зав не явл односторонней.
Понятие явл рез-том истор опыта человечества. Усвоение конкр людьми уже сущ
понятий, роль этих понятий в их созн и деятельности - все это зав. от
непоср контакта людей с объект реальностью. В ходе таких конт понятия
многокр проверяются, обогащаются, дополняются нов смыслом.
Т.о. чувств и рац мышление находятся в неразрывном единстве и
взаимодействии. В их сложном взаимод обнаруживается 2 типа деятельности:
1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят , специально направл на
создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деят как
особый вид умственного труда.
Понятия- это такие воплощенные в словах продукты социально-истор проц
познания, кот выделяют и фиксируют общие существенныесвойства, отношения
предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия,
то каждый чел в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать
каждую конкр вещь, факт, явление.
Обратим внимание на действия, кот имеют место в проц. образовуания чувств
понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставл,
выделение того общего св-ва, кот присуще необозр множеству предметов и
целым классам предм, в фил именуется абстрагированием, а р-ты
абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений
в объект познания. Тут сущ 2 важных момента: При абстр чел исходит из
объект, действит свойств объектов и явлений и из их реальных отнош друг к
другу, фиксируется их действительное, независимо от созн существующее
единство.. Но при этом деятельность отвлечения и объедин свидетельствует о
активности чел познания, о возникнов особого типа деятельности, особого
типа познания, направл на фиксирование отношений.
Объяснение и понимание.
Теор познания различает структурные объяснения, отвеч на вопрос, как
устроен объект; функциональные объясн - как действует и функционирует
объект; причинные - почему возникло данное явление, почему именно данный
набор фактов привел к такому-то следствию. При этом в проц объясн мы
используем уже имеющиеся знания для объясн других. Переход от более общих
знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения.
Знания, кот служат основанием для объясн называются объясняющими. Знания,
кот ими обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего могут
выступать как зак так и отдельные факты.
Понимание - это не единичный акт, а длятельный и сложн процесс. Мы
постоянно переходим от одного уровя понимания к другому. При этом осущ
такие процедуры как Интерпретация- превоначальное приписывание информации
смысла и значения; реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и
значения; ковергенция - объединение, слияние прежде разрозненых смыслов и
значений; Дивергенция - разъединеие единого смысла на отдельные подсмыслы;
конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное
преобразование.
Понимание, следовательно представляет собой реализ многих процедур,
обеспечивающих преобразование информ при переходе от незнания к знанию.
Процесс поним состоит не олько в усвоении уже выработанных другими людьми
или эпохами знаний, но м в конструировании на основе ряад сложных
преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.
Иррационализм - фил учение, настаивающее на ограниченных возможностях
разума, мышления и признающее осн родом познания интуицию, чувство,
инстинкт...Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей,
подчин игре слусая, слепой воле. (ирр. в частности явл экзистенциализм)
Рационализм - Учение в теор познания, согласно кот всеобщность и
необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут быть
выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума
либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, сущ
только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует из
проявление. (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг.)
Мышление. Это активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно
действ на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной
действительностью. Мышл опирается на результаты чувств познания и дает
обобщ-е знание. Сторонники деалектического матер-ма: Мыш-е – это
целенаправленное,опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека
существенных свойств и отношений действительности. Мышл осуществляется в
трех формах. 1) Понятие – это форма мысли, в которой отражаются общие,
существенные свойства, связи и отношения действительности. Понятие и
представление сближает то, что их содержание носит обобщенный и
опосредованный характер. Но м/у ними есть различие. Предст-е дает наглядный
образ действительности. Содержание понятия лишено наглядности. 2) Суждение
– это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или
отрицается) что-либо о чем-либо. 3) Умозаключение – это форма мысли в виде
рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений именуемых
посылками выводится новое суждение, которое наз следствием или заключением.
Напр 1. Все элем частицы имеют массу 2ю Х – вновь открыта элем част,
вытекает вывод Х – имеет массу. Логическая деятельность мышления
осуществляется в таких формах: понятие, суждение, умозаключение, анализ и
синтез, индукция и дедукция, т.д.
51. Диалектика эмпирического и теоретического знания.
Для науч. знания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и теоретич. Для
эмпирич. знания хар-на фактофиксирующая деятельность. Теор. знание - это
сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. На
эмпир. уровне выдел. 2 подуровня: наблюдений и эмпирич. знаний. Теория -
это обобщение практики, опыта или наблюдений. Теор. уровень имеет 2
подуровня: 1) частн. теор. модели и законы; 2) развитая теория. Пытаться
решить поставленную проблему можно 2 путями: искать нужн. информацию или
самост. иследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теор. мышления.
Наблюдение и эксперимент - важнейш. методы иссл-я в науч. знании. Науч.
обобщения часто используют ряд особых логических приемов: 1) прием
универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства
наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распростр. на все
возможные случаи. 2) прием идеализации - указываюся условия, при кот.
описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в
самой действительности они происходить не могут. 3) прием концептуализации
- в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий,
и получивщие в них достаточно точный смысл и значение. Эмпир. и теор.
уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое
предшествовало теоретическому. В процессе науч. познания применяется
мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует образами и понятиями,
мысленно создает нужные условия. Эксперимент двусторонен: с одной стороны
он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает
данные для новых гипотез. Теория - это высшая, обоснованная, логически
непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на
существенные свойства, закономерности, и.т.д. Теория - развивающаяся
система верных, проверенных практикой научных знаний. Сердцевину научной
теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного
теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также
многообразие их классификаций. Различают описательные, математизированные,
интерпретационные, дедуктивные.
Эмпирическое и теоретическое. В науке разл эмпир и теорет уровни
исследования. Это различение имеет своим основанием 1. - методов познав
активности;2. - характер достигаемых результатов. Эмпир исследование
предполагает выработку программы исследований, организ наблюдения и
экспериментов, описание и обобщение экспер данных, их классификацию,
первичное обобщение. Словом для эмпир познания характерна фактофиксирующая
активность. Теорет познание - это сущностное познание, осуществляемое на
урове абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия,
категории, законы, гипотезы... Исторически эмпир познание предшествует
теорет, но только этим путем нельзя достигнуть полного и истиного знания.
Эмпир исследование, выявляет все новые даные наблюд и эксперим,
ставит перед теорет мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему
совершенствованию. Однако и обогащающееся теорет знание ставит перед
наблюдеием и эксперим все более сложные задачи. Всякое наблюдение начин не
со сбора фактов, а с попытки решения какой-то задачи, в основе кот всегда
лежит известное предположение, догадка, постановка проблемы.
Постановка проблемы и иследов программа. Люди стремятся познать то,
чего они не знают. Проблема - это вопрос, с кот мы обращаемся к самой
природе, к жизни , к практике и теории. Поставить проблему порой не менее
трудно, чем найти ее решение: правильная постановка пробл в известной мере
направляет поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый
ставит проблему и пытается решить ее , он неизбежно разрабатывает и
исследов программу, стороит план своей деятельности. При этом он исходит из
предполагаемого ответа на свой вопрос. этот предполаг ответ выступает в
виде гипотезы.
Наблюдеие и эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное,
направленное восприятие, имеющее целью выявление сущ свойств и отношений
объекта познания. Оно м.б. непосредств и опосредованым приборами.
Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соотв с исследов
прогамой позволяет отобразить объекты с наиб точностью и может быть
многократно повторено при варьировании условий.
Необход условием н исследования явл установление фактов. Факт, от
factum - сделанное, совершившееся. Факт - это явление материального или
духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания,
зафиксированность какого-либо предмета, явления, свойства или отношения.
“Факты - это воздух ученого”, - говорил Павлов. Самое характерное для
научного факта - его достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован.
Факты всегда оказываются опосредованными нашим пониманием, интерпретацией.
Например свид показания.Люди говорят об одном и том же, но как по разному.
Т.о. очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности
факта. Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть
подвергнуты отбору, классиф, обобщению и объяснению, тогда они включатся в
ткань науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для н анализа
явл не просто еди факт, а множество фактов, отражающих основную тенденцию.
Только во взаимной связи и цельности факты могут служить основанием для
теорет обобщеия. Из соответственно подобр фактов можно построить любую
теорию.
Описание, и объяснение. В ходе наблюд и эксперим осуществляется
описание, протоколирование. Основное н. требование к описанию - его
достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента.
Объяснение - это мыслит операция, ориентированная на выявление причинной
зависимости объекта исследов, постижеие закономерностей его
функционирования и развития и, наконец, раскрытие его сущности. Объяснить -
значит осмыслить объект в свете уже существующих, исторически накопленных
знаний, опред принципов, законов, категорий.
Гипотеза. Ни одна н теория не родилась в готовом виде. Сначала она
сущ как гипотеза. При этом сама гип возникает не сразу, она проходит опред
стадии формирования. Сначала это предположеие, догадка, вытекающая из
наблюд новых фактов. Она может подвергаться изменениям, модификациям... В р-
те формир сама гипотеза как наиболе вероятное предположение. Гипотеза есть
предположеие, исходящее из фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в
сущность еще недостаточно изученной области мира.
Теории. Теория - это высшая, обоснованная, логически
непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на
существенные свойства, закономерности, пичинно-следственные связи,
определяющие характер функционирования и развития опред области реальности.
Различают описательные терии, математизированные, интерпретационные и
дедуктивные теории.
Поворотными пунктами в истории науки становятся н революци. Рев в
науке выражаются в качеств изменении ее исходных принципов, понятий,
категорий, законов, теорий., т.е. в смене научной парадигмы. Под парадигмой
понимают: выработанные и принятые в данном научном сообществе нормы,
образцы эмпир и теорет мышления, приобретшие характер убеждеий; способ
выбора объекта исследования и объяснения опред системы фактов в форме
достаточно обоснованных принципов и законов, образ логически
непротиворечивую теорию.
52. Особенности научного познания, его структура, формы и методы.
научное познание, как все формы духовного производства, в конечном счете,
необходимы для того, чтобы регулировать человеческую деятельность.
Различные виды познания по разному выполняют эту роль, и анализ этого
различия является первым и необходимым условием для выявления особенностей
научного познания. Деятельность может быть рассмотрена как сложно
организованная сеть различных актов преобразования объектов, когда
продукты одной деятельности переходят в другую и становятся ее
компонентами. Предметная структура деятельности - взаимодействие средств
с предметом деятельности и превращение его в продукт благодаря
осуществлению определенных операций. Субъектная структура включает субъект
деятельности , осуществляющего целенаправленные действия и использующего
для этих целей определенные средства деятельности. С одной стороны
средства могут быть представленны в качестве скуственных органов
чеовеческой деятельности, с другой, они могут расматриваться в качестве
естественных объектов , которые взаимодействуют с другими объектами.
Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями.
Ценность отвечает на вопрос “ Для чего нужна та или иная деятельность”
Цель на вопрос “ что должно быть получено в деятельности?” Мы имеем дело
с предметной стороной изменения человеком природы , когда в функции
предметной деятельности выступают фрагенты природы, а если в функции ее
предметов выступают люди и свойства то мы имеем дело с предметной стороной
практики , направленной на изменение социальных объектов.. Человек сэтой
точки зрения может выступать и как субъект и как объект практического
действия.
Наука ставит конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов
практической деятельности ( объект в исходном состоянии) в соответствующие
продукты ( объект в конечном состоянии) Поэтому основная задаяа науки -
выявить законы , в соответствии с которыми изменяются и развиваются
объекты. Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть
включены в деятельность , и их исследжования как подчиняющиеся объективным
законам функционирования и развития, составляют первую, главную
особеность научного познания., которая отличает ее от других форм
познавательной деятельности. Наука ориентированна на предметное объективное
исследование действительности.Процесс научного познания обусловлен не
только особенностями изучаемого объекта , но и многочисленными факторами
социокультурного характера. Наука в человеческой деятельности выделяет
только ее предметную структуру и все рассматривает только сквозь призму
этой структуры. Наука может исследовать любые феномены жизни человека и его
состояния, она может исследдовать и деятельность и человеческую психику, и
культуру. но только под одним углом зрения - как особые предметы, которые
подчиняются объективным законам. Субъективную структуру деятельности наука
тоже изучает но как особый объект.. Таким образо наука может изучать все в
человеческом мире но в особом ракурсе и с особой точки зрения, наука не
может заменить собой всех форм познания мира , всей культуры, и все что
ускользает из ее поля зрения . компенсируют другие формы постижения
духовного мира. Наука имеет систему отличительных признаков научного
познания от обыденного : 1) установка на исследования законов
преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и
объективность научных знаний 2) выход науки за рамки предметных структур
производства и обыденного опыта и изучене его объектов относительно
независимо от сегоднешних возможностей их производственного освоения.
Важнейш. методы научного познания: 1) Метод восхождения от абстрактного к
конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от
предельно простых понятий к более сложным - конкретным. Поэтому процедуру
построения понятий, все более соответсвующих действительным, называют
методом 1). 2) Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том,
что объект, недоступн. непосредств. иссл-ю, заменяется его моделью. Модель
обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих иследователя. 3)
Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдаталь исскуственно
изолирует ряд характеристик иследуемой системы и изучает их зависимость от
других параметров. В XX веке наука активно математизируется.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20