Мировой опыт налогообложения и его значимость для России

налоговые корректировки выполняли одну задачу: максимально активизировать

конкурентный потенциал рыночной экономики за счет поощрения развития

производства, роста предложения товаров и услуг, с одной стороны, и спроса

на них - с другой.

Реформирование методов подоходного обложения предпринимательской

деятельности - налогов на производство - неизменно сопровождалось

реформированием системы налогов на потребление. Сопоставление процессов

эволюции систем прямого и косвенного налогообложения показало существование

тесной связи между двумя приоритетными направлениями налоговой политики:

трансформацией налоговых методов стимулирования инвестиционной активности

предпринимателей и последовательным расширением сферы действия и

возрастанием значимости налогов на потребление (в первую очередь НДС).

Стремясь поощрять рост производственных и научно-технических инвестиций,

правительства стран с развитой рыночной экономикой на протяжении второй

половины XX в. последовательно проводили политику ослабления налогового

пресса на производителей и реформирования системы налоговых льгот для

инвесторов. Компенсировать же неизбежные в этой ситуации потери бюджета

позволяло постепенное повышение ставок и расширение базы косвенного

налогообложения в целом и НДС в первую очередь. Последовательно снижая

ставки налогов на производителя, расширяя сферу действия и увеличивая

доходы бюджета за счет НДС и других косвенных налогов, государство создало

мощный механизм роста потенциальных возможностей инвестирования

национального капитала и стимулирования частной инициативы.

В начале 80-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой сложилась

единообразная структура налоговых поступлений, включающая несколько

основных составляющих: подоходный налог с граждан; налог на прибыль

корпораций; взносы на социальное страхование; налоги на собственность;

налоги на потребление; активно развивалась система налогообложения

процентных доходов.

Принципиально новым направлением налогового регулирования на рубеже

второго и третьего тысячелетия стал процесс формирования налоговых

механизмов, способствующих переходу от централизованных к рыночным

экономическим структурам.

Важнейшее принципиальное отличие налоговой системы до перехода к рынку

и после включения хозяйственных объектов в систему рыночных отношений

заключается в следующем:

. налоговая система социалистических стран действовала как фискальный

механизм, обеспечивавший изъятие запланированной части доходов у

государственных предприятий и населения с последующим

перераспределением их через систему централизованного планового

регулирования социалистической экономики;

. в переходный период налоговая система сама должна выступать

регулятором экономических процессов в обществе, в ее рамках необходимо

обеспечить реализацию и согласованность всех функций, присущих

налоговой политике в условиях современной рыночной экономики -

фискальной, стабилизирующей и регулирующей.

К концу XX в. в процессе реформирования налоговых систем для стран с

развитой рыночной экономикой и индустриально развитых стран, завершающих

процесс перехода к рынку, сформировался единый концептуальный подход к

налоговым системам как к экономическому многофункциональному механизму,

способному выполнять задачи:

. обеспечения необходимых объемов фискальных сборов;

. активизации конкурентных сил рыночной экономики;

. регулирования процессов расширения и модернизации производства;

. стимулирования инвестиционной активности предпринимателей;

. обеспечения социальной стабильности в обществе;

. экологизации производства;

. стимулирования развития интеграционных экономических процессов

на межгосударственном уровне.

2.2. Общенациональные налоги

Налоговые системы развитых рыночных государств помимо фискальной

функции наполнения бюджета успешно выполняют функции регулирования

экономического и социального развития и внешнеэкономических связей.

Последнему способствуют таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную

стоимость. Система налогов является обычно трехуровневой. При этом

общегосударственные налоги играют ведущую роль, а местные налоги -

вспомогательную роль. Хотя их значение и соотношение в разных странах

весьма различно. Вспомним, например, США и Нидерланды. Общегосударственными

обычно выступают прямые налоги, среди которых главными являются подоходный

налог с физических лиц и налог на доходы корпораций.

Подоходные, или, как их еще называют, прямые, налоги традиционно

вносят весомый вклад в доходы государственного бюджета развитых стран. В

общих налоговых поступлениях государственных бюджетов стран - членов ОЭСР

доля индивидуального подоходного налога в начале 90-х гг. составляла от 13

до 47%, налога на прибыль корпораций - от 4 до 21%, взносов в ФСС - от 9 до

44%, налогов на собственность - от 2 до 12%, на доходы от капитала

(процентные доходы) - от 1 до 7%. Реформы затронули в той или иной степени

каждый из данных налогов, но максимальное внимание в ходе их осуществления

было уделено подоходному и корпоративному налогам.

В основу реформирования этих видов налогов легли положения концепции

«экономики предложения», предусматривающей либерализацию фискальной

политики.

В ходе неоконсервативных налоговых реформ, охвативших период с

середины 80-х до середины 90-х гг., предельные (высшие) ставки подоходных

налогов были действительно снижены и составляют в среднем для стран ОЭСР

для налога на прибыль корпораций 36, 25%, а для индивидуального подоходного

налога - 46,68% [29, 21]. За последние годы произошло также существенное

снижение базовых ставок корпоративного налога:

. в Бельгии - с 45 до 39%;

. Великобритании - с 52 до 33%;

. Канаде - с 36 до 28% (федеральный налог);

. Дании - с 50 до 34%;

. Франции - с 45 до 34%;

. Германии - с 56 до 45% (на нераспределяемую прибыль);

. Японии - с 43 до 37% (государственный подоходный налог);

. Швеции - с 52 до 28%;

. США - с 46 до 34% [18, 6].

Регулирующая функция налогообложения в этих условиях выполняет роль

стимулятора конкурентных сил в рыночной экономике, а низкие и нейтральные

налоговые ставки призваны положительно воздействовать на:

. рост предпринимательской активности;

. увеличение производительности труда и эффективности производства

в целом за счет его непрерывного технического обновления и

модернизации;

. рост совокупного потребления за счет увеличения объемов

необлагаемого дохода;

. уровень цен и инфляционные процессы;

. соотношение налогооблагаемого и теневого бизнеса.

Именно эти цели реформирования системы прямого налогообложения были

провозглашены в 1981 г. в США в рамках финансовой программы, принятой

Конгрессом по инициативе администрации Рейгана.

Налоговая система Франции представляет особый интерес для нашей

страны.

Налоги, взимаемые во Франции, можно подразделить на три крупные

группы:

. подоходные налоги, которые взимаются в момент получения дохода;

. налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится;

. налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с

овеществленного дохода.

Налоговая система нацелена в основном на обложение потребления. Налоги

на доходы (прибыль) и на собственность умеренные.

В табл. 1 показана структура государственного бюджета Франции в начале

90-х годов.

Таблица 1

Структура государственного бюджета Франции

|Вид налогов |% |Млн. франков |

|1 |2 |3 |

|Налог на добавленную стоимость |41,4 |669 962 |

|Подоходный налог на физических лиц |18,1 |293 110 |

|Налог на предприятия |10,6 |170 140 |

|Пошлины на нефтепродукты |7,3 |118 618 |

|Прочие налоги |15,2 |245 120 |

|Неналоговые поступления |7,4 |120 267 |

|Итого: |100 |1 617 217 |

[21, 31]

Среди подакцизных товаров в первую очередь следует назвать алкогольные

напитки, табачные изделия, спички, зажигалки, изделия из драгоценных

металлов, сахар и кондитерские изделия, пиво и минеральные воды, некоторые

виды автомобильного транспорта, летательные аппараты. Косвенными налогами,

помимо НДС, облагается также электроэнергия (налог в пользу местных органов

управления), телевизионная реклама. В некоторых районах, например,

туристических или расположенных возле природных источников, местные органы

власти вводят туристический сбор.

К числу налогов на потребление следует отнести и таможенные пошлины.

Основная цель таможенных пошлин – не получение дохода, а охрана внутреннего

рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства.

Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической

политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные

товары внутреннего рынка. Как правило, таможенные пошлины взимаются с цены

товара. Но иногда применяются специфические критерии: вес, площадь и т. п.

Такие виды пошлин применяются к напиткам, табачным изделиям, кинофильмам.

Подоходные налоги уплачивают предприятия и физические лица. У

предприятий налогообложению подлежит чистая прибыль, которая определяется с

учетом сальдо всех операций. Она равняется разнице между доходами и

расходами, произведенными в интересах производственной деятельности.

Общая ставка налога составляет 34%. В отдельных случаях она может

повышаться до 42%. Более низкая ставка налога применяется для прибыли от

землепользования и от вкладов в ценные бумаги – от 10 до 24%.

Если предприятие в отчетном году понесло убытки, то они могут быть

вычтены из облагаемой чистой прибыли будущих лет, а в специально

оговоренных случаях – из чистой прибыли предыдущих лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты