душу истинного познания, с другой стороны как принцип, вносящий в
содержание науки внутреннюю связь и необходимость.
Гегель дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших философских
категорий и сформулировал 3 основных закона:
1. переход количественных изменений в качественные
2. взаимопроникновение противоположностей
3. отрицание отрицания
Гегель разработал диалектический метод в который он включил принципы
анализа действительности:
* восхождение от абстрактного к действительности
* соответствие исторического и логического
* принцип всесторонности
Диалектический метод направлен на бесконечность познания, но если
субъективной основой метода является абсолютный дух, а цель его -
самопознание, то познание как таковое ограничено. В этом суть противоречия
между системой и методом Гегеля. Есть противоречие между конечным и
бесконечным. Это противоречие не может быть источником развития.
28.Антропологический материализм Л. Фейербаха и проблемы гуманизма.
Фейербах принадлежит к немецкой классической философии. Его философия
являлась реакцией на идеализм. Сначала он примыкал к младогегельцам, затем
отошел от них и выпустил работу "Критики философии Гегеля". В ней он
подверг анализу и критике христианскую теологию. Здесь обосновал принципы
материалистического мировоззрения.
Идеализм по его мнению представляет собой рациональную религию. А
подлинная философия и религия по существу своему противоположны друг другу.
Религия как и ее основа представляют собой невежество человека, его
неспособность вдуматься в природу. Бог - абстрактное, отвлеченное,
нечувственное существо, он представляет собой сущность разума. Бог
объективирует себя, как божественное существо. Таким же способом действует
идеализм, который отчуждает человеческую сущность и т.о. предписывает духу,
идее, понятиям - всемогущество равное божеству.
Развивая дальше свои идеи Фейербах предлагает человеку освободиться от
предрассудков, в том числе от религиозных, осознать себя частью и творением
природы. На место любви к богу он предлагает поставить любовь к человеку.
На место веры в бога - веру в самого себя, в свою собственную силу, ибо
единственным богом для человека является человек. Этот вывод Фейербах
положил в основу новой философии, которая по его мнению превращает
человека, включая и природу как его базис единственный, универсальный и
высший предел философии. Тем самым Фейербах превратил антропологию и
физиологию в универсальную науку. Таким путем он сформулировал задачу
создания философской антропологии, основа которой выражалась словами:
природа и человек. Подчеркивая единство природы и человека Фейербах их не
отождествлял как это делали аргоницисты. Разум, любовь, сила воли - это
человеческое совершенство. И Фейербах делает вывод: человек существует для
того, чтобы познавать, любить и хотеть. Ничего подобного нет ни в природе,
ни в животном мире.
Человеческая сущность заключается в общении, в единстве и
взаимопонимании человека человеком. В единстве, опирающемся на реальность
различия между "я" и "ты".
Уединенность по нему, есть конечность и ограниченность, общение - есть
свобода и бесконечность.
Фейербах стремиться возродить в человеке чувство самоутверждения и
достоинства, и сделать это можно на основе материального мировоззрения.
Фейербах не использует в своих трудах термин материя. Это вызвано не
тем, что он склонен был отрицать материальность мира, а тем, что в тот
период к этому понятию сложилось отрицательное отношение. Заменив понятие
материя, понятием природа, он характеризует ее как вечное независимое ни от
бога, ни от философии людей.
Безусловно уделяя большое внимание природе Фейербах примыкал к
натуралистическому направлению философии, но его натурализм носит
антропологический характер. В решении конкретных проблем теории познания он
стоит на позициях сенсуализма.
Исходным в познании он считает ощущения, источник ощущений находится в
реальном мире. Мыслить - это читать показания чувств.
Фейербах выступил против разграничения мира явлений и мира вещей в
себе. Истина по его мнению достигается путем согласия большинства людей.
Отделив субъекта от религии Фейербах наделил его атеистическим
мировоззрением и он считал, что философское мировоззрение атеистично.
Он создал предпосылки для завершающего этапа немецкой классической
философии, материализма Маркса и Энгельса.
29.Марксистская философия: основные источники, этапы. Реалистическое и
идеальное в социально-философской доктрине К.Маркса и Ф.Энгельса.
Проблемы теории познания.
Марксистская философия вышла на арену общественной жизни в 40-х годах
19 века. К 70-м годам 19 века она стала идейно-политическим течением
Европы. Предпосылками распространения марксизма были:
* общественно политические процессы и выдвижение на арену политической
борьбы пролетариата
* социально-экономические процессы способствовали и обеспечивали не
только развитие, но и проникновение во все сферы жизнедеятельности людей
капитализма
* предшествующий этап развития социально-политических взглядов
Самое главное, первое значение марксизма было связано с деятельностью
масс (пролетариата) интересы, которых эта философия с самого начала
защищала.
Маркс рассматривал идеализм Гегеля как сферу идеального, он признавал,
что эта сфера объективна и на основе этого он строил модель абстрактного
мышления и использовал гегелевскую диалектику.
Фейербах, поставив в центр мира чувствующего человека в отличии от
Гегеля сконцентрировал внимание не на тонкостях научного знания, а на
вопросе правомерности религии: тайну христианства он видел в
объективировании человеком своих собственных сил и придания им
потустороннего, отчужденного от него характера. Выяснение Фейербахом
антропологического содержания христианской религии имело положительное
значение для развития Марксом и Энгельсом диалектического материализма,
основанного на конкретно общественной природе человека и его практике. В
связи с этим выделялась революционная практика как фундамент и критерий
истины.
Т.о. концепция Маркса и Энгельса продолжала воззрения Гегеля и
Фейербаха. В отличии от Фейербаха Маркс понимает философию как науку и
строит ее строго в соответствии с научным методом. Метод этот был
разработан Гегелем. Маркс подчеркивал, что на стадии выработки научных
воззрений осуществляется переход от чувственно-конкретного к абстрактному.
На стадии собственного научного изложения происходит восхождение от
абстрактного к конкретному. Для Маркса идеальное есть материальное,
переосмысленное в человеческой голове и преобразованная в ней в понятия.
Понятие в форме мысли идеальное, но чтобы получить любое понятие необходимо
сослаться на практику. Но в связи с тем, что человеческая практика
многообразна, необходимо было выбрать одну неизменную категорию. И этой
категорией является труд как таковой.
Исходя из этой категории, Маркс построил политико-экономическую теорию
товарного производства и, исследуя этот процесс, он создал теорию
общественного развития и общественных отношений. Воззрения Маркса по поводу
природы, идеального существенным образом отличаются от представителей
немецкой классической философии как Кант, Гегель.
В связи с тем, что на практике нет прямых аналогий и прямых аналогов,
идеальных конструктов, поэтому Маркс идеальное сосредоточил в человеке, в
его природе. Отсюда он рассматривает практику как критерий истины и он
делает вывод если те или иные воззрения не согласуются с практикой, то тем
самым их правомерность, т.е. истинность ставится под сомнение.
Вопрос о практике как критерии истины считается самой глубокой и
научно-обоснованной проработкой диалектического материализма.
Диалектика Маркса и Энгельса исходит из диалектики Гегеля, но она
освобождена от абсолютного духа и от абсолютного понятия, в ней, по мнению
Маркса, гениально угадана Гегелевская диалектика вещей, но она стоит на
голове и ее необходимо поставить на ноги.
Прежде всего, диалектическая зависимость и диалектические отношения
имеют место в реальной действительности. Гегелевская идея - это
самостоятельный субъект действительности, лишь ее внешнее проявление.
Идеальное как материальное пересаженное в человеческую голову и
преобразованная в ней, предполагает наличие и подведение под нее
материальной диалектики, или диалектики вещей и процессов. Это до Маркса
сделал Фейербах.
В книге "Диалектика природы" и в работе "Антидюринг" Энгельс
материалистически истолковал законы и категории диалектики. За основу взял
категориальную систему Гегеля. Энгельс указал на аналогию социальных и
природных процессов, ибо все законы диалектики (переход количества в
качество, борьба противоположностей и т.д.) имеют место, как в природе, так
и в обществе.
Энгельс определяет диалектику как науку о наиболее общих законах развития
природы, общества и мышления.
Маркс использует материалистическую диалектику, особое внимание уделяет
социальному миру. До него фактически мир представляли как
противопоставление духовного мира субъекта и природы. Неприродное
воспринималось как субъективно-духовное. Маркс обнаружил третий мир -
общественный мир, который существует через иное, через природное. Свою
концепцию он построил на примере товара, который имеет потребительскую (это
природная сторона объекта) и меновую (социальная сторона объекта,
обозначаемая через потребности людей или потребительскую стоимость)
стоимости. Диалектический материализм Маркса и Энгельса использовал Ленин
для разработки теории революционной деятельности.
Марксисты блестяще освоили критику пороков капиталистического общества,
что и послужило основой разработки теории отчуждения труда. Согласно этой
концепции, тот кто трудиться овеществляет свою деятельность, если
результаты труда одного человека присваиваются кем-то не в соответствии с
его индивидуальным трудовым вкладом, то можно утверждать, что произошло
отчуждение труда. Иначе говоря, часть труда, которая достается не
производственному производителю, а кому-то еще считается, что кто-то
(капиталист) использует чужой труд, отчужденный от непосредственного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56