Основой для расчета налога служит годовая прибыль (убыток)
предприятий. Каждое предприятие обязано ежегодно составлять детальную
декларацию о доходах и представлять ее в налоговое ведомство в течение трех
месяцев после составления ежегодного бухгалтерского отчета или до 1 апреля
года, следующего за отчетным, если такой отчет составлен не был. До
окончательных годовых расчетов предприятие вносит авансовые квартальные
платежи.
Налоговые льготы устанавливаются главным образом через ускоренную
амортизацию, т.е. направлены на стимулирование обновления производства.
Применяются два режима списания амортизации: линейная, когда стоимость
оборудования распределяется пропорционально сроку его службы, и ускоренная
– с применением соответствующего коэффициента. Ускоренная амортизация
используется обычно на промышленное оборудование, особенно
энергосберегающее. Компьютеры разрешено амортизировать полностью в течение
одного года.
В ряде случаев предусматриваются прямые вычеты из налога: 10% – от
прироста инвестиций в развитие производства и 50% – от прироста вложений в
научные исследования.
Важнейшее место в группе подоходных налогов занимает подоходный налог
с физических лиц. Напомним, что его удельный вес в государственном бюджете
Франции превышает 18%. Данный налог взимается ежегодно с дохода,
декларируемого в начале года по итогам предыдущего финансового года.
Налогообложению подлежит фискальная единица – семья, состоящая из двух
супругов и лиц, находящихся у них на иждивении. Для одиноких фискальной
единицей, естественно, является один человек. Под доходами понимаются все
денежные поступления, полученные в течение отчетного года: заработная
плата, премии и вознаграждения, пенсия, пожизненная рента, доходы от
движимого имущества, доходы от землевладений, доходы от
сельскохозяйственной деятельности, доходы от промышленной или коммерческой
деятельности, доходы некоммерческого характера, прибыль от операций с
ценными бумагами и т. д. Принимаются в расчет также и разовые доходы,
получаемые в случае передачи прав собственности. Из базиса налогообложения
вычитаются специально определенные законодательством расходы, например,
целевое пособие на питание. Некоторые вычеты применяются к определенным
социальным группам: пожилые люди, инвалиды и т. д.
Подоходный налог на физических лиц носит прогрессивный характер со
ставкой от 0 до 56,8%. Не облагаются налогом (ставка 0%) доходы, не
превышающие 18,1 тыс. франков. Максимальная ставка применяется для дохода,
превышающего 246,8 тыс. франков.
В 90-е годы подоходный налог с физических лиц дополнен социальными
отчислениями, имеющими налоговый характер. Общее социальное отчисление,
установленное Законом о финансах в 1991 г., составляет 1,1% всех доходов от
движимого и недвижимого имущества. Кроме этого, имеются социальные
отчисления, исчисляемые на базе доходов, полученных в виде процентов по
вкладам. Ставка отчисления – 1%. Есть и специальные социальные отчисления.
Во Франции существуют особые правила налогообложения доходов,
полученных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим
движимым имуществом.
Так, прибыль, полученная в результате продажи по высокой цене
недвижимого имущества, включается в доход, подлежащий налогообложению в
году фактической продажи. Но при этом от налога освобождаются доходы,
полученные от продажи основного жилища, от первой продажи жилища, а также
от продажи жилища, находящегося в собственности не менее 32 лет. Различная
ставка налога применяется в зависимости от срока, в течение которого здание
находилось в собственности у продавца. Ставка максимальная, если этот срок
менее двух лет. Далее ставка сокращается да нуля в зависимости от срока.
Прибыли, полученные от операций с ценными бумагами, включая
сертификаты на акционерные права, облагаются по ставке 16%. Налог взимается
в том случае, если ежегодный размер доходов от них превышает определенный
предел, пересматривающийся достаточно часто. В начале 90-х годов
налогообложение начиналось с суммы 307,6 тыс. франков.
Прибыль, полученная от операций с движимым имуществом, отличным от
ценных бумаг, облагается налогом, если она является следствием сделки на
сумму свыше 20 тыс. франков. Имеются три ставки налога: 4,5%, 7% – для
предметов искусства и 7,5% – для сделок с драгоценными металлами.
Крупные доходы приносят бюджету Франции налоги на собственность.
Налогообложению подлежат имущество, имущественные права и ценные бумаги,
находящиеся в собственности на 1 января. К имуществу относятся здания,
промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество, акции,
облигации и т. д. Некоторые виды имущества полностью или частично
освобождены от этого налога, в частности, имущество для использования в
рамках профессиональной деятельности, отдельные виды сельскохозяйственного
имущества, предметы старины, художественные и коллекционные изделия.
Налог на собственность носит прогрессивный характер. Его ставки на
начало 90–х годов указаны в табл. 2
Таблица 2
Ставка налога на собственность
|Стоимость имущества, франки |Налоговая |
| |ставка, % |
|1 |2 |
|До 4 260 000 |0,0 |
|От 4 260 001 до 6 920 000 |0,5 |
|От 6 920 001 до 13 740 000 |0,7 |
|От 13 740 001 до 21 320 000 |0,9 |
|От 21 320 001 до 41 280 000 |1,2 |
|Свыше 41 280 000 |1,5 |
[21, 35]
При этом сумма подоходного налога и налога на собственность не должна
превышать 85% всего дохода.
К группе налогов на собственность можно отнести также регистрационные
и гербовые сборы и пошлины.
В эту же группу входит социальный налог на заработную плату. Во
Франции его уплачивают работодатели. Объектом налогообложения служит фонд
заработной платы в денежной и натуральной форме, включая обязательные
сборы, относящиеся к заработной плате. Налог носит прогрессивный характер.
Он вносится в бюджет по ставке 4,5% для фонда заработной платы в сумме 35
900 франков, 8,5% – в интервале от 35 901 до 71 700 франков и 13,6% – для
выплат выше указанной суммы.
Помимо этого, работодатели уплачивают налог на профессиональное
образование по ставке 0,5% годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1%.
Цель этого налога состоит в финансировании развития профессионально-
технического образования в стране.
Если на предприятии занято 10 и более человек, то предприниматель
обязан участвовать в финансировании долгосрочной профессиональной
подготовки занятых у него на предприятии. Размер налога равен 1,2% общей
суммы заработной платы. Для предприятий, использующих временную рабочую
силу, ставка составляет 2%. Дополнительный сбор в 0,3% должен направляться
на профессиональную подготовку молодежи.
Предприниматели, на предприятиях которых работают 10 и более человек,
обязаны прямо или косвенно участвовать в финансировании жилищного
строительства. Они могут напрямую инвестировать средства в строительство
жилья, могут предоставлять займы своим работникам или должны перечислять
соответствующие средства в государственную казну. Независимо от формы
участия на эти цели положено отчислять 0,65% годового фонда оплаты труда.
Среди других государственных сборов, относящихся к группе налогов на
собственность, нужно отметить налог на автотранспортные средства
предприятий и компаний. Его уплачивают юридические лица, использующие
собственные автотранспортные средства. Ставка зависит от количества
автомобилей и мощности их двигателей.
Сюда же относится пошлина, взимаемая с общих расходов финансовых
учреждений, таких, как кредитные учреждения и страховые компании.
Весьма полезным для Российской Федерации может оказаться опыт
Германии. Как федеративное государство она прошла различные стадии
политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи,
вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное рыночное
государство с выраженной социальной ориентацией.
В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой
является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации
и распределение финансовых источников для их осуществления.
При образовании в 1871 г. Германской империи установление всех прямых
основных налогов оставалось прерогативой входящих в нее государств
(нынешних земель). Империи было передано право – устанавливать лишь
таможенные пошлины и общеимперские налоги на предметы потребления: табак,
пиво, водку, сахар, соль.
Закрепление права сбора таможенных пошлин и акцизов, положило начало
созданию общего экономического пространства. Но для финансирования общих
расходов этого было не достаточно. Источником средств явились доходы от
почтового и телеграфного ведомства и матрикулярные взносы отдельных земель,
имевшие характер подушного налога. Для покрытия чрезвычайных потребностей
предусматривалась возможность прибегнуть к займам.
Цели налоговой политики определил канцлер Германии Отто Бисмарк
(1815–1898) при обсуждении вопросов о введении таможенных пошлин на
сельскохозяйственные продукты. В своей речи в рейхстаге 2 мая 1879 г. он
сказал:
«Я бросаю упрек нынешнему состоянию в том, что оно чересчур много
требует от прямых налогов и слишком мало – от косвенных, и я добиваюсь
того, чтобы отменить прямые налоги, а поступления от них заменить
косвенными налогами... Бремя прямых налогов в Пруссии с помощью различных
надбавок для провинции, округа, общины достигло, по моему мнению, такого
уровня, который не может быть – более терпим».
Регулярные матрикулярные взносы отдельных государств ставили империю в
зависимость от них. Это и определило пути развития налоговой системы
Германии. В 90-е годы прошлого века были введены гербовые сборы на ценные
бумаги, векселя, игральные карты, в 1906 г. – налог с наследства, в 1913 г.
– налог на имущество и одновременно налог на прирост имущества. С 1916 г.
Германия активно использовала возможности прямого налогообложения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20