Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

слово и ничего более. Следствием подобного индивидуалистического подхода

является анархизм, отрицающий существование объективных общественных связей

и значение общественных организаций.

С точки зрения крайнего, ВОИНСТВУЮЩЕГО КОЛЛЕКТИВИЗМА, напротив,

общество не только существует, но и является более полноценным и высоким,

чем индивиды, из которых оно состоит. Существует будто бы только общество и

ничего, кроме общества. Отдельные же люди - всего лишь частицы, винтики,

"моменты", как выражался Гегель, более широкого целого, подобно тому как

ноги и руки человека являются частями его тела..

Современная философия рассматривает человеческое общество как

совокупность множества различных частей и элементов. Причем, эти части и

элементы тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют. Поэтому

общество и существует как единый, целостный организм, как единая система.

От других природных систем, в том числе физических и биологических,

общество отличается своей особой сложностью.

При всем исключительном значении феномена человеческой деятельности в

социальной жизни роль ее все же не следует преувеличивать, а тем более

абсолютизировать. Потому что социальная жизнь, основываясь на человеческой

деятельности, тем не менее не сводится к ней. Совместная деятельность людей

составляет содержание социальной философии. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ определяется как

специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру.

Содержание ее составляет целесообразное осмысление, изменение и

преобразование данного мира. Оно имеется уже в простейшем индивидуальном

социальном действии.

Основные типы общественной деятельности: материальная, духовная,

регулятивная, или управленческая, деятельность обслуживания.

Признавая большую роль материального производства, современная

социальная философия все же склонна считать, что его качественное отличие

от других сфер жизни общества не дает оснований сводить к нему все

многообразие человеческой деятельности.

Важнейшую роль играет ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, в процессе которого

формируются идеи, создаются научные и художественные ценности. Правда, эти

ценности так или иначе материализуются в физических вещах (книгах,

картинах, скульптурах и т.п.). Но главное в этих предметах не материальная

сторона, а духовное содержание, заключенные в них идеи, образы, чувства.

РЕГУЛЯТИВНАЯ, или УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ, т.е. деятельность различного рода

администраторов, управляющих, политиков. Специфическая задача этой области

- поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности. Без нее

общественная жизнь также невозможна, как невозможна она без материального и

духовного производства.

Деятельности по обслуживанию людей. Это труд врача, учителя, артиста,

работников сферы обслуживания. Сфера обслуживания - одна из самых

динамичных в современном обществе.

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ОБЩЕСТВА КАК ЦЕЛОГО: самодеятельность,

самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность.

42.Бытие: жизненные корни, судьба в 20 веке.

Бытие, как вневременное пребывающее начало, некая субстанциальная

материя, в принципе не меняющаяся или меняющаяся во внешних свойствах,

волнует философов, начиная с Древней Греции. В поисках абсолютного вечного

бытия объединяет усилия милатцев и элиотов.

Сформированный Платоном мир «Эдосо» – результат попытки приблизиться

к вечному бытию.

Христианские философы усмотрели в бытие силу, создающую творящую из

небытия весь мир. Категория бытия в философии приложима к глубинным уровням

философского осмысления мира, материи, человека. Общественноисторический

смысл этой категории человек осмысляет в минуты высочайшего напряжения

духовных и нравственных сил (в минуты экстремальных ситуаций).

Философское понимание бытия несет в себе смысл вечности мира и

существование в нем отдельных вещей.

Философия изучает всеобщие законы, стороны объектов реальности,

универсальные принципы осмысления всего наличествующего в этом мире.

Наличествование определяет целостность и единство всего существующего.

Бытие всегда связано с осознанием всего окружающего.

Все категории в философии взаимосвязаны друг с другом и бытие

автоматически предполагает наличествование небытия.

Категория бытия отражает нечто, что осуществляется в качестве

многообразия конкурирующих и приходящих ситуаций. Небытие, как и бытие

неповторимо, ибо время необратимо. Нечто, которое присутствует в бытие

неустойчиво. Выражением неустойчивости является становление, развитие,

борьба противоположностей, как моменты складывающейся системы. Развитие

соотносится с его интенсивностью, и чем бытие интенсивней, тем оно более

хрупко.

Бытие существует в следующих формах:

Бытие вещей (относительно к природным примерам, явлениям и предметам

второй природы). Реальность бытия вещей объективная. Она является

первичной. Явления второй природы зависят от бытия первой природы. Явления

второй природы социально-экономические, связанные с пространством и

временем человеческого существования.

Бытие человека. Человек, как биологическое существо представляет

собой вещь в мире биологических вещей и он подвластен в нем принципам

биологической жизни и силам природы. Но человек уникален, так как обладает

духом мышления, что обуславливает другую сущность человека по сравнению с

животным и вещами. Специфика человеческого бытия состоит в том, что люди

способны влиять на мир и самих себя. Сознание и духовность – высший тип

бытия. Бытие духовное включает в себя, с одной стороны,

индивидуализированное, с другой стороны объективированное духовное, что

составляет духовное как целостное бесконечное многообразие мыслей, чувств,

переживаний, транспонирование в индивидуальные или социальные формы.

Индивидуальное духовное – невидимый, необратимый поток побуждений,

впечатлений, переживаний.

Особенность бытия человека – то, что оно отягощено сознанием

собственной смертности, что создает, с одной стороны, неустойчивость, с

другой стороны – бесконечность общего бытия, создавая противоречия между

быть или не быть. На этом противоречии, по мнению Чанышева, возникает

религия. Он обращает внимание на то, что человек в стремлении сделать бытие

более устойчивым зацепляется за бытие чужое и порождает, таким образом,

такой феномен, как любовь.

В 20 веке стала проблема не в бытие, а в философском плане. Для

философов получается дихотомия (существование не существующего). Чанышев

(его поддерживает большинство философов мира) написал «Трактат о небытие».

Небытие не только не существует, но и первично и абсолютно. Бытие не

относительно и вторично по отношению к небытию. Небытие абсолют бытия в

той мере, в какой субстанция абсолют своих состояний. Обосновать это исходя

из посылки: коль скоро время не динамично, а существующее свойство

небытия, коль скоро все приходящее то небытие абсолютно, а бытие

относительно. Категория бытия, таким образом, имеет право на существование

как категория бытия, но абсолютность и относительность небытия

характеризует единство этих философских понятий. Абсолютность небытия

характеризуется полной памятью и весь трагизм человека в том, что он не

осознает свое небытие и тем самым отягощает состояние небытия своего духа и

связи с диалектическим воображением, что формирует конкретный образ небытия

для любых индивидов.

Преодолеть чувство смертности человек может благодаря своей воле, но

если только человек свое бытие связывает с существованием, то он

превращается в раба своего небытия. Это подчеркивает и Гегель.

Базой состояния хозяина над небытием является духовное равновесие.

Его потеря делает страдальцем (страх перед небытием, который в

экстремальных ситуациях способен порождать гениальные поступки и решения).

43.Сознание, его сущность и происхождение. Бессознательное как феномен

сознания. Категория "оно", "Я", "сверх-я" в философии З. Фрейда.

Существует несколько концепций обосновывающих сущность категории

сознания, связанных с пониманием мира и человека в нем.

Гилозоизм – сознание – свойство всей материи или сознание, как особая

разновидность материи.

Сознание с философской точки зрения обладает универсальным

познавательным принципом, который характеризуется тем, что чем больше мы

знаем о деятельности мозга, тем меньше мы получим информации о его

психологическом состоянии. Сущность сознания связана с сущностью его

содержания и образами реальных вещей и мира в целом.

Мамардшвилли. Сознание есть, но его нельзя ухватить и представить как

вещь. Познать его можно через язык описания.

Законы и уравнения анализа сознания:

субстрактный (проблема сознания и мозга),

содержательный (сознание и отраженный объект),

общностный.

Сознание – это мысли, образы вещей не присущие пространственным,

физико-химическим характеристикам вещи. А сам образ возникает не на

собственной основе, а на базе материального.

Сознание предстает как явление субъективной реальности, обладающей

информацией. Способность оперировать информацией составляет момент

творческий, составляет сознание. Рождаясь человек не мыслит, а приобретает

эту способность.

Источник активности сознания потребности, интересы, цели субъекта. Из-

за сознательной деятельности вещи из первой природы переводятся во вторую

природу, а сознание приобретает объективное бытие в вещах этой культуры, а

также в языке, религии, фольклоре и т.д. Сфера сознания не исчерпывается

содержанием психологической жизни. В поведении появляется бессознательное

(навыки, которые являются механизмом контроля за действиями человека).

Бессознательное регулирует поведение человека и освобождает его от рутинных

знаний. Бессознательно хранящаяся в памяти старая информация не исчезает из

памяти, но ведущей в деятельности и поведении человека является

сознательное.

Сознание создает адекватные реальности образы и объекты, т.е.

отражает реальные действия субъекта.

Эмпирическое сознание – обусловлено эмпирическим опытом,

Обобщение результатов эмпирического опыта – выработка категорического

аппарата,

Абстрактное сознание.

Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания так, как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты