Философия, отрешенная от жизни и замкнутая в умозрительных конструкциях, в
России не могла рассчитывать на успех. Поэтому именно в России - раньше,
чем где бы то ни было, - она сознательно подчинялась решению встававших
перед обществом насущных задач. Конечно, наклонности к умозрительным
спекуляциям, общефилософским проблемам имели место, но далеко не в таком
виде и не в таком масштабе, как это было, например, в Германии. Ей больше
присуща некая социальность: общинное сознание, соборность, софийность
("слово-мудрость-дело", что предполагает постановку вполне земных,
человеческих вопросов).
5. В XVIII-XIX вв. Россия из-за ее отсталости сохраняла феодальные
отношения и самодержавный деспотизм, тогда как многие страны Европы
установили буржуазные порядки, а некоторые из них - республиканский строй.
Затянувшееся господство крепостничества и самодержавия вызвало к жизни
ОСОБЫЕ ФОРМЫ ИДЕОЛОГИИ, либо незнакомые другим государствам, либо не
получившие в них подобного развития: идеология дворянских революционеров,
революционный крестьянский демократизм, включая народничество,
славянофильство и западничество, толстовство.
6. Сопоставление условий русской жизни с жизнью передовых европейских
стран неизбежно породило в нашей философии одну из самых острых проблем
общественной мысли - ПРОБЛЕМУ РОССИИ И ЗАПАДА. Она, начиная с конца XVIII
в., не сходила со страниц русской печати и волновала умы людей,
принадлежавших к самым различным направлениям. Наиболее полно, философски и
историко-фактологически, эту тему обосновал Н. А. Бердяев в своем
знаменитом труде "Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и
начала XX века".
Русская философия самобытна, достаточно оригинальна, плюралистична и
актуальна. С XI по XX вв. в ней можно выделить ряд периодов, в рамках
которых она характеризовалась определенной устойчивостью, известным
единообразием:
1. Становление русской философии, постепенное накопление материала для
превращения ее в самостоятельную науку. (XI-XVII вв.). Первые опыты ее
восходят к древнейшей эпохе и связаны о христианизацией Руси, с
обоснованием необходимости включения "русской земли" в общемировой процесс
торжества божественного "света" (т.е. Христа, называемого "благодатью" и
"истиной") над "тьмой" язычества. Дальше русская философская мысль
развивалась в русле нравственно-практических наставлений и обоснования
особой роли православной Руси в становлении мировой цивилизации (учение
монаха Филофея из Псковского Елизарова Монастыря о "Москве-третьем Риме").
2. Обособление философии от религии и утверждение ее как теоретической
науки (XVIII в.), благодаря научным достижениям М. В. Ломоносова (1711-
1765), основателя материалистической традиции в русской философии, и
своеобразному философскому дарованию Г. В. Сковороды (1722-1794). Не
случайно в 1755 году открылся Московский университет, где началось светское
преподавание философии, она отделилась от религии.
3. Фундаментальная разработка проблем методологии научного и
социального преобразования России (с XIX в.). Именно в этот период со всей
остротой был поставлен вопрос о "настоящей сути народной" (Ф. М.
Достоевский), о русском национальном идеале. Своего пика попытка его
решения достигла в славянофильстве, которое "организовалось" под влиянием
историософии П. Я. Чаадаева (1794-1856) и породило сначала религиозное
реформаторство, а последнее, в свою очередь, - русское богоискательство,
или "духовный ренессанс", конца XIX - начала XX вв.
В конце XIX - начале XX" вв. критика исторического христианства, и без
того обветшавшего в служении деспотической власти, уже мало кого
удовлетворяла. Требовалось новое откровение о человеке, новое религиозное
сознание.
31. Славянофилы и западники: спор о судьбе России.
16 -18 век ознаменовался борьбой философии 2-х тенденций:
1.славянофилы - они утверждали самобытность и неповторимость русской
духовной жизни (Хомяков, Киреевский, Аксаков). В основе славяно-философской
идеи лежала концепция о мессианской роли русского народа, и, во-вторых, его
религиозной, культурной самобытности, в третьих, о решающей роли
православия для развития мировой цивилизации.
Раскол христианства на 3 крупные направления позволил славянофилам
высказать мнение о православии в отличии от католицизма (отсутствие
церковной свободы и непогрешимость папы Римского), а также протестантизма,
который абсолютизировал человеческую свободу и индивидуального начала
личности, разрушающих церковность. Это в свою очередь позволило
славянофилам гармонично сочетать свободу и необходимость, индивидуальную
религиозность и церковность. Ключевым понятием славянофилов была категория
"соборность". В светском языке это принцип единства и мужественности, т.е.
постоянное соединение людей на основе духовной общности. Соборность
рассматривалась и как следствие взаимодействия свободного человеческого
начала, т.е. свободы, воли человека и божественного начала, т.е. благодать.
Базовой основой соборности являются безусловные истины, или плоды
духовных исканий людей. Соборность может быть осознана теми, кто живет в
нравственной церковной ограде. Главный признак соборности - это участие
человека в культовых обрядах, где и реализуется принцип: единства во
множественности.
Славянофилы признавали важную роль рассудочного начала в жизни людей.
Т.о. они ратовали за соединение соборных истин с просвещением. Отсюда
основной субстанцией русского народа считали православие и общинность.
Предназначение великих личностей - быть выразителями этого народного духа
россиян. Таким путем славянофилы желали России войти в мировую цивилизацию
и стать мировым лидером на православной, духовной основе. Зачатки
реализации своих идей славянофилы видели в сельской общине, которую иначе
называли “мир”. Общинное устройство определяло особый путь России в истории
человечества, ибо она сочетает себе 2 начала: хозяйственное и нравственное.
Общинные принципы жизнедеятельности укрепляли дух соборности и т.о.
приоритетом считалось самоотречение каждого в пользу всех. В итоге
просветленное и просвещенное народное общинное начало станет началом
общинным, церковным.
Западников отличало стремление вписать Россию в процесс развития
европейской культуры. Россия должна учиться у Запада и пройти тот же
исторический путь. Идеологию западников поддерживали: Белинский,
Чернышевский, Герцен. Т.к. опора была на Запад, то каждый из них активно
пропагандировал того или иного западного ученого. Белинский опирался на
труды Гегеля. Чернышевский - на Фейербаха, Герцен - французских
материалистов.
Философия этого направления получила название революционный
демократизм или разночинство.
Луначарский назвал этих трех философов организаторами народных сил.
Разночинцы через художественные образы и научно-публицистические статьи
призывали интеллигенцию раскрыть народу глаза на его настоящее положение и
поднять его на святое дело революции. Т.о. они призывали: качественно
преобразовать идейно-теоретическую платформу освободительного движения
России; перейти от дворянской тактики военных переворотов к разночинно-
народнической тактике крестьянских восстаний.
Самой благородной фигурой этого направления был Герцен. Он создал
теорию русского социализма, в которой провозгласил право каждого на землю,
общинное владение ею и мирское самоуправление. К этому он мечтал прийти с
помощью реформ, мирных преобразований, либо с помощью еще какой-то
альтернативы, какая не связана с революцией.
Прогрессивным в философии Герцена было то, что он допускал перенесение
опыта Запада на российскую почву, но не в форме прямолинейного прогресса,
т.к. история как и природа развивается в разные стороны, выявляя свои
противоположности и тенденции. Замена старого порядка и старых социальных
отношений возможна с помощью многообразных форм социального обновления.
Историю он рассматривал в качестве арены деятельности людей.
Разум - это непрерывность бытия и неразрывность его с мышлением. Он
утверждал, без разума нет и не может быть целостной и единой природы, в
нем физический мир проясняется нравственно, обретает свой критерий и смысл.
Единство целостности природы и мышления послужило для Герцена основой
принципа объективности разума, признавая его универсальным, логическим
постулатом философии.
Сущность вещей он призывал познать путем соединения разума и опыта плюс
эмпирия, как сфера естествоведения. Т.о. истину сущего Герцен определяет
как единый всеохватывающий разум, но это не идеализм, т.к. в основе его
частные науки естествознания. Если быть объективно точным, то Герцен
дистанцировался в философии как от материалистов так и от идеалистов. От
материалистов его отличало то, что он отрицал объективность разума, свел
его к механике мышления одного человека.
От Гегеля и идеалистов он отличался тем, что свел природу и историю к
прикладной логике, сделав ее разумностью природного и исторического. Герцен
был рационалистическим реалистом. Он признавал объективацию разума и делал
это в интересах антропологизации и гуманизации природы. Фактически Герцен
был предтечей русского космизма. Эта идея по мнению Льва Толстого
принадлежала одной трети всей русской литературы.
На смену революционным демократам в российской философии пришли
революционные народники. Они верили сближение интеллигенции с народом и
превращения его в базис революционного движения. Представителями
революционного народничества были: Лавров, Писарев, Ткачев. Характерные
черты философии этого периода наиболее ярко выразил Лавров.
– перестройка российского общества должна осуществляться не только для
народа, но и по средством народа
– в связи с тем, что они ставку делали на насилие одиночек, на террор,
то для них был характерен философский нигилизм
– деятельность одиночек предполагала напряженный индивидуализм и
субъективизм критически мыслящих личностей
– общественная деятельность соединенная с нравственностью предполагала
органическое соединение субъективного понимания в справедливость и
объективного (истины)
Придерживаясь этих принципов, революционные народники должны были к
концу 19 века или в начале 20 века построить справедливое общество в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56