Мировой опыт налогообложения и его значимость для России

производство, расширяя сферу действия и увеличивая долю доходов бюджета за

счет НДС и ряда других налогов на потребление, государство стимулирует

возможности инвестирования национального капитала, проводит курс

либерализации подоходного обложения, делает ставку на саморегулирование

рынка и стимулирование частной инициативы.

Исторический опыт развития и трансформации налоговых систем в рамках

региональной интеграции дает возможность рассматривать НДС в качестве

одного из основных инструментов налоговой гармонизации на

межгосударственном уровне.

Концепция налоговой гармонизации возникла в ходе создания единого

европейского экономического пространства и получила дальнейшее развитие в

рамках других региональных межгосударственных образований. В целях

реализации этой глобальной задачи потребовалось унифицировать принципы

начисления и обеспечить сближение ставок НДС и других косвенных налогов.

Основными задачами гармонизации косвенного налогообложения стали:

. устранение фискальных границ при перемещении товарной продукции между

странами - членами ЕС;

. отмена НДС при экспортно-импортных операциях;

. введение НДС в налоговые системы стран, присоединяющихся к ЕС;

. унификация принципов начисления НДС;

. сближение уровня налоговых ставок (средняя стандартная ставка НДС

составляет 19,3%, что соответствует установкам ЕС о введении ставок

НДС в диапазоне 15-20%);

. унификация НДС является важным направлением в политике приведения

налоговых систем стран - членов ЕС к гармонизации, подчинения

национальной налоговой политики общим задачам европейской

экономической интеграции.

Практика применения НДС выявила определенные закономерности его

введения в государственные налоговые системы. Чтобы механизм взимания НДС

и, что не менее важно, возврата его предпринимателю начал работать,

необходим целый комплекс условий, без учета которых налоговая реформа может

быть затруднена либо просто свернута.

Во-первых, введение НДС, как правило, начинается с относительно низких

ставок и в дальнейшем сопровождается постепенным и последовательным

усилением налогообложения (табл. 9).

Таблица 9.

Эволюция стандартных ставок НДС в мировой налоговой практике

|Страна |Год |Ставки налога |Доля НДС в |

| |введения |(стандартные), % |налоговых |

| |налога | |доходах, % |

| | |первоначал|1988 |1998 |1996 |

| | |ьные | | | |

|1 |2 |4 |5 |6 |7 |

|Австрия |1973 |8 |20 |20 |21,7 |

|Бельгия |1971 |18 |19 |21 |16,0 |

|Великобритания |1973 |10 |15 |17,5 |14,7 |

|Греция |1987 |18 |18 |18 |14,9 |

|Дания |1967 |10 |22 |25 |20,6 |

|Ирландия |1972 |16 |25 |21 |21,3 |

|Испания |1986 |12 |16 |16 |13,9 |

|Италия |1973 |12 |18 |19 |15,1 |

|Нидерланды |1969 |12 |20 |17,5 |15,7 |

|Турция |1985 |10 |15 |- |- |

|Франция |1968 |13,6 |18,6 |20,6 |19,9 |

|Германия |1968 |10 |14 |16 |16,9 |

|Швеция |1969 |18 |22 |25 |13,4 |

|Россия |1992 |28 |- |20 |29 |

Первоначальное введение низких ставок НДС во многом обусловлено тем,

что этим налогом облагаются все стадии производства и распределения товара,

вплоть до розничной торговли. Введение предельно высоких ставок налога

увеличивает цену товара и может значительно затруднить взаиморасчеты между

поставщиками и производителями, а в ряде случаев привести к росту

задолженности, замораживанию производства.

Во-вторых, широкая практика применения НДС показала, что бремя налога,

возлагаемое на потребителей, имеет выраженный регрессивный характер.

Потребители с более низкими доходами вынуждены выплачивать в форме НДС

большую их часть по отношению к более высокодоходным слоям населения.

Нейтрализация регрессивного характера НДС может быть осуществлена путем

применения дифференцированных ставок на различные группы товаров и услуг.

В-третьих, взимание НДС требует значительного увеличения налогового

персонала и налоговой инспекции, так как эта служба при введении НДС должна

охватить всю производственную и распределительную цепи, вплоть до конечного

потребителя (высокие административные издержки и сложность взимания в

первое время его введения до сих пор удерживают США от применения НДС).

Программа введения НДС в систему государственных налогов в большинстве

стран осуществлялась как длительный, многоэтапный процесс.

Значительный опыт применения НДС в мировой, а теперь уже и российской

налоговой практике позволяет говорить о его высокой фискальной

результативности: поступления от НДС в совокупный бюджет варьируются от 20-

22% (во Франции и Австрии) до 14-15% (в Канаде и Швеции). Посредством

применения НДС в значительной степени обеспечивается либерализация

подоходного обложения и гармонизация национальных налоговых систем на

региональном уровне (в странах ЕС). Такие возможности реализации

посредством применения НДС регулирующей и интегрирующей функций

обеспечивают ему характеристику перспективного вида налогообложения.

Определение значимости НДС как нового направления в системе мер

регулирования рыночной экономики связано именно с этими двумя особенностями

его применения: наличием высокого фискального потенциала и

многофункциональной направленностью налога.

3.3. Налоговый кодекс – новый этап в формировании налоговой системы

Российской Федерации

Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста, развития

предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в

нашу страну полномасштабных иностранных инвестиций является осуществление

налоговой реформы. Основы существующей в Российской Федерации налоговой

системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона «Об основах

налоговой системы в Российской Федерации» и соответствующих законов по

конкретным видам налогов. В условиях высокой инфляции и глубоких

структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая

система в целом выполняла свою роль, обеспечивая поступление в бюджеты всех

уровней необходимых финансовых ресурсов. Вместе с тем, по мере дальнейшего

углубления рыночных преобразований, присущие налоговой системе недостатки

становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в

экономике изменениям все более и более очевидным. Не случайно на протяжении

всех лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а

нередко и по несколько раз в год, вносились многочисленные поправки. Но они

решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основополагающих

моментов налоговой системы. В результате сложившаяся к концу 90-х годов в

Российской Федерации налоговая система во все большей степени из-за

несовершенства ее отдельных элементов становилась тормозом экономического

развития страны.

Огромная налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков,

наличие большого числа налоговых льгот, а также многочисленных лазеек для

сокрытия доходов и налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной

конкуренции законопослушных и закононепослушных налогоплательщиков, а также

способствовали развитию теневой экономики.

В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая

или так называемая общая часть Налогового кодекса Российской Федерации.

Этот документ регламентирует важнейшие положения налоговой системы России,

в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их

введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с

налогоплательщиками и их агентами.

Принятие первой части Налогового кодекса России явилось поистине

историческим моментом в развитии экономических реформ в нашей стране. С

введением этого законодательного документа был осуществлен первый этап

комплексного пересмотра всей системы налогообложения.

Второй частью Кодекса пока приняты семь глав, посвященные НДС,

акцизам, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу,

налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых и

налогу с продаж. После принятия остальных глав второй части Налогового

кодекса он станет единым, взаимосвязанным и комплексным документом,

учитывающим всю систему налоговых отношений в Российской Федерации.

Налоговый кодекс призван стать и непременно станет практически

единственным нормативным актом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная

со взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков и кончая порядком

расчета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов.

Изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом,

направлены на решение следующих важнейших задач:

1. Построение единой и понятной в границах Российской Федерации налоговой

системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее

элементов в рамках единого налогового правового пространства;

2. Возрастание справедливости налоговой системы за счет выравнивания

условий налогообложения для всех налогоплательщиков, отмены

неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на

хозяйственную деятельность налогов и сборов, исключения из самих

механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их

экономическое содержание;

3. Развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального,

региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и

гарантированными налоговыми источниками;

4. Создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей

сбалансированность общегосударственных и частных интересов,

содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты