Мировой опыт налогообложения и его значимость для России

подоходного налога, если плательщиком выступает физическое лицо, и по

основной ставке налога на прибыль корпораций, если плательщик – компания.

Налогом на наследство не облагаются первые 150 тыс. фунтов стерлингов

стоимости передаваемого имущества. Затем применяется ставка 40%. Действует

система налоговых льгот и скидок, которые могут составлять от 20 до 80%.

Важное место занимают взносы на нужды социального страхования,

расходуемые на выплату пенсий и пособий. Эти взносы уплачиваются по одному

из четырех классов. К первому (основному) относятся лица наемного труда и

их работодатели. Ко второму классу принадлежат так называемые «само

занятые» (т.е. лица, не состоящие в отношениях найма). По третьему классу

взносы добровольно перечисляются неработающими гражданами или гражданами,

которые не могут быть причислены к первым двум классам. Наконец, к

четвертому классу относятся лица, уплачивающие взносы по второму классу

(само занятые), если их доход превышает определенную сумму. Класс взносов

дает право на соответствующие выплаты.

Для лиц наемного труда и их работодателей размер взносов

дифференцирован. Зарабатывающие менее 54 фунтов стерлингов в неделю

полностью освобождены от уплаты взносов. Если же заработанный доход

превышает эту сумму, то размер взносов составляет 2% от первых 54 фунтов и

9% с оставшейся части, но не свыше 405 фунтов стерлингов в неделю. Взносы

по второму и третьему классам уплачиваются по твердым ставкам

соответственно в 5,35 и 5,25 фунтов в неделю. По четвертому классу взносы

уплачиваются по ставке в 6,3%.

Среди косвенных налогов второе место занимают акцизы. Подакцизными

товарами являются алкогольные напитки, горючее, табачные изделия,

транспортные средства. Акциз на спиртные напитки и горючее взимается в

твердых суммах с единицы товара (с литра). Акциз на табачные изделия

устанавливается в виде процентной надбавки к цене товара. Ставка акцизных

сборов колеблется в пределах от 10 до 30%.

К косвенным налогам относятся таможенные пошлины, гербовый сбор, налог

с игорного бизнеса, сборы с бегов (конные скачки, собачьи бега).

В целом во всех государствах, осуществлявших в 80-е и в начале 90-х

гг. перестройку своих фискальных систем, ключевым направлением налоговых

реформ стала либерализация подоходного налогообложения юридических и

физических лиц. Она развивалась в двух направлениях: 1) активизация

предпринимательской деятельности за счет снижения ставок корпоративного

налога и ориентация системы налоговых льгот на доходы, инвестируемые в

производство и научно-технические исследования; 2) снижение и новая

дифференциация налогов на трудовые доходы как источника роста

благосостояния населения и создание дополнительных стимулов активизации

трудовой деятельности.

В заключение приведем (табл. 6) ставки налога на доходы корпораций в

некоторых, не упомянутых западноевропейских странах:

Таблица 6

Ставки налога на доходы корпораций

|Страна |Стандартная|Дополнительные ставки |

| |ставка | |

|Бельгия |39% |28% (до 1 млн. б. фр.), 36% (1-3,6 млн.), |

| | |41% (3,6-13 млн.) |

|Греция |35% | |

|Дания |34% |16% - производственные и сбытовые ассоциации|

|Испания |35% |20% - кооперативы; 7% - бесприбыльные |

| | |организации; 35% - доходы нерезидентов от |

| | |капитала в Исп. |

|Португалия |36,5% |20% - предприятия-резеденты (не в торговле, |

| | |промышленности, или С/Х); 25% - |

| | |предпр.-нерезед. |

|Финляндия |28% | |

[сост. по 25, 203 - 221]

2.3. Местные налоги

Региональные налоги и местные налоги - преимущественно косвенные.

Местные органы управления имеют в виде основных собственных источников

доходов поимущественное и поземельное обложение, промысловые налоги.

Законодательство в области налогообложения, в том числе местных налогов,

сохраняет в своих руках государство.

При всей множественности налогообложения правительства развитых

государств стремятся к минимизации налогов или, точнее, к оптимизации их.

Таковы, по крайней мере, основные тенденции во второй половине 80-х -

начале 90-х годов.

Опыт западных государств вполне применим в современных условиях

России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к

конкретным особенностям экономики Российской Федерации.

В регулирование экономики активно вовлекаются местные органы

управления. Во второй половине 80-х годов в США был проведен опрос мэров

326 крупнейших городов. Среди наиважнейших проблем около 90% мэров выделили

экономическое развитие и обеспечение безопасности граждан. При этом каждый

четвертый мэр поставил проблему увеличения занятости на первое место по

значению и важности, а 70% назвали в качестве одной из трех первоочередных

задач.

Местные органы управления дополняют это косвенной помощью. Сюда

относятся скидки с продажной цены или арендной платы при покупке или найме

земельных участков и зданий, обеспечение займов, участие в гарантийных

фондах, создание промышленных зон. Территории и здания в промышленных зонах

зачастую предоставляются предприятиям на благоприятных финансовых условиях.

Нередко за муниципальный счет осуществляется строительство специальных

производственных помещений, позволяющих развить новые виды хозяйственной

деятельности. И конечно, к стимулирующим мерам относится постоянное или

временное освобождение от местных налогов.

Для оживления экономической деятельности используются такие формы

финансового воздействия, как субсидирование капитальных вложений в

промышленность, субсидирование цен в виде льготных тарифов на

электроэнергию и воду для отдельных районов, льготные условия кредитования

- займы под низкий процент, долгосрочные займы, дотации по кредитам.

В некоторых странах, например в Германии, во Франции, на территориях

ряда муниципалитетов введена специальная бюджетная надбавка за каждое вновь

созданное рабочее место наряду с применением налоговых льгот. Местные

органы управления несут немалую долю расходов по подготовке рабочей силы

для новых отраслей хозяйства. Кроме того, предприятия, самостоятельно

организующие подготовку и переподготовку своих рабочих, служащих и

специалистов, пользуются налоговыми льготами.

Во многих странах местные органы управления регулируют цены на

продукцию отраслей общественного пользования. Необходимость регулирования

цен даже при свободе рынка обусловливается потребностями общественного

производства, нуждающегося в данной продукции по умеренным тарифам.

Основной принцип регулирования заключается в ограничении нормы прибыли

предприятий отраслей общественного пользования до 5-7% на основной капитал.

В США, например, комиссии штатов могут вводить новые тарифы на подобную

продукцию, куда, в частности, входят вода, электроэнергия и прочие, если

норма прибыли компании превышает установленный уровень. Аналогичное

положение в Германии, Японии. Местные органы управления регулируют цены на

коммунальные услуги, устанавливая их предельный размер по отдельным

регионам.

Важное место в налоговой системе Франции занимают местные налоги.

Местные органы власти (коммуны, объединения коммун, департаменты и т.

д.) – важные субъекты экономической жизни. Общие затраты местных

административных органов в начале 90–х годов составляли более 10% валового

внутреннего продукта. Для сравнения заметим, что в 1970 г. эта величина

была в пределах 7,3%. Общая величина местных бюджетов доходит до 60%

государственного бюджета страны. Их динамика характеризуется быстрым

ростом. Из системы местных налогов следует выделить четыре основных:

. земельный налог на застроенные участки;

. земельный налог на незастроенные участки;

. налог на жилье;

. профессиональный налог.

Ставки этих налогов определяются местными органами власти

(генеральными советами, муниципальными советами) при определении бюджета на

будущий год. Причем ставки не могут превышать законодательно установленного

максимума.

Земельный налог на застроенные участки взимается с обустроенных

участков. Налог касается всей недвижимости – зданий, сооружений,

резервуаров, силосных башен и т. д., а также участков, предназначенных для

промышленного или коммерческого использования. Налогооблагаемая часть равна

половине кадастровой арендной стоимости участка.

От данного налога освобождаются государственная собственность; здания,

находящиеся за пределами городов и предназначенные для

сельскохозяйственного использования. Освобождены от этого налога физические

лица в возрасте старше 75 лет, а также лица, получающие специальные пособия

из общественных фондов или пособия по инвалидности.

Налог на незастроенные участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры,

болота, солончаки, участки под застройку и т. д. Кадастровый доход,

служащий базисом налога, установлен равным 80% кадастровой арендной

стоимости участка. От налога освобождены участки, находящиеся в

государственной собственности. Могут временно освобождаться от налога

искусственные лесонасаждения, участки, предназначенные под развитие

сельскохозяйственного производства.

Налог на жилье взимается как с собственников жилых домов, так и с

арендаторов. Малообеспеченные лица могут быть освобождены целиком или

частично от уплаты данного налога по месту их основного проживания.

Профессиональный налог вносится юридическими и физическими лицами,

постоянно осуществляющими профессиональную деятельность, не вознаграждаемую

заработной платой. Для расчета налога берется сумма двух элементов,

умножаемая на установленную местными органами власти налоговую ставку. Это:

. арендная стоимость недвижимости, которой располагает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты