Мировой опыт налогообложения и его значимость для России

Мировой опыт налогообложения и его значимость для России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

СОВМЕСТНЫЙ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И

МЕНЕДЖМЕНТА

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Мировой опыт налогообложения и его значимость для России

(опыт НДС)

Дипломная работа

Студента группы 1051

Демьяненко М.В.

Научный руководитель

к.э.н. проф. Биндер А.И.

Владивосток

2002

Содержание

|ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….. |3 |

|ГЛАВА I. Налоги в рыночной системе хозяйствования …………………………. |6 |

|1.1.|Налоги как инструмент регулирования рыночной экономики |6 |

| |……….………. | |

|1.2.|Роль и функции налоговой системы .…………………………………………… |11 |

|ГЛАВА II. Системы налогообложения в развитых странах …………………….. |16 |

|2.1.|Действия налогового механизма регулирования рыночной | |

| |экономики………………………………………………………………………… |16 |

|2.2.|Общенациональные налоги .…………………………………………………….. |20 |

|2.3.|Местные налоги .…………………………………………………………………. |42 |

|ГЛАВА III. Актуальные вопросы формирования современной | |

|Российской налоговой системы ……………………………………………………... |52 |

|3.1.|Концептуальный подход к созданию модели эффективной | |

| |налоговой системы в России ……………………………………………………. |52 |

|3.2.|Опыт использования налога на добавленную стоимость в | |

| |мировой и российской практике ..………………………………………………. |58 |

|3.3.|Налоговый кодекс – новый этап в формировании налоговой | |

| |системы Российской Федерации ……………………………………………….. |69 |

|ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………... |82 |

|СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………... |85 |

|ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………... |88 |

Введение

Формирование эффективной налоговой системы для России – экономическая

проблема общегосударственного значения.

С принятием Государственной Думой Налогового Кодекса РФ дискуссия о

его завершенности и принципах построения не ослабевает. И это закономерно:

современная отечественная система налогообложения формировалась на

протяжении 90-х гг. посредством приспособления советской налоговой

структуры к новым условиям хозяйствования, введения того или иного вида

налога, способного, по мнению реформаторов, быстро пополнить доходы

бюджета. В результате этих преобразований сложилась трехуровневая налоговая

система с фискальным характером, не ориентированная на стабилизацию

социальной ситуации в обществе и стимулирование развития отечественного

производства или поощрение инвестиционной активности товаропроизводителей.

Для этой системы характерны низкая эффективность и отторжение как

хозяйствующими субъектами, так и гражданами не адекватной современному

рыночному образу мышления функциональной направленности государственной

налоговой политики.

Западные страны формировали свою экономическую политику в течении

столетий принципами, опираясь на систему государственных финансов, игравших

ведущую роль в конъюнктурной, структурной и социальной сферах. Фискальная

политика ведущих индустриальных держав демонстрирует последовательную

тенденцию использования налогов в качестве действенного набора

инструментов, способных квалифицированно обеспечить перераспределение ВВП в

пользу наиболее значимых, с точки зрения государства, отраслей, направлений

социального и регионального развития экономики. В теории и на практике

макроэкономического регулирования рыночной экономики произошли значительные

перемены, изменились цели и методы государственной экономической политики,

а также механизм налогового регулирования.

Современная налоговая система характеризуется необычайной

изощренностью форм и методов обложения и исключительным многообразием

применяемых налогов (в отдельных странах существует около ста и более

различных видов налогов). Для всех развитых и большинства развивающихся

стран основные ее принципы и характеристики едины, хотя в их понимании и

применении в налоговой политике имеются существенные различия.

Основы существующей в Российской Федерации налоговой системы были

заложены в конце 1991 г. принятием Закона «Об основах налоговой системы в

Российской Федерации» и соответствующих законов по конкретным видам

налогов. В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в

экономике в первые годы реформ российская налоговая система в целом

выполняла свою роль, обеспечивая поступление в бюджеты всех уровней

необходимых финансовых ресурсов. Вместе с тем, по мере дальнейшего

углубления рыночных преобразований, присущие налоговой системе недостатки

становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в

экономике изменениям все более и более очевидным.

С 1 января 1999 г. вступила в действие первая или так называемая общая

часть Налогового кодекса Российской Федерации. Этот документ регламентирует

важнейшие положения налоговой системы России, в частности, перечень

действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а

также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их

агентами.

Второй частью Налогового Кодекса приняты семь глав, посвященные НДС,

акцизам, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу,

налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых и

налогу с продаж.

Налоговый кодекс призван стать и непременно станет практически

единственным нормативным актом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная

со взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков и кончая порядком

расчета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов. Налоговый Кодекс – это

новый этап в формировании налоговой системы Российской Федерации, который

приближает ее к мировой модели налогообложения. Налоговый Кодекс призван

вывести на качественно новый уровень взаимоотношения между налоговыми

органами и налогоплательщиками.

Одним из основополагающих налогом в налоговой системе Российской

Федерации является налог на добавленную стоимость (НДС). Федеральным

законом «О федеральном бюджете на 2002 г.» на долю НДС запланировано

поступление в федеральный бюджет в размере 774 млрд. руб., что составляет

36,4% от всех доходных поступлений или 44,8% налоговых доходов в

федеральный бюджет в 2002 г. Этот налог является главным источником

пополнения казны государства. НДС является одной из наиважнейших

составляющих налоговой системы, отличающийся сложностью введения и

просчетом последствий, о чем свидетельствует опыт введения НДС в России.

НДС облагаются все стадии производства и распределения товара вплоть

до розничной торговли. Являясь по существу налогом на потребление, НДС

обеспечивает регулярное поступление финансовых средств в казну и позволяет

охватить все сферы производства и реализации валового внутреннего продукта.

Более того, по сравнению с подоходным налогом НДС более нейтрален по

отношению к сумме доходов конкретного предпринимателя и тем самым

увеличивает стимулы к труду и сбережению, уменьшает сопротивление

налогоплательщиков и затрудняет уклонение от налогообложения.

Сегодня НДС используется в большинстве европейских государств, во всех

странах Европейского сообщества, Японии, Индии, Индонезии, Бразилии,

Колумбии, Греции и других странах Юго-Восточного региона, Африки и Америки.

В странах Азии, Африки, Центральной и Южной Америки введение НДС

выявило ряд новых форм применения этого налога, продемонстрировало гибкость

и возможность использования различных модификаций методологии НДС.

Широкое распространение НДС обусловлено, несомненно, и большими

возможностями этого налога по увеличению налоговых доходов. Сокращая или

полностью заменяя некоторые налоги, он не только увеличивает, но и

стабилизирует поступления в бюджет, делает их непрерывными. Вместе с тем

использование НДС в качестве денежной машины, способной удовлетворить любой

дефицит в бюджете за счет повышения ставок налога, связывается с опасениями

в чрезмерном росте государственного сектора. Кроме того, существуют

опасения, что этот налог даст политикам возможность расширить свое влияние.

Но, несмотря на все эти «побочные явления», все большее количество стран,

озабоченных поиском путей финансирования растущих государственных расходов,

стремится найти выход в налоге на потребление и склоняется к введению НДС.

При написании дипломной работы были исследованы налоговые системы

развитых стран и мировой опыт налогообложения, очень необходимый России для

совершенствования и реформирования налогового законодательства.

Структура работы состоит из трех разделов.

В первом разделе освещены налоги в качестве инструмента регулирования

современной рыночной экономики, а также роль и функции налоговой системы.

Во втором разделе раскрыты системы налогообложения в развитых странах,

таких как США, Германия, Франция, Великобритания и Швеция с учетом

регулирования основных функций налогового механизма, а так же

систематизация налогового регулирования рыночного хозяйства на

общенациональные и местные налоги этих стран.

В третьем разделе освещены результаты применения НДС в мировой и

российской практике, вопросы реформирования новой налоговой системы РФ с

вступлением в свет нового законодательного документа – Налогового Кодекса

РФ и, самое основное - модель эффективной налоговой системы в России.

Глава I. Налоги в рыночной системе хозяйствования

1. Налоги как инструмент регулирования рыночной экономики

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты