направления значительной части бюджета средств на социальные нужды
населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан,
нуждающихся в социальной защите.
Наконец, последняя функция налогов - фискальная, изъятие части
доходов предприятий и граждан для содержания государственного
аппарата, обороны станы и той части непризводственной сферы,
которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры
- библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения
должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи и многие
учебные заведения и т.п.)
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный
характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее
система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель:
он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект
осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки,
финансовой операции и т.п.
Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в
предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой
прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов,
ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда.
«Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система
налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики
страны, устойчивость социально-политической ситуации.
Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно,
благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются
неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой
системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом
ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).
Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно,
чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за
месяц до начала нового хозяйственного года.
Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение
ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее
значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и
предприятий с государственным бюджетом.
Сейчас в России действует почти четыре десятка налогов и сборов, не
считая различных пошлин. Не все из них выдержат испытание временем, но в
целом нынешняя система налогообложения наиболее близка к принятой на
Западе, учитывая, что и там имеются существенные различия по странам, и
налоговая система Швеции отличается от действующей в Германии, а налоги в
Англии заметно отличаются от принятых в Дании и т.п. Правда, в странах ЕЭС
налоговая система унифицируется и с 1 января 1993 года имеются
несущественные различия.
Но стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель.
Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и
выполняемых ею функций - регулирующей, стимулирующей и др. Опыт США и
других развитых стран совершенно однозначно свидетельствует о том, что
налоговая система в основном является функцией двух аргументов -
экономической политики государства и состояния народного хозяйства в данный
период. Если экономическое положение страны, решаемые в данном периоде
задачи требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они,
естественно, должны быть внесены, но по возможности - с нового
хозяйственного года.
Глава II. Системы налогообложения в развитых странах
2.1. Действия налогового механизма регулирования рыночной экономики
В современных условиях налоги способны выполнять следующие основные
функции в механизме государственного регулирования рыночной экономики:
фискальную, стабилизирующую и регулирующую. При этом исторический опыт
демонстрирует, что на протяжении XX в. роль регулирующей функции
государственной налоговой политики возрастала и воплощалась во все более
разнообразных формах.
Налоговые доходы становятся важнейшим фактором, определяющим масштабы
государственного вмешательства в процесс общественного воспроизводства.
Именно из бюджетных налоговых доходов после Второй мировой войны
осуществлялись: государственное финансирование строительства железных и
автомобильных дорог, других средств транспорта и связи, гидротехнических и
мелиорационных сооружений; разработка природных ресурсов; создание новых
видов производства (например, авиационной, а затем и аэрокосмической
промышленности во Франции); поддержка традиционных, с большим числом
занятых, но малоэффективных отраслей (угольная промышленность в Англии);
субсидирование сельского хозяйства, научных проектов, учебных учреждений,
экспорта отечественной продукции; подготовка и переподготовка рабочей силы;
участие государства в капитале частных корпораций.
В 50-70-х гг. бюджетная политика ведущих западных государств
демонстрирует последовательную тенденцию использования системы налоговых
поступлений в качестве действенного инструментария, способного
квалифицированно обеспечить перераспределение ВВП. В законодательстве
большинства стран - членов ЕС в 50-е гг. появляется положение о том, что
налоги способны преследовать иные, кроме фискальных, цели, а именно -
использоваться при осуществлении государственного регулирования экономики и
внешнеэкономических отношений.
В этот период воплощались следующие направления экономического
развития, на которые государства пытались активно воздействовать с помощью
налогового механизма:
. развитие приоритетных отраслей промышленного производства и научно-
технической деятельности;
. создание условий наибольшего благоприятствования частному
предпринимательству в целом и крупным корпорациям, в частности;
. преодоление циклических спадов и стимулирование роста производства;
. регулирование внешнеэкономических и внешнеторговых отношений,
повышение конкурентоспособности национальных производителей на мировом
рынке;
. поддержка национального сельскохозяйственного производителя;
. создание в обществе благоприятного социального климата.
Другой не менее весомой причиной необходимости кардинального
реформирования финансовой политики стал угрожающий рост и превращение в
хронические бюджетных дефицитов. Начало 80-х гг. характеризовалось быстрым
ростом во всех западных странах государственных расходов финансирования
военно-политической, экономической и социальной деятельности и как
следствие - крайним напряжением государственных бюджетов. А поскольку
налоги оставались важнейшим источником государственных доходов, равно как и
важнейшим средством перераспределения национального дохода, сложившаяся
бюджетная ситуация стимулировала проведение налоговых реформ.
Основные функции в механизме государственного регулирования
хозяйственных отношений выполняют на макроэкономическом уровне:
1) фискальную - отчуждение (прямой вычет) части дохода каждого
индивида или предприятия в пользу государства;
2) стабилизирующую - использование налогов в качестве механизма,
обеспечивающего стабильность функционирования национального рынка и
поддержания существующей общественно-политической структуры;
3) регулирующую - использование налогов и сборов в качестве системы
мер экономического воздействия на общественное производство, его структуру,
динамику, темпы модернизации;
Для последних десятилетий характерно повышение роли регулирующей и
стабилизирующей (прежде всего в сфере обеспечения социальной стабильности в
обществе) функций государственной налоговой политики. Осуществление же
налоговыми системами фискальной функции в странах с развитой рыночной
экономикой неизменно координируется с необходимостью реализации двух
других.
Существует неразрывная связь между качественными и структурными
изменениями в развитии производства второй половины 50-х гг. (когда на
основе появления принципиально новых направлений хозяйственной деятельности
шел процесс углубляющейся дифференциации производства на отраслевом и
подотраслевом уровнях) и проведением странами с развитой рыночной
экономикой политики жесткого перераспределения ВВП с помощью налоговых
рычагов в пользу наиболее важных, с точки зрения государства, сфер
хозяйственной деятельности.
Сравнительный анализ опыта трансформации налоговых систем
индустриально развитых стран мира во второй половине XX в. позволил
определить два основных этапа, соответствующие различным концептуальным
подходам к налоговому регулированию рыночной экономики: 1) 50-70-х гг. -
отраслевая направленность на НТП требовала преимущественной реализации в
налоговых системах фискальной и регулирующей функций налогообложения; 2) 80-
90-х гг. - межотраслевая направленность, процессы интернационализации,
экологизации и ускорение темпов научно-технического развития производства
потребовали комплексной реализации в современных налоговых системах
фискальной, стабилизирующей (прежде всего в сфере обеспечения социальной
стабильности и экологической безопасности) и регулирующей функции
налогообложения.
Одним из важнейших направлений процесса преобразования налоговых
механизмов является трансформация методов стимулирования инвестиций. В
системе мер налогового регулирования стимулирование вложений в основной
капитал и научно-техническое развитие производства являлось объектом особой
заботы и пристального внимания правительств индустриально развитых стран.
Смена приоритетов в методах стимулирования инвестиционной активности в
период налоговых реформ 80-90-х гг. явилась одним из направлений
либерализации подоходного обложения, которая привела к общему снижению
налоговых ставок и обеспечению более справедливого перераспределения
налогового бремени на основе принципа «равный налог на равный доход». Такое
выравнивание условий налогообложения доходов корпораций осуществлялось
одновременно с применением аналогичной политики либерализации
налогообложения доходов населения. Осуществляемые параллельно, эти
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20