Философия (WinWord97/2000)

материальный носитель движения. 3) Специфические закономерности, присущие

той или иной форме движения материи. 4) Высшая форма движения материи

включает в себя низшую, но к ней не сводится. 5) Границы между формами

движения материи носят не абсолютный, а относительный характер. Одна форма

материи плавно переходит в другую. На стыке этих форм могут появиться новые

науки. Свойства пространства и времени: 1) Возникновение от многочисленных

конкретных состояний материальных отношений (пространства) и мерой их

изменений (время). 2) Пространство связано с протяженностью предметов,

объектов. 3) Под пространством мы понимаем материальную структуру

предметов, объектов, систем материального мира, их протяженность. Также под

ним мы понимаем состояние отношений материальных тел друг к другу и кривые

их движения, которые дают качественную определенность движущимся объектам.

4) Время – это длительность существующего объекта, смена его состояний.

ОБЩЕЕ: 1) Носят объективный характер. 2) Движение материи всегда находится

в пространстве и времени. 3) Пространство, время и движущаяся материя

неотделимы. РАЗНОЕ: 1) Пространство трехмерно, время одномерно. 2)

Пространство обратимо, время нет (прошлое(будущее). 3) Пространство и время

носят относительный характер, так как зависят от состояния и движения

материи. 4) Пространство не может выступать независимо от времени, а время

от пространства.

Форма существующей материи: пространство-время ( мир выступает в 4-х

мерном измерении.

21. Происхождение и сущность сознания. Сознание и идеальное.

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же

возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет

собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры

о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости,

другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть

себя идущим по улице. Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и

материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и

исторически и гносеологически. Она носитель и причинаего возникновения.

сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а

только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не

мозг, а чел. при помощи мозга. Сознание - это высшая, свойственная только

человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и

целенаправленном отражении действительности. Сознание можно абсолютно

противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними - нет.

За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть

самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и , следовательно,

неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к

тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с

материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство

высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие,

и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее

свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны

по форме от этих объектов, как идеальные их копии. Единство и связь - Псих

явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат субстрат, кот это свойство

принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны возникающие в созн псих

образы сходны по содержанию с вызывающими их матер объектами. Сущностью

созн является его идеальность,кот выражается в том, что составл созн образы

не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных

процессов, на основе кот они возникли. Идеальное выступает как момент

практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного

формами, созданными предшествующиим поколениями - прежде всего

способеностью отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их

посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом:

оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане

идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения.

Такое пониманиеимеет смысл только при изучении соотнош материи и созн,

отнош сознания к мат миру. Идеальное и матер не разделены нероходимой

гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, прерсаженное в чел

голову и преобразованное в ей. Такое преобр материального в идеальное

производит мозг. Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития

материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.

Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение. Отражением облад все

мат образования. Отраж - это изменение одного явления под воздействием

другого. В неживой природе распроствранены изоморфные отражения - отпечатки

, следы…

Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап

развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением

чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства

предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики.

Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные

образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим

потребностям. Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и

состояний его внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика

охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные

процессы.

22. Сознание и самосознание (относительно сознания см. 21 вопрос)

САМОСОЗНАНИЕ — выделение человеком себя из объективного мира, осознание

своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий,

мыслей и чувств, желаний и интересов. Животное тождественно своей

жизнедеятельности, оно изменяет природу лишь в силу своего присутствия, т.

е. относится к ней непосредственно. Человек же опосредствует свое отношение

к природе общественной практикой, и прежде всего употреблением орудий

труда. Благодаря труду он выделяется из непосредственной природной свяая: в

процессе труда соотносит свои цели и задачи с природным материалом и

учитывает собственные возможности. Изменяя природу, он изменяется сам.

Создавая в процессе труда продукты, человек как бы удваивается и в предмете

своей деятельности созерцает дело своих рук. Он различает себя как деятеля

от предметов своей деятельности. Но т.к. труд всегда носит общественный

характер, то человек начинает сознавать себя как человека, принадлежащего

данной исторической системе, лишь относясь к др. человеку как к себе

подобному. Важную роль в формировании «С» играет язык. с. возникает

одновременно с сознанием как производное от него, но проявляется на

значительно более высокой ступени развития человечества. Вначале человек

отличает себя от объекта, сознает объект своей деятельности и самого себя

как субъект лишь в процессе практического действованяя е вещами. Затем С.

проявляется как родовое, коллективное: человек еще поглощен родом, к-рый

выступает носителем и средоточием человеческой сущности. С гибелью родового

строя, появлением цивилизации и обособлением индивида возникаем

собственно С. личности. С. в истории ф-ии выступало как деиственный

принцип, и этим часто исчерпывалось понимание практической. деятельности

человека (Фихте, Гегель, младогегельянцы). При этом ,С. рассматривалось

нередко как начало, творящее и сам объективный мир. В действительности С.,

будучи действенным принципом, может быть понято в решающей мере лишь как

результат практической общественно-производственной деятельности человека.

Прогрессируя на основе и в итоге социального прогресса, С. человека

достигает своего высшего развития в условиях об-ва, свободного от всякого

социального гнета и создающего все возможности для полного проявления

жизнедеятельности индивида.

23. Бытие как ф-ская категория. Основные сферы бытия.

Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле

слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о

существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на

вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? -

Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи,

организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве

мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Природа,

чел-к, мысли, идеи, о-во сущ; различные по формам совего сущ-я, они обр.

единство бесконечного, непреходящего мира. Третий аспект связ. с тем, что

мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр.

логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд.

индивидов. Ф. фиксирует не просто сущ-е вещи (ч-ка, идеи, мира в целом), а

более сложн. связь всеобщ. хар-ра: предметы (люди,состояния) вместе с их св-

вами, особенностями сущ-ют и тем самым объединятся со всем тем, что сущ. в

мире. Антитезой Б., или нечто, явл. ничто. Все конкретные формы Б.,

например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и

становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни

продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную

форму Б. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть

уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме.

Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б. вещей

(тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост.

природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б.

человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б.

духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров.

(внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б.

отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной

формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы

Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей

субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния,

целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее

отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для

прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием

только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты