящей
практической деятельности. Исторический материализм. Идея внести
материализм в понимание общества есть основа всех общественных наук типа
социологии. Исходный пункт: основа любого человеческого общества ---
добывание средств к жизни. Отсюда базисом являются те отношения, в которые
люди вступают при производстве своей жизни, который облекается надстройкой
- политико юридической, общественной и др. Каждая система произ отнош
возникает на определенном этапе развития производственных сил. когда есть
соответствие, то производственные силы имеют большие возможности для
развития (предметы производства, знания и опыт, человек). Когда пр отн
отстают, то это почва для социальных революций. Надстройка-совокупность
духовных образований (теории, учения, религия, искусство), отношений между
людьми- идеология и учреждений и организаций -суды, партии, церковь и
т.д.Надстройка вначале служит укреплению базиса, но в ходе развития и
возникновения противоречий возникает новые надстроечные формы, активно
воздействуя на базис. Новый базис вызревает в рамках старого, и кол перех в
кач, революционный переход о одной ощественно-экономической формации к
другой.
18. Материя как ф-ская категория. Основные формы движения материи.
Категория «материя» введена в ф-ю для обозначения объективной реальности.
Существует множество определений этой философской категории, в качестве
исходного: Материя — это объективная реальность, существующая независимо от
человеческого сознания и отображаемая им. На пути своего формирования
понятие «материя» прошло несколько этапов; на первом этапе материя
отождествлялась с той или иной природной стихией (огонь — у Гераклита, вода
— у Фалеев, воздух — у Анаксимандра и т.д.); на втором этапе материя
отождествлялась с атомами, веществом, с комплексом их свойств (Демокрит,
Гольбах, Гельвеций); на третьем — с объективной реальностью (В. И. Ленин).
В философском понимании категории «материя» можно выделить и четвертый
этап, где эта категория предстает как совокупность многих и многих
атрибутов и (в определенной мере) в «снятом» виде содержит указанные ее
трактовки. Это так называемое субстанциально-аксиологическое представление
о материи, которое берет свое начало в середине нашего столетия. На разных
этапах развития научного познания существовали различные модели материи.
Наиболее известными из них являются: • атомистическая модель (Демокрит); •
эфирная модель (Декарт); • вещественная модель (Гольбах).
Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира,
является абстракцией. Не существует материя вообще, как не существует
человек вообще, стол вообще, белизна вообще и т.д. Однако категория
«материя» имеет под собой объективное основание: существование
многообразной действительности НЕЗАВИСИМО от сознания и воли человека.
Материя - это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна,
несотворима и неуничтожима. Она есть causa sui, причина самой себя
(Б.Спиноза). Все эти свойства неотделимы от материи и потому называются
атрибутами. Известны и такие ее свойства, как отражение и движение,
пространство и время, причинность и взаимодействие, качество и коли честно
и др. Кроме атрибутов, неразрывно связанных с материей, различают еще и ее
модусы — такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их
различные состояния или структурные уровни развития (теплопроводность и
электропроводность, получение или передача информации и т.п.). Материя
немыслима без движения точно так же, как движение немыслимо без материи.
Если есть движение, то это движение «чего-то», а не движение «само по
себе», движение «ничего». «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле
слова т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне
присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной
изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» —
писал Ф.Энгельс.
Итак, движение — это всякое изменение вообще. Покой есть частный случай
движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен. Не существует
вечного состояния равновесия, состояния покоя. Это состояние когда-нибудь
обязательно нарушается. Движение существует в различных формах, которые
кроме общих свойств имеют и весьма существенные качественные отличия. Можно
выделить четыре основные формы движения материи, неразрывно связанные между
собой: 1) ФИЗИЧЕСКАЯ Простое механичестое перемещение, изменение
местоположения обьектов, движение элементарных частиц внутриатомные и
ядерные процессы, молекулярное или тепловое движение, электромагнитные и
оптические и др. процессы 2) ХИМИЧЕСКАЯ Неорганические химические реакции,
реакции,приводящие к образованию органических веществ, геологические
процессы и др. 3) БИОЛОГИЧЕСКАЯ Различные биологические процессы, явления и
состояния: обмен веществ, размножение, наследственносгь, приспособляемость,
рост, подвижность, естественный отбор, биоценоз и т.п. 4) СОЦИАЛЬНАЯ
Материальная и духовная жизнь индивида и социума во всех ее многообразных
проявлениях Особым видом движения, изменения является развитие. Развитие —
это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния,
которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и
необратимостью.
19. Представления современной физики и астрономии о материи.(неполн)
Время и пространство - осн. формы существования материи. Ф-ю прежде всего
интересует вопрос об отношении в. и п. к материи, т. е. являются ли В. и п.
реальными или это чистые абстракции, существующие только в сознании.
Философы-идеалисты отрицают зависимость в. и п. от материи и рассматривают
их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как
априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории
абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер в.
и п., В том, что в. и п. неотделимы от материи, проявляется их
универсальность и всеобщность. П. выражает порядок расположения
одновременно сосуществующих объектов, в. же - последовательность
существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий
материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к
будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь в. и
п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью в.и п.
и что, следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от друга.
Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19 в.,
говоря об объективности в., и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в
отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно
независимо от материи и движения, В соответствии с атомистическими
взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели
вплоть до 20 в. отождествляли п. о пустотой, считали его абсолютным, всегда
и повсюду одинаковым и неподвижным, а в. - протекающим равномерно. Совр.
физика отбросила старые представления о п. как пустом вместилище тел и о в.
как едином для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности
Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что в. и п. существуют не
сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной
взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны
единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что
течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и
что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время)
изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля
тяготения. В создании совр, теории в. и п. большую роль сыграли идеи
Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса. Открытие неевклидовой геометрии
опровергло кантовское учение о в. и п. как внеопытных формах чувственного
восприятия, Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей
обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы
материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи
простраиственным расположением атомов. Факт изменчивости наших
представлений о в. и п. используется идеализмом для отрицания их
объективной реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое
познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное
представление об объективно-реальном в. и п.
20. Материя как субстанция. Ее атрибуты: движение, пространство, время.
Атрибуты – свойства, неотделимые от материи. Материя – единственно
существующая субстанция. Она вечна и бесконечна.
Свойства движения: 1) Движение – основное свойство материи. Нет движения
без материи, нет материи без движения. 2) Понимаем движение как всякое
изменение вообще. 3) Если материя абсолютна, то, очевидно, все эти
характеристики применимы и к движению, то есть оно абсолютно, неучтожимо,
несотворимо.
Через определенные изменения возникают и определенные формы движения
материи. Из неорганической материи возникает жизнь, а развитие организмов
ведет к развитию человеческого общества. 1 ) Источник движения и
самодвижения в самой материи, в её внутренних противоречиях. 2) Движение,
как и материя, многообразно, чем сложнее объект, тем сложнее движение. 3) В
сложных структурах и образованиях формы движения материи есть синтез
множества форм движения материи.
Формы движения материи: физическая, химическая, биологическая, социальная.
Классификация Канта: 1) Принцип от простого к сложному. 2) Специфический
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20