Мировой опыт налогообложения и его значимость для России

Развивалось и косвенное налогообложение, ибо пошлин и акцизов не хватало на

покрытие расходов, связанных с военным поражением. В июле 1918 г. Германия

ввела налог с оборота сначала по ставке 0,5%. Он просуществовал до перехода

к налогообложению добавленной или вновь созданной стоимости, что произошло

только в 60-е годы.

В декабре 1919 г. с утверждением Имперских правил налогообложения,

разработанных Министром финансов Эрцбергером, началась крупнейшая налоговая

реформа. Ее главное значение в том, что был ликвидирован финансовый

суверенитет земель. Государство получило исключительное право взимания

налогов и управления ими. Был повышен налог с оборота, введено

налогообложение предметов роскоши, дополнительный налог уплачивали

владельцы крупных состояний. Действовавшие 26 земельных законов о

подоходном налоге были заменены имперским подоходным налогом с

дифференцированной шкалой и максимальной ставкой налогообложения 60%.

Эти и другие меры позволили в пять раз увеличить расходы государства

на социальные нужды.

Огромные финансовые трудности, возникшие в результате экономических и

социальных последствий Первой мировой войны, привели к усилению

централизации в области налогообложения. В итоге в Веймарской республике

было создано единое финансовое управление, контролирующее поступление всех

видов налогов независимо от их последующего распределения. Это финансовое

управление функционировало до мая 1945 г.

Экономическое развитие послевоенной Германии во многом связано с

именем видного экономиста и государственного деятеля, бывшего министра

хозяйства, а затем Канцлера ФРГ профессора Людвига Эрхарда.

Л. Эрхард выступал поборником свободных рыночных отношений. Это

требовало определенной и немалой самостоятельности хозяйствующих субъектов,

общин, земель, что несовместимо с жесткой централизацией финансовых

ресурсов. В послевоенной Германии было законодательно установлено, что

государственные задачи должны распределяться между федерацией и землями,

входящими в ее состав. При этом федерация и земли раздельно несут расходы,

возникающие при выполнении ими своих функций; федерация и земли

самостоятельны в вопросах своего бюджетного устройства. Принципы

независимого ведения бюджетного хозяйства действуют с учетом необходимости

взаимоувязки общегосударственных и земельных интересов при решении

конкретных задач и обеспечении финансирования. В то же время для

обеспечения финансирования всех трех уровней управления налоговая система

Германии построена таким образом, что наиболее крупные источники формируют

сразу три или два бюджета. Так, подоходный налог с физических лиц

распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляются в

федеральный бюджет, 42,5% – в бюджет соответствующей земли и 15% – в

местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50 на 50% между

федеральным и земельным бюджетами. Налог на предпринимательскую

деятельность взимается местными органами управления, но им остается

половина, а вторая перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог

на добавленную стоимость также распределяется по трем бюджетам. Соотношения

распределения этого налога могут быть самыми различными и меняться с

течением времени, поскольку он служит регулирующим источником дохода.

Германия – одна из немногих стран, где применяется не только

вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные

земли, как, например, Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн–Вестфалия,

перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям, таким,

как Саксония, Шлезвиг–Гольштейн. Это явилось итогом многолетнего развития

налоговой системы.

Со времен Л. Эрхарда в Германии укоренились важнейшие принципы

построения системы налогообложения:

. налоги по возможности минимальны;

. минимальны, или, точнее, минимально необходимы и затраты на их

взимание;

. налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи–либо

шансы;

. налоги соответствуют структурной политике;

. налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;

. система должна строиться на уважении к частной жизни человека.

В связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать

государству свою частную жизнь. Налоговый работник не имеет права никому

давать какие–либо сведения о налогоплательщике. Соблюдение коммерческой

тайны гарантировано;

. налоговая система исключает двойное налогообложение;

. величина налогов соответствует размеру государственных услуг,

включая защиту человека и все, что гражданин может получить от

государства.

Основные виды налогов в Германии:

. подоходный налог на физических лиц,

. налог на корпорации,

. налог на добавленную стоимость,

. промысловый налог,

. налог на имущество,

. поземельный налог,

. налог, уплачиваемый при покупке земельного участка,

. страховые взносы,

. налог с наследства и дарения,

. автомобильный налог,

. налог на содержание пожарной охраны,

. акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, винно–водочные и

табачные изделия,

. таможенные пошлины,

. сборы, идущие на развитие добычи нефти и газа на территории

Германии.

Рассмотрим некоторые из них.

В Германии установлены две основные ставки корпорационного налога на

прибыль. Если прибыль не распределяется, то ставка налога 50% (до 1990 г.

была 56%). На распределяемую в виде дивидендов прибыль ставки существенно

ниже – 36% с учетом того, что дивиденды включаются в личные доходы

акционеров, подлежащие обложению подоходным налогом. В среднем с учетом

налоговых льгот ставка не превышает 42%. Широко используется ускоренная

амортизация. Например, в сельском хозяйстве разрешается уже в первый год

списать до 50% стоимости оборудования, в первые три года – до 80%. Не

облагаются налогом проценты по ссудам.

Акцизы в основном направляются в федеральный бюджет, кроме акциза на

пиво, идущего в бюджеты земель. Наибольшие доходы казне обеспечивает акциз

на минеральное топливо – 31,8 млрд. марок в 1994 г. Затем идет табачный

акциз – 15,5 млрд. марок, около 2 млрд. марок – кофейный. Ставки

федеральных акцизов следующие:

. бензин – 0,98 - 1,08 марки на 1 литр в зависимости от содержания

в нем свинца;

. мазут для отопления – 9,4 пфеннига на 1 кг;

. табачные изделия – 13 пфеннигов в расчете на 1 сигарету;

. поджаренный кофе – 4,3 марки на 1 кг;

. крепкие спиртные напитки – 2550 марок на 100 литров;

. шампанское – 2 марки на 0,75 литра;

. на страховые сделки – 12% со страхового полиса [28, 61].

Промысловым налогом (это один из основных местных налогов) облагаются

предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся промысловой,

торговой и другими видами деятельности. Базой для исчисления налога служат

прибыль от занятия промыслом и капитал компании. Налоговая ставка

определяется муниципальными органами. Характерный пример: ставка 5% от

прибыли и 0,2% от стоимости основных фондов. При этом необлагаемый минимум

составляет 36 тыс. марок дохода и 120 тыс. марок капитала.

Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Сумма

отчислений, как и в США, делится в равной пропорции между нанимателем и

работником.

Подоходный налог в Германии взимается с физических лиц по

прогрессивной шкале: минимальная ставка – 19% (при годовом доходе до 8153

нем. марок), максимальная – 53% (с дохода свыше 120 тыс. нем. марок) [25,

206]. Необлагаемый минимум – 1536 марок в месяц для одиноких и 3 072 марки

для семейных пар. Далее идут налоговые льготы на детей, возрастные льготы,

льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай).

Например, у лиц, достигших возраста 64 лет, необлагаемый минимум

увеличивается до 3 700 марок. У лиц, имеющих земельный участок, не

облагаются подоходным налогом 4 750 марок. Максимальная ставка налога

применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тыс. марок, а для семейной

пары – 240 тыс. марок.

Объектом обложения подоходным налогом являются все доходы человека: от

наемного труда, самостоятельной работы (у лиц свободных профессий),

промысловой деятельности или деятельности в сельском и лесном хозяйстве, от

капитала, сдачи имущества в аренду и внаем и все прочие поступления.

Для определения облагаемого дохода из поступлений вычитаются затраты.

При этом учитываются и особые расходы, как, например, алименты после

развода супругов, взносы на медицинское страхование и страхование жизни,

церковный налог, затраты на профессиональное образование и т.д. Подоходный

налог с наемных работников удерживается работодателем из их заработка при

выплате заработной платы (налог на заработную плату) и перечисляется в

налоговые органы.

При определении налога на заработную плату применяются такие

категории, как налоговые классы, налоговые таблицы и налоговые карты.

Существует шесть налоговых классов, в которые группируются наемные рабочие

и служащие:

I класс – холостые рабочие без детей;

II класс – холостые, разведенные или овдовевшие люди, имеющие на

содержании ребенка;

III класс – женатые, если в семье работает лишь один из супругов;

IV класс – предусматривает случай, когда работают и муж, и жена, и

облагаются налогом раздельно;

V класс – женатые работающие, один из которых облагается по III

классу;

VI класс – рабочие, имеющие заработную плату в нескольких местах,

Налоговые таблицы учитывают классы, а также наличие в семье детей, их

количество, на чьем содержании они находятся, совместно или раздельно

ведется в семье хозяйство. Таблицы учитывают также налоговые льготы.

Удержание налога из заработной платы происходит на основе налоговой

карты. Карта заполняется в общине по месту жительства. В ней удостоверяются

налоговый класс, количество детей, вероисповедание работающего. Там же

отмечается инвалидность, достижение 64-летнего возраста и т. д.

В 1994 г. Германия получила в виде налоговых поступлений 786 млрд.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты