Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

душу истинного познания, с другой стороны как принцип, вносящий в

содержание науки внутреннюю связь и необходимость.

Гегель дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших философских

категорий и сформулировал 3 основных закона:

1. переход количественных изменений в качественные

2. взаимопроникновение противоположностей

3. отрицание отрицания

Гегель разработал диалектический метод в который он включил принципы

анализа действительности:

* восхождение от абстрактного к действительности

* соответствие исторического и логического

* принцип всесторонности

Диалектический метод направлен на бесконечность познания, но если

субъективной основой метода является абсолютный дух, а цель его -

самопознание, то познание как таковое ограничено. В этом суть противоречия

между системой и методом Гегеля. Есть противоречие между конечным и

бесконечным. Это противоречие не может быть источником развития.

28.Антропологический материализм Л. Фейербаха и проблемы гуманизма.

Фейербах принадлежит к немецкой классической философии. Его философия

являлась реакцией на идеализм. Сначала он примыкал к младогегельцам, затем

отошел от них и выпустил работу "Критики философии Гегеля". В ней он

подверг анализу и критике христианскую теологию. Здесь обосновал принципы

материалистического мировоззрения.

Идеализм по его мнению представляет собой рациональную религию. А

подлинная философия и религия по существу своему противоположны друг другу.

Религия как и ее основа представляют собой невежество человека, его

неспособность вдуматься в природу. Бог - абстрактное, отвлеченное,

нечувственное существо, он представляет собой сущность разума. Бог

объективирует себя, как божественное существо. Таким же способом действует

идеализм, который отчуждает человеческую сущность и т.о. предписывает духу,

идее, понятиям - всемогущество равное божеству.

Развивая дальше свои идеи Фейербах предлагает человеку освободиться от

предрассудков, в том числе от религиозных, осознать себя частью и творением

природы. На место любви к богу он предлагает поставить любовь к человеку.

На место веры в бога - веру в самого себя, в свою собственную силу, ибо

единственным богом для человека является человек. Этот вывод Фейербах

положил в основу новой философии, которая по его мнению превращает

человека, включая и природу как его базис единственный, универсальный и

высший предел философии. Тем самым Фейербах превратил антропологию и

физиологию в универсальную науку. Таким путем он сформулировал задачу

создания философской антропологии, основа которой выражалась словами:

природа и человек. Подчеркивая единство природы и человека Фейербах их не

отождествлял как это делали аргоницисты. Разум, любовь, сила воли - это

человеческое совершенство. И Фейербах делает вывод: человек существует для

того, чтобы познавать, любить и хотеть. Ничего подобного нет ни в природе,

ни в животном мире.

Человеческая сущность заключается в общении, в единстве и

взаимопонимании человека человеком. В единстве, опирающемся на реальность

различия между "я" и "ты".

Уединенность по нему, есть конечность и ограниченность, общение - есть

свобода и бесконечность.

Фейербах стремиться возродить в человеке чувство самоутверждения и

достоинства, и сделать это можно на основе материального мировоззрения.

Фейербах не использует в своих трудах термин материя. Это вызвано не

тем, что он склонен был отрицать материальность мира, а тем, что в тот

период к этому понятию сложилось отрицательное отношение. Заменив понятие

материя, понятием природа, он характеризует ее как вечное независимое ни от

бога, ни от философии людей.

Безусловно уделяя большое внимание природе Фейербах примыкал к

натуралистическому направлению философии, но его натурализм носит

антропологический характер. В решении конкретных проблем теории познания он

стоит на позициях сенсуализма.

Исходным в познании он считает ощущения, источник ощущений находится в

реальном мире. Мыслить - это читать показания чувств.

Фейербах выступил против разграничения мира явлений и мира вещей в

себе. Истина по его мнению достигается путем согласия большинства людей.

Отделив субъекта от религии Фейербах наделил его атеистическим

мировоззрением и он считал, что философское мировоззрение атеистично.

Он создал предпосылки для завершающего этапа немецкой классической

философии, материализма Маркса и Энгельса.

29.Марксистская философия: основные источники, этапы. Реалистическое и

идеальное в социально-философской доктрине К.Маркса и Ф.Энгельса.

Проблемы теории познания.

Марксистская философия вышла на арену общественной жизни в 40-х годах

19 века. К 70-м годам 19 века она стала идейно-политическим течением

Европы. Предпосылками распространения марксизма были:

* общественно политические процессы и выдвижение на арену политической

борьбы пролетариата

* социально-экономические процессы способствовали и обеспечивали не

только развитие, но и проникновение во все сферы жизнедеятельности людей

капитализма

* предшествующий этап развития социально-политических взглядов

Самое главное, первое значение марксизма было связано с деятельностью

масс (пролетариата) интересы, которых эта философия с самого начала

защищала.

Маркс рассматривал идеализм Гегеля как сферу идеального, он признавал,

что эта сфера объективна и на основе этого он строил модель абстрактного

мышления и использовал гегелевскую диалектику.

Фейербах, поставив в центр мира чувствующего человека в отличии от

Гегеля сконцентрировал внимание не на тонкостях научного знания, а на

вопросе правомерности религии: тайну христианства он видел в

объективировании человеком своих собственных сил и придания им

потустороннего, отчужденного от него характера. Выяснение Фейербахом

антропологического содержания христианской религии имело положительное

значение для развития Марксом и Энгельсом диалектического материализма,

основанного на конкретно общественной природе человека и его практике. В

связи с этим выделялась революционная практика как фундамент и критерий

истины.

Т.о. концепция Маркса и Энгельса продолжала воззрения Гегеля и

Фейербаха. В отличии от Фейербаха Маркс понимает философию как науку и

строит ее строго в соответствии с научным методом. Метод этот был

разработан Гегелем. Маркс подчеркивал, что на стадии выработки научных

воззрений осуществляется переход от чувственно-конкретного к абстрактному.

На стадии собственного научного изложения происходит восхождение от

абстрактного к конкретному. Для Маркса идеальное есть материальное,

переосмысленное в человеческой голове и преобразованная в ней в понятия.

Понятие в форме мысли идеальное, но чтобы получить любое понятие необходимо

сослаться на практику. Но в связи с тем, что человеческая практика

многообразна, необходимо было выбрать одну неизменную категорию. И этой

категорией является труд как таковой.

Исходя из этой категории, Маркс построил политико-экономическую теорию

товарного производства и, исследуя этот процесс, он создал теорию

общественного развития и общественных отношений. Воззрения Маркса по поводу

природы, идеального существенным образом отличаются от представителей

немецкой классической философии как Кант, Гегель.

В связи с тем, что на практике нет прямых аналогий и прямых аналогов,

идеальных конструктов, поэтому Маркс идеальное сосредоточил в человеке, в

его природе. Отсюда он рассматривает практику как критерий истины и он

делает вывод если те или иные воззрения не согласуются с практикой, то тем

самым их правомерность, т.е. истинность ставится под сомнение.

Вопрос о практике как критерии истины считается самой глубокой и

научно-обоснованной проработкой диалектического материализма.

Диалектика Маркса и Энгельса исходит из диалектики Гегеля, но она

освобождена от абсолютного духа и от абсолютного понятия, в ней, по мнению

Маркса, гениально угадана Гегелевская диалектика вещей, но она стоит на

голове и ее необходимо поставить на ноги.

Прежде всего, диалектическая зависимость и диалектические отношения

имеют место в реальной действительности. Гегелевская идея - это

самостоятельный субъект действительности, лишь ее внешнее проявление.

Идеальное как материальное пересаженное в человеческую голову и

преобразованная в ней, предполагает наличие и подведение под нее

материальной диалектики, или диалектики вещей и процессов. Это до Маркса

сделал Фейербах.

В книге "Диалектика природы" и в работе "Антидюринг" Энгельс

материалистически истолковал законы и категории диалектики. За основу взял

категориальную систему Гегеля. Энгельс указал на аналогию социальных и

природных процессов, ибо все законы диалектики (переход количества в

качество, борьба противоположностей и т.д.) имеют место, как в природе, так

и в обществе.

Энгельс определяет диалектику как науку о наиболее общих законах развития

природы, общества и мышления.

Маркс использует материалистическую диалектику, особое внимание уделяет

социальному миру. До него фактически мир представляли как

противопоставление духовного мира субъекта и природы. Неприродное

воспринималось как субъективно-духовное. Маркс обнаружил третий мир -

общественный мир, который существует через иное, через природное. Свою

концепцию он построил на примере товара, который имеет потребительскую (это

природная сторона объекта) и меновую (социальная сторона объекта,

обозначаемая через потребности людей или потребительскую стоимость)

стоимости. Диалектический материализм Маркса и Энгельса использовал Ленин

для разработки теории революционной деятельности.

Марксисты блестяще освоили критику пороков капиталистического общества,

что и послужило основой разработки теории отчуждения труда. Согласно этой

концепции, тот кто трудиться овеществляет свою деятельность, если

результаты труда одного человека присваиваются кем-то не в соответствии с

его индивидуальным трудовым вкладом, то можно утверждать, что произошло

отчуждение труда. Иначе говоря, часть труда, которая достается не

производственному производителю, а кому-то еще считается, что кто-то

(капиталист) использует чужой труд, отчужденный от непосредственного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты