Мировой опыт налогообложения и его значимость для России

марок. Они распределены так: в федеральный бюджет – 379 млрд. марок, в

бюджеты земель – 269 млрд., в бюджеты общин – 97,3 млрд., отчисления в

фонды Европейского Союза – 40,7 млрд. марок.

Эволюция налоговой системы Германии от сильных в финансовом отношении

земель и слабого государства (империи) через чрезмерную централизацию к

разумным финансовым отношениям, строящимся на основе соблюдения интересов

регионов и государства, может быть весьма поучительной и для Российской

Федерации.

Одной из последних среди промышленно развитых стран Швеция начала

осуществлять глобальную перестройку своей фискальной системы по

направлениям, ставшим к этому моменту уже стандартными. Новая система

налогообложения Швеции была одобрена Парламентом в июне 1990 г. и вступила

в силу с 1 января 1991 г.

Как и в других странах, необходимость реформирования налоговой системы

возникла в связи с негативными тенденциями, наметившимися в шведской

экономике во второй половине 80-х гг. (позже, чем в других развитых

странах). В этот период темпы роста инфляции оказались в среднем на 2%

выше, чем в странах - конкурентах Швеции, а при значительно возросших

затратах на рабочую силу страна существенно отставала по темпам роста ВНП и

производительности труда от других государств - членов ОЭСР. Нарастали

объемы экспорта национального капитала: в 1988 г. объем инвестиций шведских

предпринимателей за рубежом превысил объем вложений в национальную

экономику.

Нормативная ставка налога на прибыль корпораций в Швеции в настоящее

время составляет 28%, но до 1991 г. она составляла 52%, а с учетом

специального налога на финансирование фондов наемных рабочих - 57%, т.е.

одной из наиболее высоких среди развитых стран. И даже при наличии

различных налоговых льгот норма прибыли у шведских компаний была

существенно ниже, чем у их зарубежных конкурентов.

Еще более жестким, чем налог на корпорации, был подоходный налог,

включавший подоходный местный и прогрессивный государственные налоги.

Номинальная ставка подоходного налога колебалась от 35 до 72%, а у

среднеоплачиваемого рабочего с учетом действовавших налоговых льгот

фактически начислявшийся подоходный налог изымал около 40% заработной

платы. Если же принять во внимание налог на заработную плату (данный платеж

производит работодатель, но он существенно влияет на зарплату наемных

рабочих), то максимальное налоговое бремя для шведа составляло 73% его

доходов. А это означает, что заставить квалифицированных специалистов

трудиться сверхурочно, повышать уровень образования, искать дополнительные

заработки было весьма проблематично: налоговая система оказывала явно

дестимулирующее влияние на трудовую активность населения. Кроме того,

применение высоких ставок при системе разнообразных налоговых льгот

создавало условия для уклонения от уплаты налогов.

Налог на доход с капитала взимается по ставке 30%. В понятие капитала

включается кроме ценных бумаг, процентов по вкладам также владение землей.

Акцизами облагается ограниченная группа товаров: алкоголь, табак,

бензин, энергия.

Налог на наследство и дарение ступенчатый – от 10 до 60%. Наследство

(дарение) до 200 тыс. крон для супругов и по 50 тыс. крон для каждого

ребенка не облагается налогом. Высшая ставка применяется для дальних

родственников и при стоимости, превышающей 8 млн. крон.

Одна из крупнейших статей дохода бюджета Швеции – социальные платежи в

виде начислений на фонд оплаты труда. Приведем пример начислений на

заработную плату работников наемного труда, % (табл. 3).

Таблица 3

Начисления на заработную плату

|Виды начислений |Процент к |

| |заработной плате |

|1 |2 |

|На пенсионное обеспечение |13,0 |

|На медицинское страхование |8,43 |

|На народную пенсию (для обеспечения тех, у кого |5,86 |

|нет выслуги лет) | |

|На пенсионную страховку |0,2 |

|На страхование от производственного травматизма |1,38 |

|На превентивную защиту сотрудников |0,17 |

|На выплату пособий по безработице, финансирование |2,12 |

|переквалификации потерявших работу | |

|1 |2 |

|На гарантию заработной платы при банкротстве |0,2 |

|компании | |

|На страхование жизни |0,61 |

|На групповую страховку |0,95 |

|На пособия при увольнении |0,28 |

|На дополнительную пенсию |3,1 |

|На страховку от травматизма |1,0 |

|В гарантийный фонд |0,06 |

|Налог на пенсионные платежи |0,6 |

|Общая сумма начислений составляет |38%. |

[32, 25]

Если речь идет не о наемном работнике, а о владельцах фирмы, то

несколько меняется структура социальных платежей, но общий удельный вес их

даже выше – 39,3%. Финансовый год в Швеции начинается с 1 июля.

Налоговая система Соединенных Штатов Америки развивается и

совершенствуется уже более 200 лет и способствует развитию рыночных

отношений. Она отвечает задачам не просто фискальным – обеспечить доходами

федеральный бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты. Налоги выступают

здесь в качестве инструмента регулирования развития экономики. Формирование

и движение бюджетных средств занимает центральное место в реализации

экономической политики американского государства. Основное звено в

финансовой системе США составляет бюджетный механизм федерального

правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления,

направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70%

доходов и расходов.

Доходную часть федерального бюджета США определяют пять основных

источников. Это подоходный налог с физических лиц, удельный вес которого в

доходах обычно превышает 45%. Далее идут отчисления в фонды социального

страхования – 36–37%. Налог на прибыль корпораций составляет только 8–10%,

акцизы – 4-5% и таможенные пошлины – примерно 1%. Речь идет о собственных

доходах без учета заемных средств.

Как видим, самую крупную статью доходов составляет подоходный налог с

населения. Он взимается по прогрессивной шкале. Имеются необлагаемый

налогом минимум доходов и три налоговые ставки. Налогом может облагаться

либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются все виды

доходов членов семьи за год.

Исчисляется налог следующим образом. Суммируются все полученные

доходы: заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, пенсии

и пособия, выплачиваемые частными пенсионными и страховыми фондами,

государственные пособия свыше определенной суммы, доход от ценных бумаг и

т. д. Доход от продажи имущества и ценных бумаг облагается либо специальным

налогом, либо в составе личного дохода.

Из полученного таким способом совокупного валового дохода вычитаются

деловые издержки, связанные с его получением. Сюда относятся затраты,

связанные с предпринимательской деятельностью: расходы на приобретение и

содержание капитальных активов – земельных участков, зданий, оборудования,

текущие производственные расходы. Данные затраты учитываются не только у

предпринимателей, но и у людей свободных профессий. Далее можно вычесть

расходы на спецодежду, транспортные и некоторые другие расходы,

непосредственно связанные с производственной деятельностью. Полностью или

частично исключаются еще некоторые виды доходов:

. 50% доходов от реализации капитальных долгосрочных активов,

. проценты по облигациям, выпущенным властями штатов или местными

органами управления,

. некоторые виды выплат из государственных и частных фондов

социального страхования.

После указанных вычетов получается чистый доход плательщика.

Далее из величины чистого дохода вычитаются индивидуальные налоговые

льготы. Всеобщей льготой является необлагаемый минимум доходов. Кроме того,

чистый доход уменьшается на взносы в благотворительные фонды, налоги,

уплаченные властям штата, местные налоги, суммы алиментов, расходы на

медицинское обслуживание (в размерах, не превышающих 15% облагаемой суммы),

проценты по личным долгам и ипотечному долгу в залог недвижимости. После

данных вычетов образуется налогооблагаемый доход.

Необлагаемый минимум доходов – величина переменная, имеющая тенденцию

к увеличению. В начале 90–х годов он равнялся 3 тыс. долл., а для супругов,

заполняющих совместную декларацию, – 5 тыс. долл. Ставки подоходного налога

приведены в табл. 4.

Таблица 4

Ставки подоходного налога

|Налоговые|Налогооблагаемый доход, тыс. долл. |

|ставки, %| |

| |Супружеская |Супружеская |Одинокий глава|Одинокий |

| |пара, |пара, |семьи |человек |

| |совместные |раздельные | | |

| |доходы |доходы | | |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|15 |0–29,75 |0–14,9 |0–23,9 |0–17,85 |

|28 |29,751–71,9 |14,901–35,95 |23,901–61,65 |17,851–43,15 |

|33 |71,901–149,25 |35,951–113,3 |61,651–123,79 |43,151–89,56 |

|28 |Свыше 149,25 |Свыше 133,3 |Свыше 123,79 |Свыше 89,56 |

[31, 131]

Интересно проследить эволюцию ставок подоходного налога в США. До 1986

г. там действовала сложная система из 14 ставок от 11 до 50%. По реформе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты