Философия (WinWord97/2000)

24. Принцип детерминизма. Критики индетерминизма.

Д и И протовиположные ф-ские концепции по вопросу о месте и роли

причинности.Детерминизм и индетеминизм. Детерминизм - методолог принцип,

согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и прич

обусловлено, следует возм познания и предсказания событий, имеющих как

однозначно определ, так и вероятностную природу. Механический детерминизм -

однозначная прич обусловленность=> абсол строгое предсказание.

Индетерминизм - методолог позиция, в кот отрицается как объективность прич

связей, так и ценность причиных объяснений в науке. Г.Риккерт: “Причинное

объясн действительно лишь в пределах наук о прир и неприменимо к наукам о

духе, т.е. наукам общественым”. Чел воля (или в телеологии - воля

божественная) рассматривается детерминизмом как автономная сила, своб в

своих проявлеиях от всякой причинности и необходимости, т.е ничем не

обусловленая. Индетерм трактуют принцип объективн необходимости как

фатализм. Стройная организация всего сущего. Телеология - определяется

изначальным целевым устремлениям природы. Стихийно действ причина рассм как

действующая в преднамеренно избранном направлении, т.е как цель. Цель

ставится творцом. Гейне: “деревья зелены потому, что зел цвет полезен для

глаз. Бог создал быков так как гов бульен полезен для чел; ослов для

сравнения, а самого чел, чтобы он ел гов бульен и не был ослом”.

Естественный отбор - вот истинная причина совершенства орган мира, причина

объективной целесообразности природы. Однако сознательная цель явл одним из

атрибутов в сфере челов деятельности. В науке часто применяется целевой

подход, т.е. подчинение процесса иследования его целевой, конечной стадии.

25. Принцип историзма в познании. Единство исторического и логического в

теоретическом мышлении.

Исторический и логический методы познания относятся к методам

теоретического уровня. Сущность исторического метода состоит в том, что

история изучаемого объекта воспроизводится во всем своем многообразии, с

учетом мельчайших зигзагов и случайностей. Области его применения — прежде

всего человеческая история, а также различные явления живой и неживой

природы (возникновение жизни на Земле, образование полезных ископаемых —

нефти, урана и др.). Этот метод позволяет получить представления о движении

и развитии того или иного объекта, процесса. Логический метод исследования

— это метод воспроизведения в мышлении сложного развивающегося объекта в

форме определенной теории. При логическом исследовании объекта мы

отвлекаемся от всех исторических случайностей, несущественных фактов,

зигзагов и даже попятных движений, вызванных теми или иными случайными

событиями. Из истории вычленяется самое главное, существенное, определяющее

общую направленность развития. Логическое воспроизведение истории должно в

общем и целом соответствовать действительной истории.

Принцип единства логического и исторического отвергает произвольные

спекуляции, домыслы, всякого рода вымышленные конструкции. Он требует,

чтобы логика мысли следовала за историческим процессом. Но при этом

мышление не должно быть пассивным. Активно вычленяя из истории

существенное, необходимое, человеческое познание обнажает саму суть

исторического процесса. Оно позволяет глубже понять действительные события.

По этому поводу Ф. Энгельс писал: «С чего начинается история, с того же

должен начинаться и ход мыслей, и его дальнейшее движение будет

представлять собой не что иное, как отражение исторического процесса в

абстрактной и теоретически последовательной форме; отражение исправленное,

но исправленное соответственно законам, которые дает сам действительный

исторический процесс». Окружающая действительность выступает как нечто

конкретное в многообразии своих качеств и свойств. Внешняя ее сторона,

явление, отражается в чувственном восприятии. Раскрытие сущности, т. е.

того, что стоит за этим явлением, закономерных связей достигается

абстрактным мышлением, которое представляет собой некоторый отход от

непосредственно воспринимаемой действительности. Но этот «отход» является

диалектическим. Поняв сущность с помощью абстрактных построений, человек

мысленно воспроизводит конкретную действительность во всех ее связях.

Диалект. материализм учит, что ни один из методов научного познания нельзя

абсулютировать, противопоставлять всем другим, а нужно правильно сочетать

их в едином сложном и многостороннем процессе познания.

26. Единство и борьба противоположностей как принцип диалектики.

Одним из коренных вопр мировоззрения и общ методологии явл вопрос о том,

следует ли искать источник движ и развит мира вне его или в нем самом. Этот

источник нахлд в нем самомо, в порождаемых им противоречиях, что выр в

законе единства и борьбы противоположностей. кот гласит, что развитие

объект реальности и все формы чел деятельности осущ через раздвоение

единого на противопол составляющие, и взаимод этих противопол характеризует

опред систему как нечто единое, а с др стороны - составляет внутренний

импульс ее изменения, развития. Противоречие - это определенный тип

взаимодействия различных и противоречивых сторон, свойств, тенденций в

составе той или иной системы или между системами, процесс столконовения

противопол стремлений и сил. Предельный случай противоречия - конфликт.

Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны как внутри себя так и

между собой. Различие есть отношение нетождественности, еодинаковости

объекта и в самомо себе и с др. Различие имееет свои степени: оно мб несущ

и существенным. Предельный случай сущ различия - противоположность. Удачной

моделью противоп может служить магнит с его 2 полюсами. (его можно делить

сколько угодно). Противоп характеризуются как взаимообусловленные и

взаимодейств стороны диалект противоречия. Они противостоят друг другу в

рамках единого взаимоотношения : наличие одной предполагает бытие другой.

Противоположность есть не просто иное, а “свое иное” - Гегель. Диал принцип

против отражает двойственные отношения внутри целого: единство прот и их

борьбу. Все полно потиворечий и живет в них. Противоп, не образующие

единства, не явл диалектическими, их нельзя считать движ силой развития

системы. Например черное и белое, бесконечное и исчезающе малое... они не

явл частями целого и не содимпульса к развитию. Противоп могут приходить в

столконогвение лишь постольку поскольку они образуют единоецелое в кот один

момент также необх как и другой. При этом сами противоп и их единство,

выраж устойчивость объекта, - относительны, борюба же, выраж бесконечность

проц развития,- абсолютна.

Противор буквально означает резкое рассогласование в речи,

высказываниях о каком-то предмете. В ходе рассужд могут появляться пары

суждений, противор друг другу. Оба эти утверждения не могут быть истины.

Одновр утверждение и того и другого рассматрив в логике как необходимо-

ложное. Запрет противор, начиная с античности, счит одним из принципов лог

суждения. Такие противор считаются нарушением правил рассуждения. Их появл

- сигнал лог ошибки в рассужд, ложно принятой посылки или... Вывод

противоречия допускается лишь для вспомог целей, в частности в док от

противного в математике. Cпециф формой сущ диал против в познании явл

антиномии, кот служат формой теор воспризведения противор в научных теоиях.

Обнаруж антиномий и их решение - характ черта диал мышления. Поскольку

антин часто высказываются в форме противор высказываний, запрещаемых форм

логикой, то в этом часто усматривают антагонизм диал и форм логики. Логика

и диал действуют совместно. А как же логш противор? В проц познания они

высту не как знание результат. (Бор и его принцип дополнительности- мы не

вправе приписывать физ реальности ни волновые ни корпуск свойства).

Антиномия -острая форма постановки проблемы, требующей своего решения.

Такие лог противор есть двтигатеьная сила научного познания.

“все существенные идеи в науке родились в драмат конфликте междц

реальностью и нашими попытками ее понять” - Эйнштейн. Диал противор в мысли

- это не противор самому себе, не отсутствие логики, а взаимод противопол

позиций, точек зрения, взглядов, понятий. Рекоменд формальной логики

помогают понять реакльные противоречия. В диал речь идет о потиворечиях в

самом объекте и об отражении этих противоречий в мышлении, где они сознат

фиксируются и решаются.

Диал - не метод награмождения противор. Без соблюд правил форм логики диал

превратилась бы в софстику.Дело диал - выявление и разреш противоречий

Основные типы противоречий. Характер противор зависит от специфики

противопол сторон и от условий в кот осуществляется их взаимод. И это

взаимод есть отношение или несовместимых и враждебных или дополняющих и

обогащ друг друга моментов и тендеций. Отсюда многообр противор. Различают

внутренние и внешние, основные и неосновн, антагонистические и неантагонист

противоречия. Взаимод противопол сторон внутри даной системы (наприм

внутри даного вида животных или организма) характеризует внутреннее

противоречие, выраж состояние сист как опред целостности. Каждая сист сущ в

рамках более сложных систем. Тогда очевидно, что внешнее противор являет

собой взаимод противопол, относящихся к разным системам.(между организмом и

средой, природой и обществом). Ясно, что понятия внешнего и внутр

противоречия относительны. Именно внутр противор принадлежит решающ роль в

развитии системы. Внешн противор могут послужить толчком, но прежде чем

стать истинной силой развития оно должно перейти во внутр стр-ру объекта.

(адаптация организма к вн среде (вн прот), должен выраб новое кач, кот

вступает в внутр прот с исходными кач) Т.о. внешнее всегда действует через

внутренее В ряду внутр прот вуделяются основные (главные) и неосновные

противоречия. Основное - это сущностное противор: ононсвяз с глубинными,

лежащиими в основании этой сист формами взаимод противоположностей, составл

ее структуру. (общество- прот между производством и потреблением. Нужно

производить чтобы жить, но произв порождает нов потребности).

Антагонистическте противоречия - взаимод между непримиримо враждебными

силами. Внутри эксплуататорских формаций, втч соврем империализма. Транснац

корпорации - национ -госуд формой общества. Импер - развив страны. Война и

мир. Неантагонист противоречия. Взаимод между соц группами, интересы кот

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты