Мировой опыт налогообложения и его значимость для России

налоговых реформ последних лет, она неизбежна, ибо только такая структура

налогов обеспечивает устойчивый рост эффективности общественного

производства. Население гораздо более охотно платит налоги на потребление

(или косвенные), чем налоги на личные доходы (или прямые). Умение

законодателей разумно варьировать эти статьи налогообложения позволит менее

болезненно обеспечить переход от преимущественного обложения прибыли

предприятий к преимущественному налогообложению частных лиц.

В реформировании налоговой структуры целесообразнее опираться на

относительное возрастание роли НДС и акцизов. При этом акцизы вначале

необходимо использовать с целью корректировки налогового спроса, защиты

отечественного товаропроизводителя и получения дополнительных налоговых

поступлений, а впоследствии - для выполнения тех задач, которые ставят

перед собой все страны с развитой рыночной экономикой при введении акцизных

сборов (сократить потребление табака и алкоголя, переложить на владельцев

автомобилей плату за ремонт и строительство дорог и оздоровление окружающей

среды).

Особую роль в стратегии российской налоговой политики должно сыграть

реформирование подоходного налогообложения граждан. В условиях, когда

государство отказывается от финансирования многих программ в сферах

здравоохранения, образования, пенсионного и социального обеспечения,

подоходный налог должен приобретать социальную направленность. Средства,

остающиеся у плательщика после уплаты подоходного налога, должны

удовлетворять необходимые потребности гражданина и его семьи. Кроме того,

социальная направленность подоходного обложения граждан станет тем

фактором, который поможет снять напряженность, неизбежно возникающую в

условиях переходного периода, в связи со смещением тяжести налогового

бремени на физических лиц.

Принципиально важным в создании системы социально ориентированного

подоходного налогообложения является необходимость изменения самого объекта

обложения. Обложению подоходным налогом должен подлежать не доход

отдельного физического лица, а доход семьи, что позволит через налог

осуществить финансовую поддержку семьи, стимулировать ее рост.

Ставки подоходного налога в условиях динамичной рыночной среды

современной российской экономики, отягощенной инфляционными явлениями,

рационально привязать не к абсолютным цифрам доходов, а к таким категориям,

как «прожиточный минимум семьи», «рациональный потребительский бюджет

семьи», «бюджет семьи полного достатка», которые следует ежегодно

рассчитывать и утверждать одновременно с принятием закона о бюджете страны

на очередной год:

. доходы на уровне и ниже прожиточного минимума семьи необходимо

освободить от налогообложения. При этом сама сумма прожиточного

минимума должна обеспечивать минимально достаточные затраты для

проживания, лечения, отдыха, обучения, повышения квалификационного

уровня как самого работника, так и членов его семьи;

. доходы в диапазоне от прожиточного минимума до рационального

потребительского бюджета могут облагаться налогом по ставкам от 10 до

20%;

. доходы от уровня рационального потребительского бюджета до уровня

бюджета полного достатка должны облагаться по ставке 25%;

. на доходы выше бюджета полного достатка установить ставку 30%.

При определении принадлежности доходов семьи к одной из трех данных

категорий следует использовать систему вычетов и льгот, учитывающую:

. количество детей и иждивенцев в семье;

. необходимые расходы, связанные с содержанием инвалидов и престарелых;

. минимально необходимые расходы на обучение и содержание детей в

дошкольных и школьных учреждениях;

. взносы (долю взносов) в частные пенсионные и страховые (по страхованию

жизни и здоровья) фонды;

. взносы (долю взносов) по .уплате процентов за кредит на приобретение

жилья (ипотечный кредит);

. расходы (долю расходов) на необходимое медицинское обслуживание сверх

средств, финансируемых за счет госбюджета по системе обязательного

медицинского страхования;

. расходы (долю расходов) на профессиональное обучение.

Кроме того, на основе расчетов рационального потребительского бюджета

целесообразно оценивать уровень средней оплаты труда, а на основе

прожиточного минимума - минимальной, закладываемые в расходы федерального,

региональных и местных бюджетов. Таким образом, систему подоходного

обложения физических лиц можно использовать как действенный инструмент

реализации стабилизирующей функции в рамках национальной налоговой

политики. При этом следует учитывать желательность роста доли бюджетных

налоговых поступлений от подоходного обложения граждан. Этой цели можно

достичь, дифференцируя процентные ставки социальных вычетов и льгот в

зависимости от категории налогоплательщика и значительно расширив налоговую

базу, т.е. включать в нее (как это принято в большинстве развитых стран

мира) обложение по льготным ставкам пенсий, пособий по нетрудоспособности и

безработице, страховых выплат из страховых и пенсионных негосударственных

фондов, дотаций и дополнительных к заработку выплат на транспорт, питание,

спецодежду, медицинское обслуживание и т.д.

Новый подход в системе подоходного обложения должен сопровождаться

стимулированием развития всех форм негосударственных пенсионных и страховых

фондов и компаний (страхование жизни, здоровья, жилища, коммерческих рисков

и т.д.), которые к тому же являются крупными источниками инвестиционного

капитала в рыночной экономике.

Важно выделить отдельную группу так называемых экологических налогов,

направленных на защиту окружающей среды от вредных промышленных отходов. В

их число могут входить дополнительные акцизы на нефть, бензин, другие виды

топлива, на автотранспортные средства, налоги за пользование природными

ресурсами, платежи за вредные выбросы и др. При этом следует учитывать, что

хотя функции природопользования входят в предмет совместного ведения всех

уровней власти, но реально они могут эффективно осуществляться на

региональном и муниципальном уровнях. В то же время распределение

поступлений от экологических налогов рационально производить в пропорции:

одна треть - федеральный уровень, две трети - местный и региональный.

Отметим, что действующий в последние годы налог на право пользования

недрами в основном соответствует предлагаемой схеме.

Переходя к проблеме учета национальных особенностей в рамках

российской налоговой политики, нельзя не обратить внимание на то, что НК РФ

характеризуется практически полной отвлеченностью от национальной специфики

и стратегических целей социально-экономического развития России,

обусловленных ее природно-географическими факторами. Во-первых, Россия -

огромная страна с различными природными зонами, и, следовательно,

энергоемкость ВВП у нас дифференцирована по регионам. Во-вторых, из-за

масштабности территории транспортная составляющая в себестоимости продукции

в России выше, чем в большинстве развитых стран. В-третьих, Россия - страна

с богатейшими в мире природными ресурсами: Но на фоне продолжающейся

деградации отечественной обрабатывающей промышленности за Россией в мировом

разделении труда закрепляется статус сырьевой базы - страны с

низкотехнологичным производством. Понятно, что далеко не последнюю роль в

этом процессе сыграла и продолжает играть действующая налоговая система.

Таким образом, в целях совершенствования налоговой системы России

следует учитывать: 1) региональную дифференциацию производства по ряду

ключевых параметров, а также проблемы изъятия и перераспределения природной

и географической ренты (подобная налоговая практика многие годы существует

в США, Канаде, Германии, Италии и ряде других стран). Для этого может быть

использован налог на поддержку депрессивных регионов; 2) необходимость

поддержания внутренних цен на топливно-энергетические ресурсы и

транспортных тарифов на относительно низком по сравнению с мировым уровнем

за счет льготных налоговых ставок на транспорте; 3) необходимость

формирования более либерального налогового законодательства для

производства и экспорта продукции с высокой степенью обработки (здесь может

быть активно использован опыт реформирования налоговых систем новых

индустриальных стран).

Компенсировать потери бюджета из-за введения разветвленной системы

налоговых льгот можно, по аналогии с мировой практикой, за счет

продуманного расширения систем косвенного обложения и налогов на имущество.

Однако учет специфических особенностей и традиций России следует

согласовывать со сложившимся в мире единым концептуальным подходом к

формированию и развитию налоговых систем в условиях современной рыночной

экономики. Вхождение России в мировое экономическое пространство, а также

создание единого экономического пространства для стран - членов СНГ

потребует реализации в отечественной налоговой политике интегрирующей

функции налогообложения, что связано с разработкой механизма согласования

налоговых сборов при осуществлении межгосударственных инвестиций, создании

совместных предприятий и реализации совместных проектов между Россией и ее

экономическими партнерами; согласованием их налогового законодательства в

сфере таможенных пошлин и сборов: сближения, а затем и унификации ставок и

методик взимания НДС и акцизов на важнейшие группы товаров (прежде всего в

странах - членах СНГ). (Налоги в этой ситуации объективно станут

эффективным стимулом к интеграции национальных хозяйственных систем.

Принимая во внимание современную открытость национальных экономик и

свободу передвижения товаров и капиталов на мировом рынке, перспективы

развития налоговой системы России нельзя рассматривать без взаимосвязи с

состоянием налогового климата в государствах-партнерах, без использования

мирового налогового опыта и оценки перспективных тенденций осуществления

налоговых реформ за рубежом.

3.2. Опыт использования налога на добавленную стоимость в мировой и

российской практике

Пожалуй, самым эффективным нововведением в финансовой политике и

практике последней трети XX в. стало широкое распространение НДС (см.

Приложение 2). Сегодня он используется в большинстве европейских государств

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты