Важной тенденцией развития налоговой политики является использование
налогов в качестве гаранта социальной защищенности наименее обеспеченных
слоев населения. Основными налоговыми инструментами должны стать налог на
оплату труда в виде взносов в ФСС, финансирующий сеть программ социальной
поддержки, и система налоговых льгот по подоходному налогу с физических
лиц. Наиболее важным направлением развития методики расчетов налоговой базы
и системы социальных льгот в рамках подоходного обложения должна стать
приоритетная поддержка института семьи в качестве основы социальной и
экономической структуры общества.
Рационально последовательное введение специальных акцизов на
загрязняющие окружающую среду энергоносители и социально опасные виды
товаров, расширение сферы действия и повышение ставок налогов на вредные
выбросы. Главная цель введения этой группы налогов не фискальная, а
регулирующая - они призваны обеспечить решение экологических и социальных
проблем экономическими методами.
Специфика природно-географических и социально-экономических факторов
национальной хозяйственной структуры при разработке модели налоговой
системы России требует учитывать:
. региональную дифференциацию производства, а также проблемы
изъятия и перераспределения природной и географической ренты;
. необходимость поддержания внутренних цен на топлив-но-
энергетические ресурсы, транспортных тарифов на относительно
низком по сравнению с мировым уровнем за счет льготных
налоговых ставок;
. необходимость формирования специальной системы налоговых
стимулов для производства и экспорта высокотехнологичной
отечественной продукции.
Развитие в современной рыночной экономике таких явлений, как
взаимозависимость национальных хозяйственных комплексов и
интернационализация научно-технического развития производства, стимулирует
процесс унификации налоговых ставок и гармонизации национальных налоговых
систем России и ее экономических партнеров, в первую очередь государств -
членов СНГ.
Взаимосвязанная и согласованная реализация данных направлений
обложения и составляет основу концептуального подхода в политике
государственного налогового регулирования российской экономики.
Весь мировой опыт регулирования рыночной экономики подтверждает, что
слаженно действующий фискальный механизм, учитывающий максимум особенностей
современного этапа развития общественного производства, создает атмосферу
экономической и социальной стабильности в обществе, укрепляет уверенность
правительства в том, что оно обладает материальной основой для выполнения
своих обязательств, а общества - в том, что ему обеспечены законность и
стабильное развитие.
Список использованной литературы
Литература на русском языке
1. Барулин С.В., Макрушин А. В. Налоговые льготы как элемент
налогообложения и инструмент налоговой политики // Финансы. – 2002. –
№2. – С. 39-42.
2. Бюджет страны – суть и содержание государственной политики // Финансы.
– 2001. – №5. – С. 7-18.
3. Вильчур Н.Р., Каретникова А.А. Налоговый Кодекс Российской Федерации с
постатейными материалами и комментариями. – М.: 2000. – 496 с.
4. Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. – М.: Мысль, 1991.
– 188 с.
5. Высоцкий М.А. Шведский опыт взимания НДС // Финансы. – 2001. – №10. –
С. 31-33.
6. Горский И.В. Налоги в экономической стратегии государства // Финансы.
– 2001. – №8. – С. 36-39.
7. Дернберг Р.Л. Международное налогообложение. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 375
с.
8. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учеб.
пособие – М.: ИНФРА-М, 1999. – 120 с.
9. ФЗ от 27 декабря 1991 г., «Об основах налоговой системы в Российской
Федерации»
10. ФЗ от 26 марта 1998 г. № 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» //
http://www.budgetrf.ru/Publications/1998/Adoption/Federal/Npd/Budgetlaw
s/Budget/42FZ26031998/42FZ26031998000.htm
11. ФЗ от 22 февраля 1999 г. № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год»
//
http://www.budgetrf.ru/Publications/1999/Adoption/Federal/Npd/Budgetlaw
s/Budget/36FZ22021999/36FZ22021999000.htm
12. ФЗ от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год»
//http://www.budgetrf.ru/Publications/2000/Adoption/Federal/Npd/Budgetl
aws/Budget/227FZ31121999/227FZ31121999_short00.htm
13. ФЗ от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год»
//
http://www.budgetrf.ru/Publications/2001/Adoption/Federal/Npd/Budgetlaw
s/Budget/150FZ27122000/150FZ27122000_short00.htm
14. ФЗ от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год»
//
http://www.budgetrf.ru/Publications/2002/Adoption/Federal/Npd/Budgetlaw
s/Budget/194fz30122001/194fz30122001000.htm
15. Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики: Учеб.
пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 215 с.
16. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой. –
М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001. –
432 с.
17. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой.
Налог на добавленную стоимость. Акцизы. Налог на доходы физических
лиц. Единый социальный налог (взнос). Книга 1 / Под ред. А.В.
Брызгалина и А.Н. Головкина. Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Аналитика-
Пресс, 2001. – 704 с.
18. Князев В.Г. Тенденции развития налоговых систем в зарубежных странах
// Налоговый вестник. – 1998. – №9. – С. 5-8.
19. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира: Справочник. – М.:
Фонд «Правовая культура», 1995. – 239 с.
20. Налоги: Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника. – 4-е изд., перераб. и
доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 544 с.
21. Налоговая система во Франции. 2-е изд. – Б.м.: Посольство Франции в
Москве, Мин-во Иностр. Дел и др.,1993. – 47 с.
22. Налоговая система России: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Д.Г.
Черника, А.З. Дадашева. – М.: АКДИ Экономика и жизнь, 1999. – 295 с.
23. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая. – Принят
Государственной Думой 16 июня 1998 г. (в ред. Федеральных Законов от
09.07.1999 № 154-ФЗ, от 02.01.2000 № 13-ФЗ). //
http://www.gsl.ru/offshore/base/Tax_Code_1.rtf
24. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. – Принят
Государственной Думой 19 июля 2000 г. (в ред. Федеральных Законов от
29.12.2000 № 166-ФЗ). //
http://www.gsl.ru/offshore/base/Tax_Code_2.rtf
25. Налогообложение в системе международных экономических отношений: Учеб.
пособие / В.А. Дадалко, Е.Е Румянцева, Н.Н. Демчук. – Мн.: Армита –
Маркетинг - Менеджмент, 2000. – 359 с.
26. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник
для вузов. Изд. 3-е перераб. и доп. – М.: МЦФЭР, 2001. – 448 с.
27. Пушкарева В.М. Либеральный поворот налоговой политики в России //
Финансы. – 2001. – №1. – С. 24-27.
28. Соколинский В.М., Костюк А.Н. Эволюция налоговой политики: опыт
Германии // Финансы. – 2001. – №5. – С. 60-62.
29. Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в
Мировой экономике / Под ред. С.Ф. Сутырина. – СПб.: Полиус, 1998. –
577 с.
30. Холева С.Н., Осетрова Н.И. О Налоговом кодексе // Налоговый вестник. –
1998. – №9. – С. 13-19.
31. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. –
383 с.
32. Черник Д.Г. Налоги Швеции // Финансы. – 2001. – №3. – С. 24-25.
33. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и
доп. – М.: ИНФА-М, 2001. – 576 с.
Литература на английском языке
34. Frenkel J., Razin A., Yuen C. Fiscal Policies and the World Economy.
3rd ed. – MIT Press, 1996. – 544 pp.
35. Gravelle J. The Economic Effects of Taxing Capital Income. – MIT
Press, 1994. –368 pp.
36. Jurinski J.J. Tax Reform: A Reference Handbook. – A B C-CLIO, Inc.,
2000. – 250 pp.
37. Kay J., King M. The British Tax System. 6th ed. – Oxford University
Press, Inc., 1996. – 280 pp.
38. Ricardo D. The Principles of Political Economy and Taxation. –
Prometheus Books, 1996. – 305 pp.
39. Sullivan M.A. Changing America's Tax System: A Guide to the Debate. –
Wiley, John & Sons, Inc., 1996. – 304 pp.
Приложение 1
Роль НДС в формировании доходов федерального и консолидированного бюджета
| |Показатели |
|Годы |Удельный вес |Удельный вес |Удельный вес |Удельный вес |
| |НДС в общей |НДС в общей |НДС в сумме |НДС в сумме |
| |сумме доходов |сумме доходов |налоговых |налоговых |
| |консолидированн|федерального |доходов |доходов |
| |ого бюджета |бюджета |консолидированн|федерального |
| | | |ого бюджета |бюджета |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|1992 |37,52 |50,00 |40,59 |55,58 |
|1993 |22,55 |43,02 |29,53 |47,40 |
|1994 |21,66 |29,71 |27,66 |44,08 |
|1995 |21,78 |31,21 |26,56 |41,47 |
|1996 |25,77 |36,11 |30,42 |46,55 |
|1997 |25,69 |37,48 |30,77 |49,01 |
|1998 |23,82 |34,62 |28,76 |43,8 |
|1999 |24,09 |36,11 |31,87 |44,5 |
|2000 |24,1 |38,01 |28,02 |42,2 |
|2001 |24,4 |38,8 |34,23 |48,4 |
|2002 | |36,4 | |44,8 |
[сост. по 33, 387; 10; 11; 12; 13; 14]
Приложение 2
Структура поступлений налоговых платежей в федеральный бюджет по видам
налогов за 1998 – 2001 гг.
1998 г.
[pic]
[сост. по 10]
1999 г.
[pic]
[сост. по 11]
2000 г.
[pic]
[сост. по 12]
2001 г.
[pic]
[сост. по 13]
-----------------------
[36, 130]
[14, 110]
продолжение таблицы 3
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20