Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

не обновляется за счет сферы, не отягощенной духом.

Дух выступает в трех формах бытия: как дух отдельного индивида (личный

дух), как общий дух (объективный дух) « как объективированный дух -

совокупность завершенных творений духа). В то время как душевное так тесно

включено в процесс развития органического, что его развитие идет рука об

руку с последним, и в общем и целом может рассматриваться как передаваемое

по наследству, личный дух наследуется лишь как возможность, как способность

стать таковым. Он сам себя создает посредством духовной работы, которая не

может прекратиться до конца жизни. Поэтому духовные различия между людьми

гораздо больше, чем биологические. Потребности тела и души, нужды и

побуждения людей имеют очень много общего, и душа реагирует на них по

определенному типу, с психологической закономерностью. Дух имеет свои

закономерности для себя, его вообще нельзя понять, исходя из психологии. Он

автономен, и для него нет познаваемых границ; граница трансцендентального

является лишь принципиальной границей и оставляет каждому личному духу др.

сферу для его развития.

Личный дух становится самим собой благодаря обританию индивида в область

объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую он находит и которую

может (частично) усвоить с помощью воспитания и образования. Это врастание

есть его становление человеком, поскольку под человеком понимается живое

существо, отличающееся своей духовностью, т. е. своим свободным

существованием и своей внутренней способностью смотреть на события и вещи

как бы со стороны, в противоположность др. живым существам, над которыми

господствуют непосредственные суждения. Личный дух живет благодаря связям с

духовной общностью объективного духа. Как носителем личного духа является

психический склад индивида. Объективный дух связан с личным духом

посредством истории духовной жизни человека (отсюда также «живой дух»), с

объективированным духом — посредством истории духа. Объективный дух можно

понять только как единый организм вместе с личным объективированным духом.

То, что является продуктом единичного духа и «то что составляет ценность

последнего, является результатом его отношения к объективному духу,

благодаря которому и ради которого он возник. Носителя объективного духа мы

называем личностью. Напр., объективным духом какого-либо народа является

то, что может быть высказано о народе; «объективный дух» — это совокупность

возможных предикатов к субъекту «народ», он проявляется в общем духовном

состоянии, к которому, согласно Николаю Гартману («Das Problem des

geistigen Seins», 1933), относится прежде всего язык, затем следуют

производство и техника, господствующие нравы, действующее право,

господствующие ценности, господствующая мораль, традиционная форма

воспитания и образования, господствующий тип взглядов, задающий тон вкус,

мода на направление искусства и художественного понимания, место и

состояние познания, господствующее мировоззрение в любой форме (религия,

миф, философия); в наиболее чистом и ясном виде объективный дух проявляется

там, где его содержание наименее наглядно: в нормах мышления, в понятии и

суждении, следовательно, в сфере логического. В объективированном духе — в

произв. науки и искусства — мы снова познаём живой дух, который их создал;

он говорит с нами через эти произв., поскольку и пока мы (как личности)

можем принимать в них участие. Духовные блага, т. о., одновременно могилы и

источники живого духа. Гегель говорит также и об абсолютном духе,

независимом от какого бы то ни было земного носителя, тождественном с

чистым божественным духом, рассматр-мым как идеальное целое.

ДУХ ВРЕМЕНИ (нем. Zeitgeist) -согласно Гегелю, развертывающийся в истории

объективный дух, который действует во всех единичных явлениях некоторой

эпохи; совокупность идей, характерных для какого-то периода. Дух времени

рассматривается как преобладающая духовная сторона эпохи: «Если какая-

нибудь сторона выступает наиболее сильно, овладевая массой и торжествуя над

ней, так что при этом противоположная сторона оттесняется на задний план и

затеняется, то такой перевес называют духом времени, который определяет

сущность данного промежутка времени».

ДУХ ИСТОРИИ – научн. метод, рассматр-щий историю культуры как историю

духа, порождающего культуру. См. также Дух, Культура.

ДУША (греч. psyche, лат. anima) — в обычном словоупотреблении

совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа,

особенно человека; антитеза понятий тела и материи. Научное понятие души:

душа — в отличие от индивидуального духа — совокупность тесно связанных с

организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений (витальная

душа). Результат наблюдений над душой анализирует психология. До нового

времени предметом метафизики был вопрос, является ли душа субстанцией. При

возникновении древних представлений о душе как дыхании извне заимствовалось

наблюдение над дыханием живого существа, которое у мертвого исчезало

(потому-де, что мертвый «выдыхал» душу). Соответствующие наблюдения над

кровью и исчезновением души при большой потере крови (вследствие

смертельного ранения и т.д.) привели к тому, что в ней видели носительницу

души.

8.Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция философии является интегрирующей, так как она

решает вопросы космоса и человека, бога и мира, развития и творения, смерти

и жизни, смысла истории и человеческого существования. В связи с этим

философия иногда отождествляется с мировоззрением.

Мировоззрение – это сложное явление в духовной жизни человека и общества,

включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний,

оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает

организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся

осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.

Уровни мировоззрения:

- жизненно-практический (обыденный);

- теоретический (интеллектуальный)

Жизненно-практический складывается на основе традиций и опыта. Здесь

преобладают чувства, эмоции, переживания, соответствующие условия быта,

национальность.

В основе теоретического лежат различные формы знания предполагающие

теоретическое освоение мира.

В результате этих 2-х уровней возникает мировосприятие (мироощущение) и

миропонимание.

Мировоззрение несет в себе многообразные формы жизненно-практических и

теоретических знаний мироощущения и миропонимания. ФУНДАМЕНТОМ

МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ЗНАНИЯ, ОЦЕНКИ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ.

Знания в мировоззрении – вся совокупность знаний о мире и человеке.

Оценки – выражают отношение людей к миру и самим себе.

Ценностные ориентации – формируют идеалы.

Идеал – всеобщая форма целеполагающей деятельности людей, характерная для

всех сфер человеческой жизни (т.е. идеалы могут быть нравственными,

эстетическими, религиозными).

Мировоззрение воплощает в себе единство познавательного, нравственного,

социологического, в каждом, из которых проявляется соответствующая его

функция.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что философия, давая людям

целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом

мире, делает каждого человека сознательным участником общественного

прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального

плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия -

это эпоха, схваченная в мыслях.

9. Методологической функции.

Если исходить из понимания философии как науки, то можно говорить о

методологической функции.

Методология – учение о методе.

Метод – вид или способ познания (Гегель), где соотносится объективное и

субъективное.

Метод выступает и в качестве приемов, выработанных для познания и

деятельности.

Философия может быть методологией, потому что ее понятие в отличие от

конкретных наук имеет универсальный характер и применим к любым сферам

деятельности.

Фихте: Философия поднимает человеческий ум выше, чем любая другая наука.

Философский метод многообразен и дает общий путь решения задач, то есть

выступает в качестве одного из прин-ципов знания; в силу совпадения

объективного и субъективного в методе, ф-я позволяет не навязывать никому

своей воли.

Методологическая, диалектическая рефлексия позволяет раскрывать процесс

знания мира и человека.

Категории диалектики – универсальные понятия и они в каждом методе

способствуют построению любой специфической теории. Поэтому диалектика

выступает в качестве любой конкретной науки.

В категориях диалектики, идеях и принципах философии аккумулируется весь

опыт человеческого знания, что позволяет выделить синтезирующую функцию.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что она, раскрывая

всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым

создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно,

выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области

знания.

10. Философские проблемы эволюции и социальной динамика.

Одной из важных категорий социальной философии является понятие эволюция

или социальная динамика, которая фиксирует развитие социокультуры и

взаимодействие людей в тот или иной период прогресса. Ученые неоднозначно

оценивают социальную динамику. Первые защищают в социальной динамике

линейность, это означает, что любое общество, последовательно развиваясь,

проходит одни и те же этапы развития, идентичные другим обществам. Другие

ученые отстаивают цикличность социальной динамики и утверждают, что каждый

социальный прогресс имеет фазы зарождения, расцвета, упадка. Эту точку

зрения поддерживают ученые, которые рассматривают цивилизацию как

последовательную смену культур. Третьи обосновывают спиралеобразность

социальной динамики. Здесь приоритет отдается качественным показателям

изменения и развития социальной динамики. Четвертые, социальную динамику

рассматривают с позиции соотношения революционного и эволюционного в

общественном прогрессе. Социальное познание предполагает анализ

общественного сознания, использование при изучении социальных явлений и

процессов общенаучных методов и форм знаний.

11.О предназначении (пользе) философии.

Этот вопрос ассоциируется с ее практической стороной или функцией.

Для обыденного сознания практическая значимость философии минимальна.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты