Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

для систем понимания мира.

12.Исторические типы философии и философствования

Разнообразие филос. проблем и способов их решения поставило перед

историей философии типологию философских учений, в основе которой лежат

содержание и временные принципы.

Типология: по содержательному принципу

1. в зависимости от решения основного вопроса философии, рассматриваемого

сущность мира и человека, сформулированы 2 направления:

1) материальное

2) идеальное

Каждое из которых представлено своими школами, имеющие собственные истоки

и традиции.

2. отношение мыслителей к основным формам и видам познания (чувственное и

рациональное, разумное и рассудочное).

1) сенсуализм ("сенсунс" - чувство, ощущение, настаивают на чувствах и

ощущениях в процессе познания)

2) рационализм ("рацион" - разум, чувственные знания не отвергают, но

рассматривают их как несовершенные и неспособные постичь сущность

вещей)

3. расходится по линии противостояния

1) иррационализм (ограничение и отрицание роли разума в процессе

познания, приоритет внерациональным формам психики, мистике,

интуиции, откровению, сверхчувственному или созерцательному,

исходит из абсурдности и аллогичности самого бытия, которое

невозможно ни обосновать, ни объяснить)

2) рационализм

4. по методу познания

1) диалектический (темп движению задает внешняя сила, нет готовых

вещей, есть процессы)

2) метафизический (дает однозначное, завершенное изображение мира в

готовых сложившихся понятиях, источник развития внутри)

Кроме 4 основных критериев типологизации существуют более мелкие, как

религиозно-диалектические и атеистические (по отношению к религии), так и

сциентические и антисциентические (по отношению к науке).

по временному принципу типологизация происходит из самой сути процесса

философского творчества. В данном случае вводится новое понятие

"исторический тип философствования", который объединяет не

единомышленников, а современников, т.е. философов разных взглядов и

направлений. Каждая крупная эпоха знает свой исторический тип философии и

свой характерный тип философствования. В античности – созерцательный,

социально-психологический тип философа, оправдано отделением умственного

труда от физического. Умственный труд имел абстрактно-духовный смысл,

высшей ценностью считалось безмятежность, невозмутимость духа. Главная роль

философа в том, чтобы объяснить уже произошедшие события. Умозрительный

ориентирован на иррациональный и сверхрациональный источник познания

(интуицию и откровение). Характерен для религиозной и религиозно-

мыслительной философии (поздняя античность, средневековье, русский

религиозный ренессанс конца 19 начала 20 века). Цель философа - выход за

пределы чувственного восприятия, нахождение связи между верой и знанием,

религией и наукой. Марксистская философия представляет деятельностный тип

философствования. Цель которого - изменение мира, конкретными субъектами

социального действия являются народные массы и рабочий класс. Новейший

социально-экологический тип философствования связан с учением Федорова о

регулятивной природе, идеями Вернадского о ноосфере и теоретическим учением

Римского клуба, цель которых – сохранение мира.

13.Философия Древней Индии

В 4 веке до н. э. в 3 частях мира Китае, Индии, Греции одновременно

возникла философия, что свидетельствовало о переходе от мифологического

мировоззрения к мировоззрению, опирающемуся на знания приобретенные в

интеллектуальном поиске. Несмотря на разные подходы к миропониманию,

имеются общие предпосылки возникновения и развития философии.

В Индии по сравнению с другими странами философская мысль развивалась

более самостоятельно.

Китайские философские учения развивались тоже самостоятельно, но на них

оказал существенное влияние буддизм, который в Китае имел свои местные

традиции (конфуфианство).

Древнеиндийская философия неразрывно связана с религией, все философские

системы здесь выступают, во-первых, как органический элемент религиозных

учений, и во-вторых, как учение критикующее религию.

Одним из первых источников информации о развитии Древней Индии являлась

ведичная литература, источники которой накапливались в течение 9 столетий.

Веды традиционно делились на определенные группы текстов:

1. древнейшая часть - 4 группы

1.Ригведа (гимны)

2.Яджур-веда (жертвенные формы)

3.Само-веда (напевы)

4.Атхарвоведа (заклинания)

2.Брахманы – ???руководство ведичного ритуала (толкование их сокровенного

смысла)

3.Аранъяки – тексты спекулятивного характера, преимущественно для

отшельников

4.Упанидшаны (сидение около) трактаты религиозно-философского характера

Отношение к ведам определило их классификацию, выделяют:

ортодоксальные – брахманские, которые сформулированы на тексте вед Ниманса

и Веданта и образованы на независимом опыте и размышлениях и шраманские –

Санкъя, Йога и Вайшешика.

неортодоксальные – отвергали авторитет Вед (Чарвака, Джайнизм, Буддизм).

Существовали параллельно. Приоритет отдавался то одному, то другому.

Согласно воззрениям вед мир представлял собой огромную вселенную, которой

много млн. лет. Согласно философскому воззрению главным в ведах считался

закон воздаяния (карма) - сумма совершенных всяким живым существом

поступков, в узком смысле влияние поступков на характер настоящего и

последующего существования человека. Закон воздаяния предполагает

постоянное включение всего живого в кругооборот перерождений, где каждое

предыдущее детерминирует последующее, в зависимости от того, как человек

желает определить будущее. Бога, как личности не существуют, не существует

человека ограниченного пространством и временем. Т.О. ведичная литература

пытается божественно предопределить идеи естественного, космического и

нравственного миропорядка. Веданта убеждена в высшем авторитете только Вед,

содержание которых рассматривается как откровение или источник истинных

знаний. Веды существовали до начала мира, возникли из дыхания брахмана. Бог

признается как творец, который развивает учение о Брахмане. Брахман –

безликое, абсолютное начало мира, высшая объективная реальность, вне

которой нет ничего. Брахманом созданы все миры, сам он не имеет ни времени,

ни пространства, ни причинно-следственных отношений.

Учения

Ниманса – первоначальная система правил, помогающая понимать Веды, первый

текст – трактат Джаймини. Согласно учению высший авторитет –

сверхчувственная универсальная субстанция, которая существует вечно и

является абсолютной. В отличие от веданты, в учении нимансы верили в

истинность всех форм познания и выступали против тезиса об иллюзорном

восприятии единичных предметов и их свойств.

Санкхъя – (число, перечисление), строится как аналитическое перечисление

элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего

многообразия мира объектов. Капилла (7 век д.н.э.) - признанный авторитет

вед, но считал бытие Бога недоказуемым и строит знания на основе

независимого опыта и размышления.

Йога – (соединение, участие, созерцание), упоминается в Ведах. Основатель

Патан Джайли (2 век д.н.э.), разделяют аналогич. санкхъя, но требует

поклонения Брахману-Богу, понимаемому как абсолютный дух, вечный,

всепроницающий, всезнающий, не подверженный ни страданиям и несчастьям,

правящий миром. Главное содержание – разработка космического пути через

тренировку тела и духа. Йога означает прекращение зависимости чистого духа

от деятельности чувств, духа, ума, тела.

Локаята – в основе скептическое отношения к догмам Брахма и догматам

религии вообще. Существенной они считают то, что воспринимается органами

чувств, отрицают и Бога, и душу, и ад, и рай.

Чарвака – Цель жизни – забота о благополучном существовании. Более позднее

развитие, отвергающее существование Бога, абсолюта и души и закона кармы.

Истина – то, что воспринимается непосредственно. Признает существование

только мира и единственной реальностью считает материю, которая состоит из

4 элементов: земли, воды, огня, воздуха. ЖИЗНЬ И СОЗНАНИЕ - ФУНКЦИИ ЭТИХ

ЭЛЕМЕНТОВ. Одновременно чарвака подчеркивает выдвинутый еще локаятой

принцип свабхавы, индивидуальной природы каждой вещи. Особенностью чарваки

является сосредоточенность на разработке этической концепции. Чарвака видит

в понятиях добра и зла иллюзию, созданную человеческим воображением.

Согласно ее учению, реальны только страдания и наслаждение чувственного

бытия. Отрицая необходимость каких-либо аскетических ограничений,

налагаемых религиозными правилами, чарвака утверждает в качестве

единственной цели человеческого бытия - получение наслаждения. Причем то,

что оно может быть сопряжено со страданием, не должно останавливать

стремление к его достижению. Последовательный гедонизм делает эту школу

уникальным явлением в истории индийской мысли.

ВАЙШЕШИКА (от санскр, вишеша - особенный, отличный). По традиции,

основоположником школы считается Канада, которому приписывается создание

основного произведения этой системы "Вайшешики-сутры" (окончательная

редакция его относится к 1-й половине 1-го тысячелетия). По учению

вайшешики, все существующее включается в шесть категорий - СУБСТАНЦИЮ,

КАЧЕСТВО, ДЕЙСТВИЕ, ОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ И ПРИСУЩЕЕ. Субстанция выражает

сущность вещи и является главной. Девять субстанций (земля, вода, свет,

воздух, эфир, время, пространство, душа, ум), наделенные качествами

(постоянными свойствами) и "действиями" (преходящими свойствами) составляют

весь существующий мир.

Вайшешика придерживается атомистической точки зрения, согласно которой

первые четыре субстанции представляют собой соединения атомов (ану -

санскр.) - неизменных протяженных материальных частиц сферической формы.

Хотя атомы никем не созданы и существуют вечно, однако сами они пассивны.

Первое движение атомы получают от невидимой силы - адришты и потом вступают

в соединения под управлением мировой души Брахмы, подвергающей материальный

мир вечному циклическому процессу созидания и разрушения. Чувственно

воспринимаемый мир существует во времени, пространстве и эфире и

управляется всеобщим моральным законом (дхарма).

Ньяя – правило, рассуждение. Основатель Готано (Гаутамо). В центре методы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты