Философия (WinWord97/2000)

Это многообразие взглядов свидетельствует о том, на сколько противоречивы

оценки цели жизни.

38. Ф-я экзистенциализма. (см. шпарг.)

(Камю. “Миф и Сизифе. Эссе об абсурде”, Сартр. “Экзистенциализм - это

гуманизм”). Экзистенциализм - Ф-я существования. Иррационалистическая фил.

Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель,

Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно. В Герм э. стал складываться после 1 мир

войны (обстановка озлобления и уныния) Нов волна - Франция времен окупации

и после 2 мир войны. Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о

выборе и личной ответственности.

Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы

которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и

бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые

возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его

собственное сущ и его движение к небытию.

Э объявл предметом ф. - бытие. “Современная фил, как и в прошлые времена

занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия явл

неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б.

наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для

проникновения в него.

Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам знакомый

- это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как

таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто внутреннее и

невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что никогда ен становится объектом”,

ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.

Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее

преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в

кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное

переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном счете это страх перед

смертью.

Для Сартра все вещи, кроме человека есть”бытие в себе”, а чел. сущ. есть

“бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возн из бытия и не может

превр в ничто, то длф чел сущ-я, понимаемого как переживание, не может

найтись такого быытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит

бытие чел есть ничто. Осознавая свое ничожество чел испытывает страх

“человек есть его страх”.

Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в “пограничных ситуации” -

страдание, борьба, смерть.

Свобода. Челов сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем

он себя сделает. Чел - это постоянная возможность, замысел, проект. Он

свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор.

Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода.

Однако своб понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся выраж в

понятиях, иррациональное. Своб они мыслят как своб вне общества. Это внутр

состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется

необходимости. Такая свобода, противопост необходимости и отрешенная от

общества, - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора

отношения к окруж действительности. Раб может быть свободным,

соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится

неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным” свобода есть

мучительная необходимость.

Характ чертой чел сущ является то, что он не сам выбирает условия своего

сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время

его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел сущ-я сущ

потусторонняя реальность, кот понимается как способ сущ чел, состоящий в

озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Вн мир представляет среду,

мир заботы чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с

ним. Пространство и время есть способы чел сущ-я. Время - это переживание

сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл о времени до моего

рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что

будет после моей смерти бессмыслено.

Личность и общество Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и

разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности

трафаретные вкусы, нравы,взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти,

ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди

смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное,

одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.

Экзистенция –одно из основных понятий экзистенционализма, означающее способ

бытия человеческой личности. Э. Представляет собой центральное ядро

человоеческого “Я”, благодаря к-му это последнее выступает не просто как

отдельный эмпирический индивид и не как “мыслящий разум”, т е нечто

всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность.

Э – это не сущность человека, ибо последняя означает, согласно экзис-там,

нечто определенное заранее данное, а, напротив, “открытая возможность”.

Одно из важнейших определений Э – ее необъективируемость. Человек может

объективировать свои способности, знания, умения практически - в виде

внешних предметов; он может, далее, сделать объектом собственного

рассмотрения свои психические акты, свое мышление и т.д., объективируя их

теоретически. Единственное, что ускользает от его практического, так и

теоретического объективирования, а тем самым и от познания и что, т.о., не

подвласно ему, - его Э. учение об Э. Учение об Э направлено как против

рационалистического понимания человека, усматривающего сущность последнего

в разуме, так и против марксисткого понимания этой сущности как

совокупности общ. Отношений.

В обыденной жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию, для

этого необходимо чтобы он оказался в пограничной ситуации, т.е перед лицом

смерти. Человек внезапно "становится самим собой", но то, что он узнает о

себе, не пригодится другому. В результате перехода через "пограничную

ситуацию" человек приобретает новый взгляд на мир: он видит в предметах

символы трансцендентного, которое недоступно познанию, но чувствуется как

“экзистенциальный” страх. Человек шифрует (символизирует) свои

представления о трансцендентном в мифах, философских и религиозных

концепциях. Трансцендентное, в свою очередь, сходит к людям в виде шифров:

свободы, смерти, крушений в жизни и др. Человек, в жизни которого нет

пограничных ситуаций - это человек, погрязший в "обычном", "привычном", не

желающий ничего менять в себе. Обретая себя как Э человек впервые обретает

свободу. Согласно Э, свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как

вещь, формирующаяся под влиянием естественной и социальной необходимости, а

выбирал самого себя, формировал каждым своим действием и поступком.

Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не

оправдывает себя обстоятельствами. Чувство вины – это чувство свободного

человека. У Э – опора на интуитивное познание мира.

39. Понятие науки. Социокультурные функции науки.

В общем виде наука --- это деятельность человека по выработке,

систематизации и проверке знаний. Разумеется чел занимается научной

деятельностью не случайно. Он постоянно имеет дело с проблемами и сложными

задачами, и для того, чтобы с ними справиться, чел необходимы исчерпыв

знания , выработка которых и есть цель всякой научной деятельности.

Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы,

осуществить предсказание на будущее и соответствующие научные рекомендации.

Наука зародилась в древности. Предпосылки появились на Др Востоке: Египет,

Вавилон, ИНдия, Китай. Здесь накапливаются и осмысливаются эмпирические

знания о природе и общ, возникают зачатки астрономии, математики, этики,

логики. Это достояние воспринято и переработано в стройную теоретическую

систему в Др Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся

наукой, отмежевавшись от мифологических и религиозных традиций. С тех пор

до самой инд рев главной функцией науки было объяснение, а ее основной

задачей --- познание с целью раздвинуть горизонты мира, видения природы,

частью которой явл сам чел. Но тем не менее длительное время научное знание

пребывало в эмбриональном состоянии. Становление развитой науки требовало

постоянной опоры на факты, широкой распространенности, последовательной

рационализации, доминирования соответствующего менталитета. Всего этого не

было ни в эпоху античности, ни в средневековье, когда вообще все содержание

науки было сохранено только благодаря монастырям, хранившим рукописи

античности. Ситуация изменилась к 16-17 в, в Новое время формы мышления] и

в целом менталитет человека, бывшие ранее исключением, стали достоянием

большинства образованных людей. Наука стала важным фактором жизни. Без

этого становление индустриального общ вообще не могло состояться.

Естественно, что многие науки появились значительно позже, например,

генетика, социология, кибернетика. В наши дни наука имеет разветвленную

структуру и научных знаний, и науч учреждений. Она стала важнейшим фактором

формирования дух жизни общ, культуры и практики общения.

Наука отпочковалась от обыденного знания и вместе с тем она превзошла его

по всем статьям. Казалось бы, что наука может обойтись теперь и без него. В

то же время наука не имеет единовластного мандата на познание. ОНа имеет

взаимодополняющие связи с повседневным познанием, с философией,

этикой,искусством и др. Наука уподобляется верхним этажам здания, но их нет

без нижних. Наука находит в повседневном познании материал для дальнейшей

обработки, без которого она не может обойтись. Примером этому может служить

естественный язык. Хоть наука и выраб свой язык, в тоже врем я не может

обойтись и без повседневного. Наука имеет своей противоположностью

неверное, неправильное знание, а не то знание, которое, будучи правильным,

добывается за пределами науки, в повседневной жизни, практической

деятельности, искусстве.

Современную науку можно определить как сферу исследовательскойдеятельности,

направленную на производство новых знаний о природе,обществе и мышлении,

включающую в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их

знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и

кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и

лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты