Мировой опыт налогообложения и его значимость для России

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство

воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В

условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую

политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные

явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным

инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые

базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения,

государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних

направлениях и стимулирует в других, исходя из общенациональных интересов.

От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит

результативность применяемых экономических решений. Применение налогов

является одним из экономических методов управления и обеспечения

взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами

предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,

форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью

налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех

форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а

также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется

внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных

инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления

к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора

рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного

хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в

развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

При этом налоговая система должна способствовать определенному

выравниванию уровней доходов всех групп населения, оказывать поддержку

малоимущим, обеспечивать более-менее справедливое распределение налогового

бремени по регионам и др. Оценивая итоги реформирования налоговой системы в

России в 90-х годах., следует признать, что поставленные в этой сфере цели

в финансовой стабилизации экономики и переходу к экономическому подъему,

не были достигнуты. Вместо ожидаемого экономического роста - дальнейший

спад в реальном секторе экономики. Высокий уровень налогообложения до 80%

валовой прибыли стимулирует предпринимателей к ее сокрытию. Платить

исправно все налоги в полном объеме - прямой путь к банкротству. Не

срабатывает и механизм выравнивания доходов - разрыв между бедными и

богатыми увеличился. Слабое государство в условиях отсутствия практического

опыта пыталось построить налоговую систему, ориентированную на европейские

стандарты. В результате в России не только не созданы стимулы для

преодоления спада производства, но из-за низкой собираемости налогов не

удалось реализовать и фискальные интересы государства. Отсутствие

сбалансированной и стабильной налоговой системы в первую очередь связано с

отсутствием надежной концептуальной базы в области финансов и налогов. А

ведь вопросы теории - вовсе не праздные (как продолжают считать многие).

Все наши нынешние проблемы во многом вызваны тем, что под налоговое

законодательство не подведена научная база. Вряд ли кто сегодня сумеет

объяснить, почему в стране действуют те или иные виды налогов, как они

взаимосвязаны, да и взаимосвязаны ли вообще.

История свидетельствует, что налоги - более поздняя форма

государственных доходов. Первоначально налоги назывались «auxilia» (помощь)

и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века английский

парламент не признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и

король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и

создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали

больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник

государственных доходов. Налог стал настолько обычным источником

государственных средств, что известный политический деятель США Б. Франклин

сказал, что «платить налоги и умереть должен каждый». На исключительное

значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал

внимание К.Маркс: «Налог - это материнская грудь, кормящая правительство…

Налог – это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией».

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на основе

закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан -

для удовлетворения общественных потребностей.

Налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей

сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств,

необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-

технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.

Общественное назначение налогов проявляются в их функциях. Их две -

фискальная и экономическая.

Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги

ему нужны на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и

техники, для поддержки нуждающихся слоев населения, защиты окружающей

среды. Часть денег идет на образование, здравоохранение.

Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на

общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а

также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции

могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот),

ограничительную (повышение налоговых ставок) и контролирующую роль.

Функции налогов взаимосвязаны - реализация фискальной функции создает

материальную основу для осуществления экономической роли государства, т.е.

экономической функции.

Элементами налога являются определяемые законодательными актами

государства принципы, правила, категории, термины, применяемые для

организации взимания налога. К важнейшим элементам налога относятся его

субъект, объект, источник, единица обложения, налоговая база, налоговый

период, ставка, льготы и налоговый оклад. Указанные элементы налогов

являются объединяющим началом всех налогов и сборов. Через них, эти

элементы, в законах о налогах собственно и устанавливается вся налоговая

процедура, в частности порядок и условия исчисления налогооблагаемой базы и

самой налоговой суммы, определяются ставки, сроки и другие условия

налогообложения. Важно подчеркнуть, что само понятие каждого из элементов

налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами

мира. Эти элементы были присущи налогу с момента его зарождения.

Говоря о субъекте налога, важно отличать это понятие от понятия

носителя налога. Субъект налога, или налогоплательщик, – это то лицо

(юридическое или физическое), на которое, по закону, возложена обязанность

платить налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком

(субъектом) налога на другое лицо, являющееся тем самым конечным

плательщиком или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании

косвенных налогов. Если налог не переложим, то субъект и носитель налога

совпадают в одном лице.

Объект налогообложения – это предмет, подлежащий налогообложению. В

этом качестве выступают различные виды доходов (прибыль, добавленная

стоимость, стоимость реализованных товаров, работ и услуг), сделки по

купле–продаже товаров, работ и услуг, различные формы накопленного

богатства или имущества. Объектом налогообложения может являться также иное

экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую

характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательно

возникает обязанность по уплате налога.

Единица обложения представляет собой определенную количественную меру

измерения объекта обложения. Поэтому она зависит от объекта обложения и

может выступать в натуральной или в денежной форме (стоимость, площадь,

вес, объем товара и т. д.).

Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта

налогообложения представляет собой налоговую базу. Необходимо иметь в виду,

что налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та

часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка.

Например, объектом обложения налогом на прибыль является прибыль

предприятия, но налоговую базу составит не вся балансовая прибыль, а лишь

часть ее, так называемая налогооблагаемая прибыль, которая может быть или

больше, или меньше балансовой прибыли.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период

времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого

определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.

Налоговая ставка, или как ее еще называют норма налогового обложения,

представляет собой величину налога на единицу измерения налоговой базы. В

зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут

быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными).

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения

независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются

обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество. В

российском налоговом законодательстве такие ставки нашли широкое применение

в обложении акцизным налогом.

Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и

могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту

обложения. Примером пропорциональной ставки могут служить, в частности,

установленные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на

добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением

стоимости объекта обложения увеличивается и их размер. При этом прогрессия

ставок налогообложения, может быть, простой и сложной. В случае применения

простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего

объекта налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление

объекта налогообложения на части, каждая последующая часть облагается

повышенной ставкой. Ярким примером прогрессивной процентной ставки в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты