Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

другим общностям.

Социальные институты регламентируют и контролируют связь внутри и

между социальными группами. Содержание социальных институтов, их набор,

система социальных регуляторов определяют общественный строй. Таким

образом, развитие общества идет через развитие социальных институтов,

возникают новые, совершенствуются старые. Идет переориентация или

институализация социальных связей. Главное для чего создаются и существуют

социальные общности - это потребность в солидарности и взаимодействии

(ситуативно обусловленная общность).

Не менее значительное место в социальной структуре занимает этнос, как

естественное социально-биологическое явление - это особый исторически

возникающий вид социальной группировки людей, представленный племенем,

народностью, нацией. Сегодня на Земле насчитывается 2500 этносов. Среди

ученых, занимающихся проблемами этноса, ведущее место принадлежит Бромлею и

Гумилеву. Гумилев разработал своеобразную концепцию и определил этнос как

биолого-географическую общность, которая возникла в результате действий

особых людей - пассионариев, происхождение которых обусловлено действием

космических лучей. Ряд ученых за основу происхождения этноса берут идею

пришельцев из космоса. Марксизм исходит из того, что в основе этноса лежит

материально-производственный фактор, который реализуется в форме

материально-технического механизма приведшего к созданию наций. Основными

чертами нации являются:

Объективные черты: территория, которая включает среду хозяйствования,

быт людей, характер и образ жизнедеятельности с появлением государства и

государственной территории.

Субъективные черты: общий язык, общность психологического склада,

самосознание нации, особенности трудовой деятельности.

Нация существует когда:

– объединяются глубинно-сущностный и эмпирическо-этнический уровни;

– когда объективно взаимосвязаны всеобщие черты и мера осознанности,

принадлежности к нации каждым ее представителем;

– когда объективная общность классового положения в общности

идеологического и психологического облика представителя данного класса.

Этнос - это определенная культурная целостность, ей присуща этнитеза

(мы и другие). В общественной жизни встречаются разные этнические

образования: метоэтносы - группы людей, имеющие общие черты культуры

(африканский народ); субэтносы - определенные части какого-либо народа

(сибиряки) - это следствие обособления территории. Этнос - это социально-

биологическая категория, важнейший признак которого выражен понятием

генофонд. Бердяев генофондом этноса считал "единство исторической судьбы",

осознание этого единства, которое и представляет суть национального

сознания.

Геллянер в работе "Нация и национальность" определяет характерную

черту этноса, как врожденное свойство человека, т.е. его убежденность. Это

свидетельствует о том, что взгляд на понятие нация в социальной философии

неоднозначен. Существует ряд концепций:

Кон, Герхард, Стенхард считают, что нация - это всего лишь единство

национальной идеи.

Пейдж, Маккайвер утверждают, что нация - это национальный характер.

Эмерсон, поддерживая Геллянера, Бердяева, считает, что с одной стороны

- это общая судьба людей, с другой - это убежденность человека в

принадлежности к конкретной социальной группе.

Кординер, Бонер и Макдауэл утверждают, что деление людей на нации

лишено объективной значимости.

Сейвелл - в физическом мире наций не существует, поэтому эта категория

вымышленная.

Национальность - это этническая категория, которая характеризует

определенную социальную общность. Наций нет без национальности, но

национальность сама по себе не означает принадлежность к одноименной нации(

метис, мулат).

Идея национального самосознания возникла в 19 веке в Европе. Введенное

понятие символизировало с одной стороны, уничтожение феодальной

раздробленности и становление наций и национальных государств, с другой

стороны фиксировало новые экономические отношения и единство экономической

жизни.

"Декларация прав народов России", принятая в ноябре 1917 года,

провозглашала:

равенство и суверенность народов;

право на свободное самоопределение;

отмену всех национальных и национально-религиозных привилегий;

свободное развитие национальных меньшинств.

Фактически эта декларация была официальным документом по национальной

унификации. В связи с этим не обращалось внимание ан межнациональные

отношения, а также разработку теории взаимодействия этносов на уровне

"культуры вины" и "культуры стыда". Носителями "культуры вины" считаются

этносы европейского культурного круга, вина, как внутренняя правота.

"Культура стыда" относится к восточному культурному кругу, стыд - это

озабоченность оценкой достоинств личности и, в связи с этим, сокрытие

слабостей этноса. "Культура вины" ориентирована ан собственную общность.

Стыд существует между своими, поэтому культурные феномены достоинства,

бесчестия соотносятся с внешними формами контроля (осуждение, похвала,

наказание). "Культура стыда" наиболее устойчива, особенно это проявляется

сегодня под влиянием исламского фактора. Этническое самосознание сегодня

развивается по схеме: прошлое, как идеал будущего. Это накладывает

отпечаток на этнопроцессы, происходящие во всем мире. Сегодня за пределами

своих этнических территорий проживает 54 млн. человек. Структура

межнациональных отношений пересматривается по факту. Тем не менее, во всем

мире существует два типа политического устройства национальных сообществ:

федерация и конфедерация. Федерация имеет свою территорию, конституцию,

права и полномочия заложены в единой общесоюзной конституции. Наряду с

союзным гражданством, может быть гражданство субъектов федерации.

Конфедерация - союз независимых государств, объединяющихся для координации

в области экономических, внешнеполитических и военных отношений. В

конфедерации нет единой территории и единого гражданства. Есть права

нулификации, т.е., когда личные права не распространяются на другой

территории. Ученые сегодня считают, что самым серьезным фактором, влияющий

на национальные отношения, является ислам, который делит на "своих" и

"чужих" и поощряет национальные конфликты. Следствием этого является

депортирование народов и беженцы. Конвенция о статусе беженцев, принятая

международным сообществом в 1951 году, не ратифицирована странами СНГ.

Документы ООН в странах СНГ не действуют.

62.Социальное развитие: понятие, типы. Социальная мобильность и

общественный прогресс. Проблемы исторического сознания.

РАЗВИТИЕ—процесс движения от низшего (простого) к высшему (сложному),.

гл. характерной чертой к-рого является исчезновение старого и возникновение

нового (Новое и старое). Р. неорганических систем, живого мира,

человеческого об-ва, познания подчиняется общим законам диалектики. Для Р.

характерна спиралевидная форма. Всякий отдельный процесс Р. имеет начало и

конец. Причем уже вначале в тенденции содержится конец Р., а завершение

данного цикла Р. кладет начало новому циклу, в к-ром неизбежно повторяются

некоторые особенности первого. Р.—имманентный процесс: переход от низшего к

высшему возникает потому, что в низшем в скрытом виде содержатся тенденции,

ведущие к высшему, а высшее есть развитое низшее. При этом только на

достаточно высокой ступени Р. полностью выявляются и впервые становятся

понятными намеки на высшее, содержащееся в низшем. Напр., сознание есть

результат Р. материи, и лишь с этой т. зр. можно раскрыть лежащее в

фундаменте материи общее свойство отражения. Воспроизведение Р. в

теоретической форме возможно только при помощи методов и приемов

диалектической логики (см. напр., историческое и логическое).

Диалектическое противоречие в мысли - это взаимодействие

противоположных позиций, точек зрения, взглядов, понятий. В науке - это

антиномии, в жизни - конфликт. В социальной философии существует два

основных подхода к социальному развитию:

эволюционистский;

стабилизационный принцип, открытый Парсонсом - гармоническое развитие

через интеграцию;

отсутствие сбалансированности интересов и цели, которая предполагает

развитие через социальную борьбу;

принцип, открытый Гоббсом - "война всех против всех" как естественное

состояние человечества, не имеющего гражданского общества.

Теорию экономической детерминированности социальных отношений,

классовой предопределенности общественного сознания, открытую К. Марксом,

некоторые рассматривают в качестве третьего подхода к социальному развитию.

Сегодня большое место в разработке теории диалектического закона

единства и борьбы противоположностей имеет теория конфликта. Серьезный

вклад в ее разработку внес Милле, который исследовал властвующие элиты в

современном западном обществе. Представляя общество в виде социально-

политической и экономической структуры, он доказал, что реальное влияние на

них оказывают небольшие группы политических деятелей, бизнесменов и

военных. Он считает, что лоббирование, насилие, нажим создают почву для

войны всех против всех.

Козер считает потенциальной основой борьбы за власть конфликт, т.к.

идет перераспределение доходов и осуществляется монополия на духовное

лидерство. Это имманентное качество любого общества. Для стабильности и

устойчивости общества необходим баланс конфликтов.

Дариндорф утверждает, что в каждом обществе есть свои осевые линии

социальных конфликтов - это есть механизм давления одних социальных групп

на другие.

Конфликт - это оборотная сторона интеграции, поэтому он как и

интеграция неизбежен. Снять конфликт невозможно, его надо направить в

другое русло с помощью открытости и формализации. Перечисленные концепции

ученых сегодня лежат в основе преодоления социальных противоречий.

Преодоление конфликта - это и есть гармония.

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ (лат.— движение вперед,

возвращение) — противоположные формы развития об-ва в целом или отдельных

его сторон, означающие соответственно либо поступательное развитие об-ва по

восходящей линии, его расцвет, либо возврат к старым, изжившим себя формам,

застой и деградацию. Критерием общественного П. служит прежде всего степень

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты