Стихии природы, общественные установления, душевные страсти, логика
мышления - все подвергается эстетической переработке и образует
параллельный реальному миру мир художественного вымысла, который порой
бывает убедительнее самой действительности.
В чем же заключается смысл создания мира искусства? Зачем он нужен
человечеству? Нужда в нем, надо признать, весьма многообразна:
1. Идеальный мир искусства есть своеобразный испытательный полигон для
многочисленных человеческих устремлений , желаний, страстей и т.д.
Экспериментировать с живыми людьми морально недопустимо, а вот с
художественными образами, символами - сколько душе угодно. Только
художественные средства позволяют анатомировать любую житейскую ситуацию,
поступок, мотив без ущерба для человека. Можно проигрывать любые варианты
человеческого поведения, обострять конфликты до предела, доводить до
логического конца все мыслимые побуждения человека. Искусство, таким
образом, выступает инструментом самопознания общества, в т.ч. и "на
пределе" его возможностей, в экстремальных условиях.
2. Идеальный художественный мир вырабатывает систему эстетических
ценностей, эталонов красоты, вызывающих у человека стремление к
совершенству, оптимуму в любой сфере деятельности.
3. Наиболее глубокие и удачные художественные образы вырастают до
уровня общечеловеческих символов, в которых воплощена вся гамма
человеческих характеров, темпераментов, способов поведения. Гамлеты и Дон-
Кихоты, Мастера и Маргариты, Медные всадники и Всадники без головы - все
это точнейшие иллюстрации к книге о человеческой психологии, верные
ориентиры в налаживании взаимоотношений между людьми. Искусство,
следовательно, выступает и как своего рода наглядное средство обучения,
незаменимый способ социализации человека.
4. Эстетический мир является подлинной памятью человечества. В нем
бережно и надежно в течение тысячелетий сохраняются неповторимые
особенности самых разнообразных укладов жизни.
60. Исторический процесс: специфика и проблемы формационного и
цивилизационного подходов. Капитализм и социализм – основные тенденции XX
века
Общественные отношения - это способ существования, развития и
самовыражения людей, где они проявляют свою сущность. Важным признаком
общества является целостность и системность. Исторический прогресс с точки
зрения исторической конкретности являет собой картину бесконечного
многообразия, уникальности и определенности систем. Системность общества в
истории представлена сферами его жизнедеятельности, которые органически
вплетены в логику истории, общества и конкретную среду конкретной страны.
История - развивающийся процесс, который важен не только с точки зрения
всего человечества, но и для прогнозирования развития социальных отношений.
Социальное движение осуществляется по кругу, по спирали, циклично.
Определяющим в этом процессе являются три сферы жизнедеятельности человека:
социально-экономическая, социально-демографическая, социально-культурная.
Эти три сферы формируют три типа социальности:
1. отношение личной зависимости. Происходит полное слияние индивида и
общества, человек становится частью общества через принуждение социальных
структур;
2. отношение вещной зависимости при личной независимости. Отношение
индивида и общества строятся на основе купли-продажи с помощью социальной
формы связи - денег;
3. отношение свободных индивидуальностей. Отношение единства "Я" и
общества, свобода - главный собственник всех сфер производства.
Общество, находясь в постоянном движении, меняет характер взаимосвязи,
функциональную структуру и отношения между ними. В ходе этого процесса
возникают или исчезают определенные элементы, трансформируются как внешние,
так и внутренние связи. Специфика социальных изменений состоит в том, что
социальные общности, институты, организации переходят из одного состояния в
другое, т.е. осуществляется их развитие, как направление изменения
материальных и идеальных объектов.
Социальные философы выделяют различные типы механизмов социальных
изменений: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный,
имитационный и инновационный. Социальные изменения обусловлены развитием
связей, которые возникают в недрах общества и которые находятся в
постоянном противоречии, конфликтах, дезорганизации. Именно они побуждают
людей к общественным преобразованиям в социальных общностях. В результате
происходит переход системы из одного состояния в другое, или даже смена
качества элементов системы.
Марксистская концепция общественного развития использует изменения на
качественном уровне для обоснования формационных процессов. Формация - это
определенные производственные отношения, соответствующие определенной
социальной структуре общества. Определенной социально-классовой структуре
соответствует определенная политическая организация общества, с конкретной
системой госвласти, институтов, учреждений, регулирующих политические
взаимоотношения между классами, нациями, государством. Всему этому
соответствует определенное общественное сознание, психология, идеология.
Такой подход к обществу позволил Марксу и Энгельсу выработать понятие
общественно-экономической формации, т.е. характеристики общества в целом,
во всей его многогранности и целостности. Формация предполагает социальную
определенность и историческую конкретность. В общественно-экономической
формации в качестве главных выделяют материальные отношения, они подчинены
объективным законам развития общества. Используя формационный подход и
историю человечества, Маркс и Энгельс:
* установили повторяемость этапов исторического развития во всей
цивилизации;
* показали общее, особенное и специфическое в истории отдельных стран
и народов;
* разработали модель общей тенденции развития человечества.
Развитие каждой формации осуществляется на основе конкретного способа
производства материальных благ. Смена формаций, переход от одной к другой,
рассматривается как процесс объективный и прогрессивный, однако не
учитывался тот фактор, что любая формация прогрессивна до определенного
периода после чего начинается упадок или регресс. Теория общественно-
экономических формаций обеспечивает понимание и изучение человечества как
ступеньки единого, закономерного во всей противоречивости прогресса.
Формация представляет естественно-исторический процесс, как неравномерное и
прямолинейное восходящее движение. Формация - это различия внутри
цивилизации. Цивилизация включает в себя:
* всю преобразованную человеком социокультурную и историческую
природу;
* средства этого преобразования и человека, усвоившего способы
жизнедеятельности и способного жить в окультуренной среде.
Таким образом, цивилизация - это совокупность общественных отношений,
как форм организации социокультуры, обеспечивающих продолжение и
существование социокультурных образований. Серьезным упущением в теории
Маркса является то, что из формационных знаний мы не получали познание
человека. Приоритет отдавался общественному, по сравнению, с
индивидуальным. Цивилизационный подход не исключает деление исторического
развития человека на эпохи, на социокультурные образования ( Маркс,
Тойнби), на деление общества по сущностным признакам (конкретно-
технологическая цивилизация Виннера). Главное, что цивилизационные процессы
идут, и в центр будет поставлен человек. Оба подхода - формационный и
цивилизационный - имеют право на существование при анализе истории, все
зависит от того, какую мы ставим цель и какие результаты мы хотим получить.
Пожалуй, самая основная интрига XX в. - это взаимосвязь мирового
капитализма и социализма.
Конечно, если под формациями понимать социально-политические
организмы, определенные страны, которые принято называть капиталистическими
и социалистическими, то ответ на поставленный вопрос очевиден. XX век
продемонстрировал не загнивание, не закат капитализма, не его всеобщую
гибель, а, напротив, его новый подъем.
Что же касается судьбы социалистических стран, то она поистине
трагична. Начавший свое историческое шествие в 1917 г. социализм,
утвердившись сначала в одной стране, затем воплотившись в социалистическом
лагере, достигнув весьма ощутимого политического веса в мире, военно-
стратегического паритета, на финише века по существу распался. И распался
он не под воздействием внешних сил, войн, стихийных бедствий и т.д., а в
силу коренных внутренних противоречий.
Прежде всего стоит задуматься над тем, каким образом капитализм
обеспечил свое процветание в XX в. Конечно, основные социально-
экономические тенденции классического капитализма остались при нем и в XX
в. Однако к чести народов этих стран, его наиболее обеспеченных слоев, его
политической и интеллектуальной элиты следует отнести то, что они поняли:
если дальше наращивать классовую эксплуатацию, если дальше закабалять
трудящихся, если игнорировать их права, свободы, творчество, то это -путь,
ведущий к саморазрушению общества.
Отсюда переориентация в политике, последовательное развитие
демократизма и культурно-гуманистических традиций, непрестанное ограничение
эгоистических тенденций работодателей, поворот к приоритету общих интересов
общества, неустанный поиск форм социального консенсуса, его сохранение и
развитие.
Нередко говорят, что процветание народов в странах современного
капитализма - результат борьбы трудящихся. Конечно, это достижение
работников наемного труда нельзя сбрасывать со счетов или недооценивать.
Но, признавая эту истину, нельзя закрывать ею другую, более глубокую: рост
и процветание общества, социальный мир и гармонию в нем, высокий уровень
жизни всех людей обеспечивают все классы и социальные слои. Одним словом,
капитализм в XX в. добился того, что человеку стало жить лучше, комфортнее,
что он стал социально более защищенным, политически более активным, а в
целом - более свободным и более творческим субъектом.
Нетрудно убедиться, что эти результаты и ценности, к которым стремился
и которых достиг капитализм, носят общечеловеческий характер. Более того,
их общечеловеческая сущность является одновременно и выражением ценностей
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56