налоговые корректировки выполняли одну задачу: максимально активизировать
конкурентный потенциал рыночной экономики за счет поощрения развития
производства, роста предложения товаров и услуг, с одной стороны, и спроса
на них - с другой.
Реформирование методов подоходного обложения предпринимательской
деятельности - налогов на производство - неизменно сопровождалось
реформированием системы налогов на потребление. Сопоставление процессов
эволюции систем прямого и косвенного налогообложения показало существование
тесной связи между двумя приоритетными направлениями налоговой политики:
трансформацией налоговых методов стимулирования инвестиционной активности
предпринимателей и последовательным расширением сферы действия и
возрастанием значимости налогов на потребление (в первую очередь НДС).
Стремясь поощрять рост производственных и научно-технических инвестиций,
правительства стран с развитой рыночной экономикой на протяжении второй
половины XX в. последовательно проводили политику ослабления налогового
пресса на производителей и реформирования системы налоговых льгот для
инвесторов. Компенсировать же неизбежные в этой ситуации потери бюджета
позволяло постепенное повышение ставок и расширение базы косвенного
налогообложения в целом и НДС в первую очередь. Последовательно снижая
ставки налогов на производителя, расширяя сферу действия и увеличивая
доходы бюджета за счет НДС и других косвенных налогов, государство создало
мощный механизм роста потенциальных возможностей инвестирования
национального капитала и стимулирования частной инициативы.
В начале 80-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой сложилась
единообразная структура налоговых поступлений, включающая несколько
основных составляющих: подоходный налог с граждан; налог на прибыль
корпораций; взносы на социальное страхование; налоги на собственность;
налоги на потребление; активно развивалась система налогообложения
процентных доходов.
Принципиально новым направлением налогового регулирования на рубеже
второго и третьего тысячелетия стал процесс формирования налоговых
механизмов, способствующих переходу от централизованных к рыночным
экономическим структурам.
Важнейшее принципиальное отличие налоговой системы до перехода к рынку
и после включения хозяйственных объектов в систему рыночных отношений
заключается в следующем:
. налоговая система социалистических стран действовала как фискальный
механизм, обеспечивавший изъятие запланированной части доходов у
государственных предприятий и населения с последующим
перераспределением их через систему централизованного планового
регулирования социалистической экономики;
. в переходный период налоговая система сама должна выступать
регулятором экономических процессов в обществе, в ее рамках необходимо
обеспечить реализацию и согласованность всех функций, присущих
налоговой политике в условиях современной рыночной экономики -
фискальной, стабилизирующей и регулирующей.
К концу XX в. в процессе реформирования налоговых систем для стран с
развитой рыночной экономикой и индустриально развитых стран, завершающих
процесс перехода к рынку, сформировался единый концептуальный подход к
налоговым системам как к экономическому многофункциональному механизму,
способному выполнять задачи:
. обеспечения необходимых объемов фискальных сборов;
. активизации конкурентных сил рыночной экономики;
. регулирования процессов расширения и модернизации производства;
. стимулирования инвестиционной активности предпринимателей;
. обеспечения социальной стабильности в обществе;
. экологизации производства;
. стимулирования развития интеграционных экономических процессов
на межгосударственном уровне.
2.2. Общенациональные налоги
Налоговые системы развитых рыночных государств помимо фискальной
функции наполнения бюджета успешно выполняют функции регулирования
экономического и социального развития и внешнеэкономических связей.
Последнему способствуют таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную
стоимость. Система налогов является обычно трехуровневой. При этом
общегосударственные налоги играют ведущую роль, а местные налоги -
вспомогательную роль. Хотя их значение и соотношение в разных странах
весьма различно. Вспомним, например, США и Нидерланды. Общегосударственными
обычно выступают прямые налоги, среди которых главными являются подоходный
налог с физических лиц и налог на доходы корпораций.
Подоходные, или, как их еще называют, прямые, налоги традиционно
вносят весомый вклад в доходы государственного бюджета развитых стран. В
общих налоговых поступлениях государственных бюджетов стран - членов ОЭСР
доля индивидуального подоходного налога в начале 90-х гг. составляла от 13
до 47%, налога на прибыль корпораций - от 4 до 21%, взносов в ФСС - от 9 до
44%, налогов на собственность - от 2 до 12%, на доходы от капитала
(процентные доходы) - от 1 до 7%. Реформы затронули в той или иной степени
каждый из данных налогов, но максимальное внимание в ходе их осуществления
было уделено подоходному и корпоративному налогам.
В основу реформирования этих видов налогов легли положения концепции
«экономики предложения», предусматривающей либерализацию фискальной
политики.
В ходе неоконсервативных налоговых реформ, охвативших период с
середины 80-х до середины 90-х гг., предельные (высшие) ставки подоходных
налогов были действительно снижены и составляют в среднем для стран ОЭСР
для налога на прибыль корпораций 36, 25%, а для индивидуального подоходного
налога - 46,68% [29, 21]. За последние годы произошло также существенное
снижение базовых ставок корпоративного налога:
. в Бельгии - с 45 до 39%;
. Великобритании - с 52 до 33%;
. Канаде - с 36 до 28% (федеральный налог);
. Дании - с 50 до 34%;
. Франции - с 45 до 34%;
. Германии - с 56 до 45% (на нераспределяемую прибыль);
. Японии - с 43 до 37% (государственный подоходный налог);
. Швеции - с 52 до 28%;
. США - с 46 до 34% [18, 6].
Регулирующая функция налогообложения в этих условиях выполняет роль
стимулятора конкурентных сил в рыночной экономике, а низкие и нейтральные
налоговые ставки призваны положительно воздействовать на:
. рост предпринимательской активности;
. увеличение производительности труда и эффективности производства
в целом за счет его непрерывного технического обновления и
модернизации;
. рост совокупного потребления за счет увеличения объемов
необлагаемого дохода;
. уровень цен и инфляционные процессы;
. соотношение налогооблагаемого и теневого бизнеса.
Именно эти цели реформирования системы прямого налогообложения были
провозглашены в 1981 г. в США в рамках финансовой программы, принятой
Конгрессом по инициативе администрации Рейгана.
Налоговая система Франции представляет особый интерес для нашей
страны.
Налоги, взимаемые во Франции, можно подразделить на три крупные
группы:
. подоходные налоги, которые взимаются в момент получения дохода;
. налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится;
. налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с
овеществленного дохода.
Налоговая система нацелена в основном на обложение потребления. Налоги
на доходы (прибыль) и на собственность умеренные.
В табл. 1 показана структура государственного бюджета Франции в начале
90-х годов.
Таблица 1
Структура государственного бюджета Франции
|Вид налогов |% |Млн. франков |
|1 |2 |3 |
|Налог на добавленную стоимость |41,4 |669 962 |
|Подоходный налог на физических лиц |18,1 |293 110 |
|Налог на предприятия |10,6 |170 140 |
|Пошлины на нефтепродукты |7,3 |118 618 |
|Прочие налоги |15,2 |245 120 |
|Неналоговые поступления |7,4 |120 267 |
|Итого: |100 |1 617 217 |
[21, 31]
Среди подакцизных товаров в первую очередь следует назвать алкогольные
напитки, табачные изделия, спички, зажигалки, изделия из драгоценных
металлов, сахар и кондитерские изделия, пиво и минеральные воды, некоторые
виды автомобильного транспорта, летательные аппараты. Косвенными налогами,
помимо НДС, облагается также электроэнергия (налог в пользу местных органов
управления), телевизионная реклама. В некоторых районах, например,
туристических или расположенных возле природных источников, местные органы
власти вводят туристический сбор.
К числу налогов на потребление следует отнести и таможенные пошлины.
Основная цель таможенных пошлин – не получение дохода, а охрана внутреннего
рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства.
Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической
политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные
товары внутреннего рынка. Как правило, таможенные пошлины взимаются с цены
товара. Но иногда применяются специфические критерии: вес, площадь и т. п.
Такие виды пошлин применяются к напиткам, табачным изделиям, кинофильмам.
Подоходные налоги уплачивают предприятия и физические лица. У
предприятий налогообложению подлежит чистая прибыль, которая определяется с
учетом сальдо всех операций. Она равняется разнице между доходами и
расходами, произведенными в интересах производственной деятельности.
Общая ставка налога составляет 34%. В отдельных случаях она может
повышаться до 42%. Более низкая ставка налога применяется для прибыли от
землепользования и от вкладов в ценные бумаги – от 10 до 24%.
Если предприятие в отчетном году понесло убытки, то они могут быть
вычтены из облагаемой чистой прибыли будущих лет, а в специально
оговоренных случаях – из чистой прибыли предыдущих лет.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20