Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

Философия, отрешенная от жизни и замкнутая в умозрительных конструкциях, в

России не могла рассчитывать на успех. Поэтому именно в России - раньше,

чем где бы то ни было, - она сознательно подчинялась решению встававших

перед обществом насущных задач. Конечно, наклонности к умозрительным

спекуляциям, общефилософским проблемам имели место, но далеко не в таком

виде и не в таком масштабе, как это было, например, в Германии. Ей больше

присуща некая социальность: общинное сознание, соборность, софийность

("слово-мудрость-дело", что предполагает постановку вполне земных,

человеческих вопросов).

5. В XVIII-XIX вв. Россия из-за ее отсталости сохраняла феодальные

отношения и самодержавный деспотизм, тогда как многие страны Европы

установили буржуазные порядки, а некоторые из них - республиканский строй.

Затянувшееся господство крепостничества и самодержавия вызвало к жизни

ОСОБЫЕ ФОРМЫ ИДЕОЛОГИИ, либо незнакомые другим государствам, либо не

получившие в них подобного развития: идеология дворянских революционеров,

революционный крестьянский демократизм, включая народничество,

славянофильство и западничество, толстовство.

6. Сопоставление условий русской жизни с жизнью передовых европейских

стран неизбежно породило в нашей философии одну из самых острых проблем

общественной мысли - ПРОБЛЕМУ РОССИИ И ЗАПАДА. Она, начиная с конца XVIII

в., не сходила со страниц русской печати и волновала умы людей,

принадлежавших к самым различным направлениям. Наиболее полно, философски и

историко-фактологически, эту тему обосновал Н. А. Бердяев в своем

знаменитом труде "Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и

начала XX века".

Русская философия самобытна, достаточно оригинальна, плюралистична и

актуальна. С XI по XX вв. в ней можно выделить ряд периодов, в рамках

которых она характеризовалась определенной устойчивостью, известным

единообразием:

1. Становление русской философии, постепенное накопление материала для

превращения ее в самостоятельную науку. (XI-XVII вв.). Первые опыты ее

восходят к древнейшей эпохе и связаны о христианизацией Руси, с

обоснованием необходимости включения "русской земли" в общемировой процесс

торжества божественного "света" (т.е. Христа, называемого "благодатью" и

"истиной") над "тьмой" язычества. Дальше русская философская мысль

развивалась в русле нравственно-практических наставлений и обоснования

особой роли православной Руси в становлении мировой цивилизации (учение

монаха Филофея из Псковского Елизарова Монастыря о "Москве-третьем Риме").

2. Обособление философии от религии и утверждение ее как теоретической

науки (XVIII в.), благодаря научным достижениям М. В. Ломоносова (1711-

1765), основателя материалистической традиции в русской философии, и

своеобразному философскому дарованию Г. В. Сковороды (1722-1794). Не

случайно в 1755 году открылся Московский университет, где началось светское

преподавание философии, она отделилась от религии.

3. Фундаментальная разработка проблем методологии научного и

социального преобразования России (с XIX в.). Именно в этот период со всей

остротой был поставлен вопрос о "настоящей сути народной" (Ф. М.

Достоевский), о русском национальном идеале. Своего пика попытка его

решения достигла в славянофильстве, которое "организовалось" под влиянием

историософии П. Я. Чаадаева (1794-1856) и породило сначала религиозное

реформаторство, а последнее, в свою очередь, - русское богоискательство,

или "духовный ренессанс", конца XIX - начала XX вв.

В конце XIX - начале XX" вв. критика исторического христианства, и без

того обветшавшего в служении деспотической власти, уже мало кого

удовлетворяла. Требовалось новое откровение о человеке, новое религиозное

сознание.

31. Славянофилы и западники: спор о судьбе России.

16 -18 век ознаменовался борьбой философии 2-х тенденций:

1.славянофилы - они утверждали самобытность и неповторимость русской

духовной жизни (Хомяков, Киреевский, Аксаков). В основе славяно-философской

идеи лежала концепция о мессианской роли русского народа, и, во-вторых, его

религиозной, культурной самобытности, в третьих, о решающей роли

православия для развития мировой цивилизации.

Раскол христианства на 3 крупные направления позволил славянофилам

высказать мнение о православии в отличии от католицизма (отсутствие

церковной свободы и непогрешимость папы Римского), а также протестантизма,

который абсолютизировал человеческую свободу и индивидуального начала

личности, разрушающих церковность. Это в свою очередь позволило

славянофилам гармонично сочетать свободу и необходимость, индивидуальную

религиозность и церковность. Ключевым понятием славянофилов была категория

"соборность". В светском языке это принцип единства и мужественности, т.е.

постоянное соединение людей на основе духовной общности. Соборность

рассматривалась и как следствие взаимодействия свободного человеческого

начала, т.е. свободы, воли человека и божественного начала, т.е. благодать.

Базовой основой соборности являются безусловные истины, или плоды

духовных исканий людей. Соборность может быть осознана теми, кто живет в

нравственной церковной ограде. Главный признак соборности - это участие

человека в культовых обрядах, где и реализуется принцип: единства во

множественности.

Славянофилы признавали важную роль рассудочного начала в жизни людей.

Т.о. они ратовали за соединение соборных истин с просвещением. Отсюда

основной субстанцией русского народа считали православие и общинность.

Предназначение великих личностей - быть выразителями этого народного духа

россиян. Таким путем славянофилы желали России войти в мировую цивилизацию

и стать мировым лидером на православной, духовной основе. Зачатки

реализации своих идей славянофилы видели в сельской общине, которую иначе

называли “мир”. Общинное устройство определяло особый путь России в истории

человечества, ибо она сочетает себе 2 начала: хозяйственное и нравственное.

Общинные принципы жизнедеятельности укрепляли дух соборности и т.о.

приоритетом считалось самоотречение каждого в пользу всех. В итоге

просветленное и просвещенное народное общинное начало станет началом

общинным, церковным.

Западников отличало стремление вписать Россию в процесс развития

европейской культуры. Россия должна учиться у Запада и пройти тот же

исторический путь. Идеологию западников поддерживали: Белинский,

Чернышевский, Герцен. Т.к. опора была на Запад, то каждый из них активно

пропагандировал того или иного западного ученого. Белинский опирался на

труды Гегеля. Чернышевский - на Фейербаха, Герцен - французских

материалистов.

Философия этого направления получила название революционный

демократизм или разночинство.

Луначарский назвал этих трех философов организаторами народных сил.

Разночинцы через художественные образы и научно-публицистические статьи

призывали интеллигенцию раскрыть народу глаза на его настоящее положение и

поднять его на святое дело революции. Т.о. они призывали: качественно

преобразовать идейно-теоретическую платформу освободительного движения

России; перейти от дворянской тактики военных переворотов к разночинно-

народнической тактике крестьянских восстаний.

Самой благородной фигурой этого направления был Герцен. Он создал

теорию русского социализма, в которой провозгласил право каждого на землю,

общинное владение ею и мирское самоуправление. К этому он мечтал прийти с

помощью реформ, мирных преобразований, либо с помощью еще какой-то

альтернативы, какая не связана с революцией.

Прогрессивным в философии Герцена было то, что он допускал перенесение

опыта Запада на российскую почву, но не в форме прямолинейного прогресса,

т.к. история как и природа развивается в разные стороны, выявляя свои

противоположности и тенденции. Замена старого порядка и старых социальных

отношений возможна с помощью многообразных форм социального обновления.

Историю он рассматривал в качестве арены деятельности людей.

Разум - это непрерывность бытия и неразрывность его с мышлением. Он

утверждал, без разума нет и не может быть целостной и единой природы, в

нем физический мир проясняется нравственно, обретает свой критерий и смысл.

Единство целостности природы и мышления послужило для Герцена основой

принципа объективности разума, признавая его универсальным, логическим

постулатом философии.

Сущность вещей он призывал познать путем соединения разума и опыта плюс

эмпирия, как сфера естествоведения. Т.о. истину сущего Герцен определяет

как единый всеохватывающий разум, но это не идеализм, т.к. в основе его

частные науки естествознания. Если быть объективно точным, то Герцен

дистанцировался в философии как от материалистов так и от идеалистов. От

материалистов его отличало то, что он отрицал объективность разума, свел

его к механике мышления одного человека.

От Гегеля и идеалистов он отличался тем, что свел природу и историю к

прикладной логике, сделав ее разумностью природного и исторического. Герцен

был рационалистическим реалистом. Он признавал объективацию разума и делал

это в интересах антропологизации и гуманизации природы. Фактически Герцен

был предтечей русского космизма. Эта идея по мнению Льва Толстого

принадлежала одной трети всей русской литературы.

На смену революционным демократам в российской философии пришли

революционные народники. Они верили сближение интеллигенции с народом и

превращения его в базис революционного движения. Представителями

революционного народничества были: Лавров, Писарев, Ткачев. Характерные

черты философии этого периода наиболее ярко выразил Лавров.

– перестройка российского общества должна осуществляться не только для

народа, но и по средством народа

– в связи с тем, что они ставку делали на насилие одиночек, на террор,

то для них был характерен философский нигилизм

– деятельность одиночек предполагала напряженный индивидуализм и

субъективизм критически мыслящих личностей

– общественная деятельность соединенная с нравственностью предполагала

органическое соединение субъективного понимания в справедливость и

объективного (истины)

Придерживаясь этих принципов, революционные народники должны были к

концу 19 века или в начале 20 века построить справедливое общество в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты