Мировой опыт налогообложения и его значимость для России

направления значительной части бюджета средств на социальные нужды

населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан,

нуждающихся в социальной защите.

Наконец, последняя функция налогов - фискальная, изъятие части

доходов предприятий и граждан для содержания государственного

аппарата, обороны станы и той части непризводственной сферы,

которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры

- библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения

должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи и многие

учебные заведения и т.п.)

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный

характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее

система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель:

он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект

осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки,

финансовой операции и т.п.

Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в

предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой

прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов,

ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда.

«Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система

налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики

страны, устойчивость социально-политической ситуации.

Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно,

благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются

неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой

системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом

ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно,

чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за

месяц до начала нового хозяйственного года.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение

ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее

значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и

предприятий с государственным бюджетом.

Сейчас в России действует почти четыре десятка налогов и сборов, не

считая различных пошлин. Не все из них выдержат испытание временем, но в

целом нынешняя система налогообложения наиболее близка к принятой на

Западе, учитывая, что и там имеются существенные различия по странам, и

налоговая система Швеции отличается от действующей в Германии, а налоги в

Англии заметно отличаются от принятых в Дании и т.п. Правда, в странах ЕЭС

налоговая система унифицируется и с 1 января 1993 года имеются

несущественные различия.

Но стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель.

Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и

выполняемых ею функций - регулирующей, стимулирующей и др. Опыт США и

других развитых стран совершенно однозначно свидетельствует о том, что

налоговая система в основном является функцией двух аргументов -

экономической политики государства и состояния народного хозяйства в данный

период. Если экономическое положение страны, решаемые в данном периоде

задачи требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они,

естественно, должны быть внесены, но по возможности - с нового

хозяйственного года.

Глава II. Системы налогообложения в развитых странах

2.1. Действия налогового механизма регулирования рыночной экономики

В современных условиях налоги способны выполнять следующие основные

функции в механизме государственного регулирования рыночной экономики:

фискальную, стабилизирующую и регулирующую. При этом исторический опыт

демонстрирует, что на протяжении XX в. роль регулирующей функции

государственной налоговой политики возрастала и воплощалась во все более

разнообразных формах.

Налоговые доходы становятся важнейшим фактором, определяющим масштабы

государственного вмешательства в процесс общественного воспроизводства.

Именно из бюджетных налоговых доходов после Второй мировой войны

осуществлялись: государственное финансирование строительства железных и

автомобильных дорог, других средств транспорта и связи, гидротехнических и

мелиорационных сооружений; разработка природных ресурсов; создание новых

видов производства (например, авиационной, а затем и аэрокосмической

промышленности во Франции); поддержка традиционных, с большим числом

занятых, но малоэффективных отраслей (угольная промышленность в Англии);

субсидирование сельского хозяйства, научных проектов, учебных учреждений,

экспорта отечественной продукции; подготовка и переподготовка рабочей силы;

участие государства в капитале частных корпораций.

В 50-70-х гг. бюджетная политика ведущих западных государств

демонстрирует последовательную тенденцию использования системы налоговых

поступлений в качестве действенного инструментария, способного

квалифицированно обеспечить перераспределение ВВП. В законодательстве

большинства стран - членов ЕС в 50-е гг. появляется положение о том, что

налоги способны преследовать иные, кроме фискальных, цели, а именно -

использоваться при осуществлении государственного регулирования экономики и

внешнеэкономических отношений.

В этот период воплощались следующие направления экономического

развития, на которые государства пытались активно воздействовать с помощью

налогового механизма:

. развитие приоритетных отраслей промышленного производства и научно-

технической деятельности;

. создание условий наибольшего благоприятствования частному

предпринимательству в целом и крупным корпорациям, в частности;

. преодоление циклических спадов и стимулирование роста производства;

. регулирование внешнеэкономических и внешнеторговых отношений,

повышение конкурентоспособности национальных производителей на мировом

рынке;

. поддержка национального сельскохозяйственного производителя;

. создание в обществе благоприятного социального климата.

Другой не менее весомой причиной необходимости кардинального

реформирования финансовой политики стал угрожающий рост и превращение в

хронические бюджетных дефицитов. Начало 80-х гг. характеризовалось быстрым

ростом во всех западных странах государственных расходов финансирования

военно-политической, экономической и социальной деятельности и как

следствие - крайним напряжением государственных бюджетов. А поскольку

налоги оставались важнейшим источником государственных доходов, равно как и

важнейшим средством перераспределения национального дохода, сложившаяся

бюджетная ситуация стимулировала проведение налоговых реформ.

Основные функции в механизме государственного регулирования

хозяйственных отношений выполняют на макроэкономическом уровне:

1) фискальную - отчуждение (прямой вычет) части дохода каждого

индивида или предприятия в пользу государства;

2) стабилизирующую - использование налогов в качестве механизма,

обеспечивающего стабильность функционирования национального рынка и

поддержания существующей общественно-политической структуры;

3) регулирующую - использование налогов и сборов в качестве системы

мер экономического воздействия на общественное производство, его структуру,

динамику, темпы модернизации;

Для последних десятилетий характерно повышение роли регулирующей и

стабилизирующей (прежде всего в сфере обеспечения социальной стабильности в

обществе) функций государственной налоговой политики. Осуществление же

налоговыми системами фискальной функции в странах с развитой рыночной

экономикой неизменно координируется с необходимостью реализации двух

других.

Существует неразрывная связь между качественными и структурными

изменениями в развитии производства второй половины 50-х гг. (когда на

основе появления принципиально новых направлений хозяйственной деятельности

шел процесс углубляющейся дифференциации производства на отраслевом и

подотраслевом уровнях) и проведением странами с развитой рыночной

экономикой политики жесткого перераспределения ВВП с помощью налоговых

рычагов в пользу наиболее важных, с точки зрения государства, сфер

хозяйственной деятельности.

Сравнительный анализ опыта трансформации налоговых систем

индустриально развитых стран мира во второй половине XX в. позволил

определить два основных этапа, соответствующие различным концептуальным

подходам к налоговому регулированию рыночной экономики: 1) 50-70-х гг. -

отраслевая направленность на НТП требовала преимущественной реализации в

налоговых системах фискальной и регулирующей функций налогообложения; 2) 80-

90-х гг. - межотраслевая направленность, процессы интернационализации,

экологизации и ускорение темпов научно-технического развития производства

потребовали комплексной реализации в современных налоговых системах

фискальной, стабилизирующей (прежде всего в сфере обеспечения социальной

стабильности и экологической безопасности) и регулирующей функции

налогообложения.

Одним из важнейших направлений процесса преобразования налоговых

механизмов является трансформация методов стимулирования инвестиций. В

системе мер налогового регулирования стимулирование вложений в основной

капитал и научно-техническое развитие производства являлось объектом особой

заботы и пристального внимания правительств индустриально развитых стран.

Смена приоритетов в методах стимулирования инвестиционной активности в

период налоговых реформ 80-90-х гг. явилась одним из направлений

либерализации подоходного обложения, которая привела к общему снижению

налоговых ставок и обеспечению более справедливого перераспределения

налогового бремени на основе принципа «равный налог на равный доход». Такое

выравнивание условий налогообложения доходов корпораций осуществлялось

одновременно с применением аналогичной политики либерализации

налогообложения доходов населения. Осуществляемые параллельно, эти

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты