Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

от ее первоначального плана и до последних штрихов в лаборатории.

Соответственно, не может быть и "чистого языка наблюдений", так как все

языки "пронизаны теориями", а голые факты, взятые вне и помимо

концептуальных рамок, не являются основой теории.

Специфику ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ научного познания определяет

преобладание рационального момента - понятий, теорий, за-конов и других

форм и "мыслительных операций". Живое созерцание здесь не устраняется, а

становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса.

Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их

универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью

рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка включает

в себя систему абстракций "высшего порядка", таких, как понятия,

умозаключения, законы, категории, принципы и др.

На основе эмпирических данных исследуемые объекты мысленно объединяются,

постигается их сущность, "внутреннее движение", законы их существования,

составляющие основное содержание теорий - "квинтэссенции" знания на данном

уровне.

Важнейшая задача теоретического познания - достижение объективной истины

во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко

используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование -

отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация - процесс

создания чисто мысленных предметов ("точка", "идеальный газ" и др.), синтез

- объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция

- движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к

конкретному и др. Присутствие в познании идеализаций служит показателем

развитости теоретического знания как набора определенных идеальных моделей.

Характерной чертой теоретического познания является его направленность

на себя, ВНУТРИНАУЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ, т.е. исследование самого процесса

познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т.д. На основе

теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание,

научное предвидение будущего.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ ПОЗНАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ, граница

между ними условна и подвижна. В определенных точках развития науки

эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо

абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.

ЭМПИРИЗМ сводит научное познание как целое к эмпирическому его уровню,

принижая или вовсе отвергая теоретическое познание. "СХОЛАСТИЧЕСКОЕ

ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ" игнорирует значение эмпирических данных, отвергает

необходимость всестороннего анализа фактов как источника и основы

теоретических построений, отрывается от реальной жизни. Его продуктом

являются иллюзорно-утопические, догматические построения, такие, например,

как концепция о "введении коммунизма в 1980 г." или "теория" развитого

социализма.

Рассматривая теоретическое познание как высшее и наиболее развитое,

следует прежде всего определить его структурные компоненты. К основным из

них относятся: проблема, гипотеза и теория ("узловые моменты" построения и

развития знания на его теоретическом уровне).

ПРОБЛЕМА - форма знания, содержанием которой является то, что еще не

познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о

незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не

есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента

(этапа движения познания) - ее постановку и решение. Правильное выведение

проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно

поставить проблему - необходимая предпосылка ее успешного решения.

Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем),

например, проблема создания вечного двигателя. Решение какой-либо

конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе

которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются новые проблемы, те

или иные концептуальные идеи, в т.ч. и гипотезы.

ГИПОТЕЗА - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на

основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в

доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный

характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых

гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются,

уточняются и конкретизируются, превращаются в заблуждения, если проверка

дает отрицательный результат.

Стадию гипотезы прошли и открытый Д. И. Менделеевым периодический закон,

и теория Ч. Дарвина, и т.д. Решающей проверкой истинности гипотезы является

практика (логический критерий истины играет при этом вспомогательную роль).

Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин,

становится научной теорией.

ТЕОРИЯ - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное

отображение закономерных и существенных связей определенной области

действительности. Примерами этой формы знания являются классическая

механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности

Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.

В практике научные знания успешно реализуются лишь в том случае, когда

люди убеждены в их истинности. Без превращения идеи в личное убеждение,

веру человека невозможна успешная практическая реализация теоретических

идей.

Методология научного познания.

МЕТОД (от греч. методос) в самом широком смысле слова - "путь к чему-

либо", способ социальной деятельности в любой ее форме, а не только в

познавательной. Понятие "методология" имеет два основных значения:

1) система определенных способов, приемов и операций, применяемых в той

или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);

2) учение об этой системе, теория метода. Так, методология науки

исследует структуру и развитие научного знания, средства и методы научного

исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы

реализации знания в практике. Однако неверно сводить полностью

методологическое к рациональному. "Все сущее не делится на разум без

остатка", так как существуют и внерациональные средства и приемы познания.

Итак, МЕТОД (в той или иной своей форме) - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫХ

ПРАВИЛ, СПОСОБОВ, НОРМ ПОЗНАНИЯ И ДЕЙСТВИЯ. Он есть система предписаний,

принципов, требований, которые ориентируют субъекта на решение конкретной

задачи, достижение определенного результата в данной сфере деятельности. Он

дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и

время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода -

регулирование познавательной и иных форм деятельности.

Любой метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем

самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила каждого

метода обусловлены содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории,

которая "сжимается в метод". В свою очередь, метод расширяется в систему,

т.е. используется для дальнейшего углубления и развертывания знания, его

материализации в практике.

Метод существует, развивается только в сложной диалектике субъективного

и объективного, при определяющей роли последнего. В этом смысле любой метод

прежде всего объективен, содержателен, фактичен. Вместе с тем он

одновременно субъективен, но не как совокупность умозрительных приемов,

правил и процедур, а как продолжение и завершение объективности, из которой

он вырастает.

В современной науке все методы научного познания ПО СТЕПЕНИ ОБЩНОСТИ И

СФЕРЕ ДЕЙСТВИЯ делят на пять основных групп:

I. ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ, среди которых наиболее древними являются

диалектический и метафизический. К их числу также относятся аналитический,

интуитивный, феноменологический, герменевтический и др.

В решении очень сложного вопроса О МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ РОЛИ ФИЛОСОФИИ в

научном познании сложились две крайние модели:

Во-первых, УМОЗРИТЕЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД (натурфилософия, историософия

и т.п.), при котором исходные положения научных теорий выводятся

непосредственно из философских принципов, минуя анализ специального -

фактического и концептуального - материала данной науки (Шеллинг, Гегель).

Во-вторых, ПОЗИТИВИЗМ, согласно которому "наука сама себе философия".

В первой модели роль философии в частно-научном познании

абсолютизируется, во второй - принижается или даже вовсе отвергается. И

хотя обе крайности дали определенные позитивные результаты, однако

указанная проблема не была решена.

История философии показывает, что ВОЗДЕЙСТВИЕ ГНОСЕОЛОГИИ НА ПРОЦЕСС

РАЗВИТИЯ НАУКИ и ее результаты ярко проявляется в следующих основных

моментах:

1. Философия влияет на научное познание так или иначе на всех его

стадиях, но в наивысшей мере - при построении теорий, особенно

фундаментальных. Подобное чаще всего наблюдается в периоды "крутых ломок"

понятий и принципов, характерных для научных революций. Очевидно, указанное

влияние может быть как позитивным, так и негативным. Все зависит от того,

какой философией - "хорошей" или "плохой" - руководствуется ученый. "Дурная

философия, - говорил В. Гейзенберг, - исподволь губит хорошую физику".

2. На развитие научного познания философия существенно влияет своей

умозрительно-прогнозирующей функций: в ее недрах вырабатываются идеи,

научная значимость которых подтверждается через века (например, идеи

атомизма античности). Кроме того, принципы философии при переходе от

умозрения к теоретическому исследованию выполняют селективную функцию. Из

множества умозрительных конструкций ученый выбирает те, которые согласуются

с его собственными философскими представлениями.

3. Философские принципы на процесс научного исследования всегда

воздействуют не прямо и непосредственно, а сложным, опосредованным путем -

через методы, формы и концепции других методологических уровней. Причем,

реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем

их переосмысление, углубление, совершенствование и развитие.

4. Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе

исследования в явном виде. Они могут учитываться и применяться либо

стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего

значения (например, законы, категории, понятия, причины и т.п.), которые и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты