справедливости распределения налогового бремени. Приводится также ссылка на
успешную экономическую политику администрации Р. Рейгана, осуществившую
сокращение налоговых льгот с одновременным снижением налоговых ставок.
Однако авторы комментария забывают, что, отменив ряд льгот по
корпоративному налогу, стимулирующих вложения в действующее производство,
правительство Р. Рейгана одновременно расширило перечень налоговых льгот
для компаний, осуществляющих вложения в модернизацию производства и
обеспечение развития научно-исследовательских проектов. Трансформация, а
отнюдь не отмена, налоговых льгот – нормальный процесс стимулирования
инвестиций в определенные регионы страны, на развитие высших технологий,
создание экологически чистых производств. В Германии налоговыми льготами
поддерживаются фирмы, инвестирующие капитал в восточные земли страны. В США
в периоды нарастания перепроизводственных тенденций в экономике происходило
некоторое сокращение налоговых льгот, но когда возникла проблема изменения
структуры производства в северо-восточных штатах (переориентации ее с
текстильной промышленности на высокотехнологичные производства), то решение
было найдено на основе применения целого ряда существенных налоговых льгот.
Практически все страны с развитой рыночной экономикой используют
налоговые льготы для стимулирования модернизации производства, ускорения
внедрения научно-технических достижений, инвестиций в прикладные и
фундаментальные исследования. В налоговом законодательстве Великобритании,
Франции, Германии и др. содержатся положения о полном включении в
себестоимость продукции расходов частных фирм на НИОКР, существенно
снижающих величину облагаемой прибыли.
Осуществление политики ликвидации налоговых льгот означает не что
иное, как лишение российской налоговой системы регулирующей функции -
возможности определять и стимулировать приоритетные направления развития
национальной экономики. Это относится прежде всего к политике ликвидации
налоговой льготы на собственную прибыль предприятия, инвестируемую в
расширение и техническую реконструкцию производства. Порочной является и
политика сокращения налоговых льгот для малого и среднего бизнеса (в
Германии, Франции и других западных странах малые предприятия, а также
венчурные фирмы на одни-два года своей деятельности полностью освобождаются
от налогов). В то же время налоговые льготы на прибыль предприятий,
направляемую на научно-технические разработки, поисковые исследования,
повышение квалификационного уровня персонала, работы по обеспечению
экологической безопасности производства, следует резко расширить.
В налоговую систему вновь включен налог с продаж. Его ставки
устанавливаются субъектами Федерации 5%. Исследование зарубежного опыта
показывает, что в странах, активно использующих в своих фискальных системах
НДС, как правило, не применяется налог с продаж. Такая ситуация
закономерна, так как оба налога имеют сходную базу обложения.
Величина стоимости товара для покупателя при взимании НДС
увеличивается однократно (на 20 или 10%) в момент приобретения им товара
или услуг у розничного продавца. При введении же в действие налога с продаж
произойдет многократное увеличение стоимости товара на сумму ставки данного
налога. Причем реальная величина налога с продаж будет зависеть от числа
посредников, участвующих в перепродаже товара. Налицо возникновение
каскадного эффекта при данной трактовке налога с продаж, тяжесть которого
ложится на покупателя. Даже предполагаемое снижение ставки НДС на 5% при
параллельном введении 5-процентного налога с продаж не только не облегчает
налогового бремени потребителя, но и существенно увеличивает его. Снять
социально негативные последствия от введения налога с продаж можно, только
запретив его применение в оптовой и мелкооптовой торговле (при
одновременном снижении НДС на величину налога с продаж), но в этом не
заинтересованы региональные органы управления.
Нельзя не заметить, что, несмотря на различные оговорки, этот налог
наряду с сокращением перечня товаров льготного обложения НДС станет
дополнительным фактором роста цен и понижения жизненного уровня основной
массы населения.
В условиях переживаемого Россией острого финансового кризиса
максимальное внимание привлекают вопросы подоходного налогообложения
граждан - вопросы, во многом спорные. Не реализована объективная
потребность установления необлагаемого минимума на уровне, достаточном для
обеспечения цивилизованных условий жизни работника и его семьи. Помимо
прочего, на современном этапе, когда ускорился процесс дифференциации
доходов отдельных групп населения, необходимо обеспечить социальный
характер подоходного обложения. С 1995 по 1997 гг. доля подоходного налога
с физических лиц в консолидированном бюджете возросла с 10,3 до 12,7%,
предполагается ее дальнейшее увеличение. Но вместе с тем растет и
социальная напряженность в обществе. Это связано во многом с тем, что
основная часть подоходного налога взимается «у источника доходов» с
низкообеспеченных слоев населения, а представители высокообеспеченных слоев
умело выводят значительную часть своих доходов из-под налогообложения.
С целью выявления нерегистрируемых доходов значительной части
населения заслуживает серьезного внимания предложение о введении всеобщего
налога на сумму имущества граждан. Использование этого вида налогообложения
сначала в регистрационных целях со ставкой обложения не выше 0,1-0,5%, с
охватом недвижимости, ценных бумаг, других финансовых активов и отдельных
видов вкладов позволит в конечном счете выявить реально существующую в
стране базу подоходного налогообложения. Но даже это вполне разумное
предложение о введении нового вида налога, по существу, носит чисто
фискальный характер.
НК РФ продолжает печальную традицию последнего десятилетия по
реформированию российской системы налогообложения: постоянно вносимые
изменения в налоговую систему оринентируются на конкретную экономическую
ситуацию, а нередко и на субъективные рекомендации. Можно сказать, что
налоговая система формируется стихийно.
России остро не хватает собственной научной школы или ряда школ в
области налогообложения, разработки которых способны не только
усовершенствовать действующую налоговую систему, но и спрогнозировать
долгосрочные экономические, социальные, экологические последствия от
реализации тех или иных налоговых реформ. При выработке теоретических основ
российской научной школы налогообложения несомненно необходимо использовать
мировой опыт. Но не выборочно и субъективно, как это происходило до сих
пор: необходим учет глобальных общемировых объективных тенденций развития
налоговых систем в рыночной экономике. Критическое применение зарубежного
опыта при определении долгосрочных целей налоговой политики и формировании
налоговых структур позволит ускорить и сделать менее болезненным движение к
цивилизованной рыночной экономике в России.
Заключение
В российской системе хозяйствования 90-х гг. налоговая политика
трансформировалась в следующем направлении: в результате снижения объемов
государственной собственности и развития инфляционных процессов сократились
объемы налоговых доходов, поэтому перестройка налоговой системы была
направлена на восстановление объема фискальных поступлений. Восприняв
структуру налоговых систем, характерную для рыночной экономики, и
воспроизведя основные принципы начисления налогов, отечественная налоговая
система тем не менее сохраняет сугубо фискальный характер. Низкая
эффективность, отторжение как хозяйствующими субъектами, так и гражданами
современной системы налогообложения в значительной степени зависит от
неадекватной современному рыночному образу мышления функциональной
направленности отечественной налоговой политики.
Оценивая перспективы продолжающейся реформы налогообложения, следует
исходить из понимания того, что Россия является страной, стремящейся стать
равноправным членом мирового и европейского рынка, хозяйственные субъекты
которой последовательно включаются в процесс международного разделения
труда. В этих условиях необходима переориентация налоговой реформы на
приоритетные тенденции развития мировой налоговой политики, естественно, с
учетом особенностей отечественной экономики. Нельзя игнорировать
существования единой концептуальной основы, определяющей важнейшие
направления развития налоговых систем в условиях современной рыночной
экономики. Важно также учитывать общемировые тенденции гармонизации
национальных налоговых структур и унификации принципов начисления основных
видов налогов, постоянно углубляющиеся в процессе активного развития
интеграционных процессов в мировом хозяйственном комплексе.
Исходя из принципа сбалансированности приоритетных задач
государственной налоговой политики можно определить основные подходы к
созданию модели эффективной налоговой системы для российской экономики,
включающей следующие положения.
Прежде всего - это формирование и последовательное развитие системы
налоговых методов стимулирования инвестиционной активности корпораций,
предпринимателей и частных лиц. Причем перечень стимулируемых инвестиций
должен включать все стадии научно-производственного цикла: от вложений в
развитие производства до разнообразных форм налогового стимулирования
финансирования фундаментальных исследований, различных форм мелкого и
среднего бизнеса, обеспечивающего непрерывный процесс модернизации
производства в целом, а также в сферу профессиональной подготовки кадров и
повышения уровня их квалификации.
Задачу обеспечения достаточного объема средств для инвестиций должна
выполнять политика либерализации подоходного обложения - последовательного
снижения ставок налогов на доходы предпринимателей, сопровождаемая
расширением налоговой базы при обложении корпораций, фирм и частных
предпринимателей.
Решить проблему пополнения бюджета, несущего неизбежные потери в
результате либерализации подоходного обложения, предназначается политике
последовательного расширения сферы применения налогов на потребление, в
частности НДС.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20