Философия (WinWord97/2000)

Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия,

опредмечивания и рапредмечивания. Для Маркса объект --- это предмет

приложения человеческих сил, то есть субъекта (чел, общ,

гос).Действительность берется не созерцательно, а в форме приложения

человеческой чувственной деятельности. Основные виды практики: обработка

природы людьми(материально-производственная деятельность) и обработка людей

людьми(социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь

является практической. Практика связала теорию исторического процесса с

гносеологией, была и в онтологии. Так как сущность сознания есть отражение

в нем материальной жизни и условий, то процесс целеполагания у человека

есть процесс отражения окружающего мира в форме образа предстоящей

практической деятельности. Исторический материализм. Идея внести

материализм в понимание общества есть основа всех общественных наук типа

социологии. Исходный пункт: основа любого человеческого общества ---

добывание средств к жизни. Отсюда базисом являются те отношения, в которые

люди вступают при производстве своей жизни, который облекается надстройкой

- политико юридической, общественной и др. Каждая система произ отнош

возникает на определенном этапе развития производственных сил. когда есть

соответствие, то производственные силы имеют большие возможности для

развития (предметы производства, знания и опыт, человек). Когда пр отн

отстают, то это почва для социальных революций. Надстройка-совокупность

духовных образований (теории, учения, религия, искусство), отношений между

людьми- идеология и учреждений и организаций -суды, партии, церковь и

т.д.Надстройка вначале служит укреплению базиса, но в ходе развития и

возникновения противоречий возникает новые надстроечные формы, активно

воздействуя на базис. Новый базис вызревает в рамках старого, и кол перех в

кач, революционный переход о одной ощественно-экономической формации к

другой.

18. Материя как ф-ская категория. Основные формы движения материи.

Категория «материя» введена в ф-ю для обозначения объективной реальности.

Существует множество определений этой философской категории, в качестве

исходного: Материя — это объективная реальность, существующая независимо от

человеческого сознания и отображаемая им. На пути своего формирования

понятие «материя» прошло несколько этапов; на первом этапе материя

отождествлялась с той или иной природной стихией (огонь — у Гераклита, вода

— у Фалеев, воздух — у Анаксимандра и т.д.); на втором этапе материя

отождествлялась с атомами, веществом, с комплексом их свойств (Демокрит,

Гольбах, Гельвеций); на третьем — с объективной реальностью (В. И. Ленин).

В философском понимании категории «материя» можно выделить и четвертый

этап, где эта категория предстает как совокупность многих и многих

атрибутов и (в определенной мере) в «снятом» виде содержит указанные ее

трактовки. Это так называемое субстанциально-аксиологическое представление

о материи, которое берет свое начало в середине нашего столетия. На разных

этапах развития научного познания существовали различные модели материи.

Наиболее известными из них являются: • атомистическая модель (Демокрит); •

эфирная модель (Декарт); • вещественная модель (Гольбах).

Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира,

является абстракцией. Не существует материя вообще, как не существует

человек вообще, стол вообще, белизна вообще и т.д. Однако категория

«материя» имеет под собой объективное основание: существование

многообразной действительности НЕЗАВИСИМО от сознания и воли человека.

Материя - это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна,

несотворима и неуничтожима. Она есть causa sui, причина самой себя

(Б.Спиноза). Все эти свойства неотделимы от материи и потому называются

атрибутами. Известны и такие ее свойства, как отражение и движение,

пространство и время, причинность и взаимодействие, качество и коли честно

и др. Кроме атрибутов, неразрывно связанных с материей, различают еще и ее

модусы — такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их

различные состояния или структурные уровни развития (теплопроводность и

электропроводность, получение или передача информации и т.п.). Материя

немыслима без движения точно так же, как движение немыслимо без материи.

Если есть движение, то это движение «чего-то», а не движение «само по

себе», движение «ничего». «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле

слова т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне

присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной

изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» —

писал Ф.Энгельс.

Итак, движение — это всякое изменение вообще. Покой есть частный случай

движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен. Не существует

вечного состояния равновесия, состояния покоя. Это состояние когда-нибудь

обязательно нарушается. Движение существует в различных формах, которые

кроме общих свойств имеют и весьма существенные качественные отличия. Можно

выделить четыре основные формы движения материи, неразрывно связанные между

собой: 1) ФИЗИЧЕСКАЯ Простое механичестое перемещение, изменение

местоположения обьектов, движение элементарных частиц внутриатомные и

ядерные процессы, молекулярное или тепловое движение, электромагнитные и

оптические и др. процессы 2) ХИМИЧЕСКАЯ Неорганические химические реакции,

реакции,приводящие к образованию органических веществ, геологические

процессы и др. 3) БИОЛОГИЧЕСКАЯ Различные биологические процессы, явления и

состояния: обмен веществ, размножение, наследственносгь, приспособляемость,

рост, подвижность, естественный отбор, биоценоз и т.п. 4) СОЦИАЛЬНАЯ

Материальная и духовная жизнь индивида и социума во всех ее многообразных

проявлениях Особым видом движения, изменения является развитие. Развитие —

это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния,

которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и

необратимостью.

19. Представления современной физики и астрономии о материи.(неполн)

Время и пространство - осн. формы существования материи. Ф-ю прежде всего

интересует вопрос об отношении в. и п. к материи, т. е. являются ли В. и п.

реальными или это чистые абстракции, существующие только в сознании.

Философы-идеалисты отрицают зависимость в. и п. от материи и рассматривают

их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как

априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории

абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер в.

и п., В том, что в. и п. неотделимы от материи, проявляется их

универсальность и всеобщность. П. выражает порядок расположения

одновременно сосуществующих объектов, в. же - последовательность

существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий

материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к

будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь в. и

п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью в.и п.

и что, следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от друга.

Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19 в.,

говоря об объективности в., и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в

отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно

независимо от материи и движения, В соответствии с атомистическими

взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели

вплоть до 20 в. отождествляли п. о пустотой, считали его абсолютным, всегда

и повсюду одинаковым и неподвижным, а в. - протекающим равномерно. Совр.

физика отбросила старые представления о п. как пустом вместилище тел и о в.

как едином для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности

Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что в. и п. существуют не

сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной

взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны

единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что

течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и

что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время)

изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля

тяготения. В создании совр, теории в. и п. большую роль сыграли идеи

Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса. Открытие неевклидовой геометрии

опровергло кантовское учение о в. и п. как внеопытных формах чувственного

восприятия, Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей

обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы

материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи

простраиственным расположением атомов. Факт изменчивости наших

представлений о в. и п. используется идеализмом для отрицания их

объективной реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое

познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное

представление об объективно-реальном в. и п.

20. Материя как субстанция. Ее атрибуты: движение, пространство, время.

Атрибуты – свойства, неотделимые от материи. Материя – единственно

существующая субстанция. Она вечна и бесконечна.

Свойства движения: 1) Движение – основное свойство материи. Нет движения

без материи, нет материи без движения. 2) Понимаем движение как всякое

изменение вообще. 3) Если материя абсолютна, то, очевидно, все эти

характеристики применимы и к движению, то есть оно абсолютно, неучтожимо,

несотворимо.

Через определенные изменения возникают и определенные формы движения

материи. Из неорганической материи возникает жизнь, а развитие организмов

ведет к развитию человеческого общества. 1 ) Источник движения и

самодвижения в самой материи, в её внутренних противоречиях. 2) Движение,

как и материя, многообразно, чем сложнее объект, тем сложнее движение. 3) В

сложных структурах и образованиях формы движения материи есть синтез

множества форм движения материи.

Формы движения материи: физическая, химическая, биологическая, социальная.

Классификация Канта: 1) Принцип от простого к сложному. 2) Специфический

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты