слово и ничего более. Следствием подобного индивидуалистического подхода
является анархизм, отрицающий существование объективных общественных связей
и значение общественных организаций.
С точки зрения крайнего, ВОИНСТВУЮЩЕГО КОЛЛЕКТИВИЗМА, напротив,
общество не только существует, но и является более полноценным и высоким,
чем индивиды, из которых оно состоит. Существует будто бы только общество и
ничего, кроме общества. Отдельные же люди - всего лишь частицы, винтики,
"моменты", как выражался Гегель, более широкого целого, подобно тому как
ноги и руки человека являются частями его тела..
Современная философия рассматривает человеческое общество как
совокупность множества различных частей и элементов. Причем, эти части и
элементы тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют. Поэтому
общество и существует как единый, целостный организм, как единая система.
От других природных систем, в том числе физических и биологических,
общество отличается своей особой сложностью.
При всем исключительном значении феномена человеческой деятельности в
социальной жизни роль ее все же не следует преувеличивать, а тем более
абсолютизировать. Потому что социальная жизнь, основываясь на человеческой
деятельности, тем не менее не сводится к ней. Совместная деятельность людей
составляет содержание социальной философии. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ определяется как
специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру.
Содержание ее составляет целесообразное осмысление, изменение и
преобразование данного мира. Оно имеется уже в простейшем индивидуальном
социальном действии.
Основные типы общественной деятельности: материальная, духовная,
регулятивная, или управленческая, деятельность обслуживания.
Признавая большую роль материального производства, современная
социальная философия все же склонна считать, что его качественное отличие
от других сфер жизни общества не дает оснований сводить к нему все
многообразие человеческой деятельности.
Важнейшую роль играет ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, в процессе которого
формируются идеи, создаются научные и художественные ценности. Правда, эти
ценности так или иначе материализуются в физических вещах (книгах,
картинах, скульптурах и т.п.). Но главное в этих предметах не материальная
сторона, а духовное содержание, заключенные в них идеи, образы, чувства.
РЕГУЛЯТИВНАЯ, или УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ, т.е. деятельность различного рода
администраторов, управляющих, политиков. Специфическая задача этой области
- поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности. Без нее
общественная жизнь также невозможна, как невозможна она без материального и
духовного производства.
Деятельности по обслуживанию людей. Это труд врача, учителя, артиста,
работников сферы обслуживания. Сфера обслуживания - одна из самых
динамичных в современном обществе.
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ОБЩЕСТВА КАК ЦЕЛОГО: самодеятельность,
самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность.
42.Бытие: жизненные корни, судьба в 20 веке.
Бытие, как вневременное пребывающее начало, некая субстанциальная
материя, в принципе не меняющаяся или меняющаяся во внешних свойствах,
волнует философов, начиная с Древней Греции. В поисках абсолютного вечного
бытия объединяет усилия милатцев и элиотов.
Сформированный Платоном мир «Эдосо» – результат попытки приблизиться
к вечному бытию.
Христианские философы усмотрели в бытие силу, создающую творящую из
небытия весь мир. Категория бытия в философии приложима к глубинным уровням
философского осмысления мира, материи, человека. Общественноисторический
смысл этой категории человек осмысляет в минуты высочайшего напряжения
духовных и нравственных сил (в минуты экстремальных ситуаций).
Философское понимание бытия несет в себе смысл вечности мира и
существование в нем отдельных вещей.
Философия изучает всеобщие законы, стороны объектов реальности,
универсальные принципы осмысления всего наличествующего в этом мире.
Наличествование определяет целостность и единство всего существующего.
Бытие всегда связано с осознанием всего окружающего.
Все категории в философии взаимосвязаны друг с другом и бытие
автоматически предполагает наличествование небытия.
Категория бытия отражает нечто, что осуществляется в качестве
многообразия конкурирующих и приходящих ситуаций. Небытие, как и бытие
неповторимо, ибо время необратимо. Нечто, которое присутствует в бытие
неустойчиво. Выражением неустойчивости является становление, развитие,
борьба противоположностей, как моменты складывающейся системы. Развитие
соотносится с его интенсивностью, и чем бытие интенсивней, тем оно более
хрупко.
Бытие существует в следующих формах:
Бытие вещей (относительно к природным примерам, явлениям и предметам
второй природы). Реальность бытия вещей объективная. Она является
первичной. Явления второй природы зависят от бытия первой природы. Явления
второй природы социально-экономические, связанные с пространством и
временем человеческого существования.
Бытие человека. Человек, как биологическое существо представляет
собой вещь в мире биологических вещей и он подвластен в нем принципам
биологической жизни и силам природы. Но человек уникален, так как обладает
духом мышления, что обуславливает другую сущность человека по сравнению с
животным и вещами. Специфика человеческого бытия состоит в том, что люди
способны влиять на мир и самих себя. Сознание и духовность – высший тип
бытия. Бытие духовное включает в себя, с одной стороны,
индивидуализированное, с другой стороны объективированное духовное, что
составляет духовное как целостное бесконечное многообразие мыслей, чувств,
переживаний, транспонирование в индивидуальные или социальные формы.
Индивидуальное духовное – невидимый, необратимый поток побуждений,
впечатлений, переживаний.
Особенность бытия человека – то, что оно отягощено сознанием
собственной смертности, что создает, с одной стороны, неустойчивость, с
другой стороны – бесконечность общего бытия, создавая противоречия между
быть или не быть. На этом противоречии, по мнению Чанышева, возникает
религия. Он обращает внимание на то, что человек в стремлении сделать бытие
более устойчивым зацепляется за бытие чужое и порождает, таким образом,
такой феномен, как любовь.
В 20 веке стала проблема не в бытие, а в философском плане. Для
философов получается дихотомия (существование не существующего). Чанышев
(его поддерживает большинство философов мира) написал «Трактат о небытие».
Небытие не только не существует, но и первично и абсолютно. Бытие не
относительно и вторично по отношению к небытию. Небытие абсолют бытия в
той мере, в какой субстанция абсолют своих состояний. Обосновать это исходя
из посылки: коль скоро время не динамично, а существующее свойство
небытия, коль скоро все приходящее то небытие абсолютно, а бытие
относительно. Категория бытия, таким образом, имеет право на существование
как категория бытия, но абсолютность и относительность небытия
характеризует единство этих философских понятий. Абсолютность небытия
характеризуется полной памятью и весь трагизм человека в том, что он не
осознает свое небытие и тем самым отягощает состояние небытия своего духа и
связи с диалектическим воображением, что формирует конкретный образ небытия
для любых индивидов.
Преодолеть чувство смертности человек может благодаря своей воле, но
если только человек свое бытие связывает с существованием, то он
превращается в раба своего небытия. Это подчеркивает и Гегель.
Базой состояния хозяина над небытием является духовное равновесие.
Его потеря делает страдальцем (страх перед небытием, который в
экстремальных ситуациях способен порождать гениальные поступки и решения).
43.Сознание, его сущность и происхождение. Бессознательное как феномен
сознания. Категория "оно", "Я", "сверх-я" в философии З. Фрейда.
Существует несколько концепций обосновывающих сущность категории
сознания, связанных с пониманием мира и человека в нем.
Гилозоизм – сознание – свойство всей материи или сознание, как особая
разновидность материи.
Сознание с философской точки зрения обладает универсальным
познавательным принципом, который характеризуется тем, что чем больше мы
знаем о деятельности мозга, тем меньше мы получим информации о его
психологическом состоянии. Сущность сознания связана с сущностью его
содержания и образами реальных вещей и мира в целом.
Мамардшвилли. Сознание есть, но его нельзя ухватить и представить как
вещь. Познать его можно через язык описания.
Законы и уравнения анализа сознания:
субстрактный (проблема сознания и мозга),
содержательный (сознание и отраженный объект),
общностный.
Сознание – это мысли, образы вещей не присущие пространственным,
физико-химическим характеристикам вещи. А сам образ возникает не на
собственной основе, а на базе материального.
Сознание предстает как явление субъективной реальности, обладающей
информацией. Способность оперировать информацией составляет момент
творческий, составляет сознание. Рождаясь человек не мыслит, а приобретает
эту способность.
Источник активности сознания потребности, интересы, цели субъекта. Из-
за сознательной деятельности вещи из первой природы переводятся во вторую
природу, а сознание приобретает объективное бытие в вещах этой культуры, а
также в языке, религии, фольклоре и т.д. Сфера сознания не исчерпывается
содержанием психологической жизни. В поведении появляется бессознательное
(навыки, которые являются механизмом контроля за действиями человека).
Бессознательное регулирует поведение человека и освобождает его от рутинных
знаний. Бессознательно хранящаяся в памяти старая информация не исчезает из
памяти, но ведущей в деятельности и поведении человека является
сознательное.
Сознание создает адекватные реальности образы и объекты, т.е.
отражает реальные действия субъекта.
Эмпирическое сознание – обусловлено эмпирическим опытом,
Обобщение результатов эмпирического опыта – выработка категорического
аппарата,
Абстрактное сознание.
Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания так, как
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56