Подоходный налог взимается с населения 44 штатов. Не введен он в
штатах Вайоминг, Невада, Техас, Флорида, Южная Дакота и округе Колумбия.
Одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся с
городами, является налог с продаж – косвенный налог на потребление, схожий
с налогом на добавленную стоимость. Обычно им не облагаются
продовольственные товары за исключением ресторанов. Налог с продаж
применяется также в 44 штатах США. Этот налог отсутствует, например, в
штатах Аляска, Дэлавер, Нью-Джерси. В остальных ставка колеблется,
поскольку устанавливается правительствами самих штатов. Наиболее низкая она
в Колорадо и Вайоминге – 3%, в Алабаме, Луизиане, Мичигане, Джорджии, Южной
Дакоте, Айове – 8%, Нью-Йорке – 8,25%.
В штате Иллинойс налог с продаж распределяется следующим образом: в
бюджет штата – 6%, в бюджет крупных городов, таких, как Чикаго, Спрингфельд
– 1% и оставшийся 1 % направляется на нужды департамента скоростного
транспорта (железные дороги).
Некоторые штаты, например Калифорния, взимают налог на деловую
активность. Он включает два элемента: налогообложение общего годового
оборота предприятия (обычно в пределах от 1 до 2,5%) и налог на фонд
заработной платы. В Калифорнии последний составляет 1,6%.
Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с
граждан, налоге с корпораций, налоге с продаж и налоге на деловую
активность. Некоторые штаты вводят поимущественные налоги, хотя в основном
это прерогатива местных органов власти.
Муниципалитеты США имеют свои налоговые источники. Главным из них
можно назвать налог на имущество. Например, в г. Нью-Йорке этот налог
обеспечивает до 40% собственных доходов бюджета. Он взимается с владельцев
примерно 900 тыс. зданий и сооружений. При этом коммерческая и иная
собственность облагается налогом по дифференцированным ставкам. Собственник
квартиры платит меньше, чем собственник сдаваемого в наем жилого дома или
собственник основных производственных фондов. Арендатор квартиры не платит
налог на имущество, хотя он, конечно, учитывается при назначении владельцем
арендной платы. Личное имущество для собственного потребления данным
налогом не облагается.
Обычно налогооблагаемое имущество можно классифицировать следующим
образом:
1. Земли, здания, сооружения, т.е. недвижимое имущество.
2. Материальное личное имущество:
а) используемое для извлечения дохода оборудование, в том числе
сельскохозяйственное, машины, товарно-материальные ценности, крупный
рогатый скот и т.д.;
б) товары длительного пользования.
3. Нематериальные активы: акции, другие ценные бумаги, денежная
наличность
Как правило, от налога освобождены:
. недвижимое имущество правительственных органов (от федерального
до местных);
. собственность благотворительных, религиозных и прочих
неприбыльных организаций, если она не используется в
коммерческих целях;
. в 36 штатах освобождены от налога нематериальные активы;
. в 4 штатах освобождено от налога личное имущество.
Например, в г. Уинтон штата Иллинойс налог на имущество установлен
6,75%. В облагаемую собственность входят земля и строения. База
налогообложения равна одной трети рыночной стоимости. Владелец получает
один раз в четыре года письмо с уточненной оценкой его собственности. Налог
поступает в бюджеты графства, города, школьных и парковых округов.
Местные налоги в США играют самостоятельную роль и в отличие от
России, Германии, ряда других стран служат основой доходной части местных
бюджетов. Тем не менее, без крупных правительственных субсидий города не
обходятся. Так, столица США г. Вашингтон, имеющий в качестве специального
округа Колумбия прерогативы штата, может покрывать свои расходы в сумме
более 3 млрд. долл. лишь на 84%. Остальные 16% составляет федеральная
субсидия. В Нью-Йорке субсидия равна 32% бюджета города.
Через субсидии, субвенции и дотации федеральное правительство может
активно влиять на социально-экономическое развитие городов.
Великобритания. На долю местных налогов, в основе которых лежит
обложение имущества, приходится около 10% налоговых доходов.
Из местных налогов основным является налог на имущество. Он взимается
с собственников или арендаторов недвижимого имущества. В это понятие входит
земля. К числу плательщиков данного налога относятся и лица, снимающие
жилье и выплачивающие квартирную плату. Оценка стоимости недвижимого
имущества обычно проводится раз в 10 лет. Она представляет собой
предполагаемую сумму годового дохода от сдачи данного имущества в аренду.
Ставка налогообложения устанавливается муниципалитетом с учетом потребности
в финансовых ресурсах, поэтому заметно колеблется по графствам и городам
Великобритании.
В апреле 1990 г. в Англии и Уэльсе (а годом раньше в Шотландии)
перешли к взиманию подушного налога, охватывающего практически всех
граждан, достигших возраста 18 лет. Он устанавливался в твердой сумме
самостоятельно местными органами власти и был напрямую связан с уровнем их
расходов. Однако опыт взимания подушного налога оказался неудачным, и в
апреле 1993 г. ему на смену пришел новый муниципальный налог. Он поставлен
в зависимость от рыночной стоимости имущества и числа взрослых членов
каждой семьи с предоставлением скидок для ряда категорий семей. Имущество
классифицируется по одной из восьми оценочных категорий и затем облагается
по дифференцированным ставкам налога.
Муниципалитет может устанавливать и другие налоги на местные нужды.
Перечень местных сборов в различных графствах весьма различен.
Глава III. Актуальные вопросы формирования современной Российской налоговой
системы
3.1. Концептуальный подход к созданию модели эффективной налоговой системы
в России
Процесс формирования современной российской государственной налоговой
политики в условиях рыночной экономики при несомненной взаимосвязи с
мировым опытом налоговых реформ последних двух десятилетий XX в. имеет и
более глубокие отечественные корни. Основы концептуального подхода
российской школы налогообложения заложены еще в дореволюционной России и не
потеряли своей актуальности в наши дни.
Наши великие российские ученые прошлого столетия прекрасно осознавали,
что российская налоговая система должна не только обеспечивать наполнение
бюджета, но и способствовать росту экономического потенциала страны и
стабилизации социальных отношений.
В перспективе требуется серьезная трансформация налоговой системы. Эти
изменения должны учесть основные тенденции развития мировой налоговой
политики, а также национальную специфику развития российской экономики,
причем не только в условиях современного кризиса, но и с учетом
стратегических целей социально-экономического развития России.
Один из основных принципов функционирования современных налоговых
систем и основных постулатов налоговых реформ в развитых странах второй
половины 80-х – начала 90-х гг. – обеспечение нейтральности налогообложения
предпринимателей (корпораций). Налоговая политика должна стремиться к
достижению простой и ясной цели: у производителей на равный доход должен
взиматься равный налог.
Следующей долгосрочной целью налоговой реформы в России должно стать
поощрение инвестиционной активности во всех сферах производственной, научно-
технической и коммерческой деятельности. Мировой опыт налоговых реформ
последнего десятилетия наглядно продемонстрировал, что именно политика
снижения ставок подоходного налога и объемов обложения корпораций, фирм и
предпринимателей, т.е. предоставления налогоплательщикам большей свободы в
распоряжении своими доходами, стало в последние годы важнейшим стимулом
инвестиционной активности в рыночной экономике.
Одно из фундаментальных положений современного рынка - это прибыли и
высокие доходы, которые в значительной мере отражают позитивный вклад
отдельных лиц и организаций в материальное благосостояние общества в
результате проявления ими большей инициативы, готовности взять на себя
больший риск и более удачных экономических решений. Этот факт требует
признания того, что тот, кто получает наиболее высокие доходы (юридическое
ли это лицо или физическое), должен иметь возможность оставлять себе
большую их часть и обладать свободой распоряжаться ими. Это поощряет
наиболее способных предпринимателей расширять сферу своей деятельности, не
опасаясь чрезмерного обложения высоких прибылей, а следовательно, поощряет
инвестирование прибылей в перспективные направления развития производства и
научно-технические исследования.
В целях рационального использования высоких доходов и регулирования
активности инвесторов необходимо также создать в рамках системы
корпоративного обложения гибкий механизм налоговых льгот, поощряющих
вложения в модернизацию производства, осуществление НИОКР, фундаментальные
исследования, во все сферы деятельности, связанные с развитием научно-
технического потенциала.
Важным направлением поощрения инвестиционной активности в обществе
является смещение акцента с обложения доходов предприятий на доходы
физических лиц как в сфере прямого, так и косвенного налогообложения. Для
России и других стран с переходной экономикой такое определение одной из
главных целей налоговой политики не согласуется с традиционными подходами.
В социалистических странах незначительное число предприятий обеспечивало
непропорционально высокую долю налоговых поступлений. С уменьшением роли
крупных предприятий и ростом денежных доходов частных лиц, а также
увеличением числа малых и средних фирм положение начинает меняться. Но и
сегодня в России свыше 18% налоговых поступлений обеспечиваются за счет
налога на прибыль. Так, в странах с развитой рыночной экономикой его доля
составляет 8-9%, а налогов на доходы предприятий - в среднем одну пятую
часть налогов на личные доходы.
Разумеется, коренная перестройка структуры налогообложения неизбежно
потребует времени. Преобразование связано с процессом роста доходов
основной части населения, формированием так называемого среднего класса,
снижением расслоения в обществе, однако, как показывает мировой опыт
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20