Для мыслящего разума значение философии велико, но оно опосредованно
влияет на культуру, образ жизни, смысла жизни, жизнедеятельности людей.
ОСОБЕННО ЯВСТВЕННО ПОЛЕЗНОСТЬ ФИЛОСОФИИ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В СИТУАЦИИ, КОГДА
НЕИЗВЕСТНО НЕ ТОЛЬКО ЧТО-НИБУДЬ КОНКРЕТНОЕ, НО ЕЩЕ НЕЯСНО С ЧЕГО НАЧАТЬ.
В тезисе – философия – квинтэссенция эпохи – заложена мысль о том, что
она является предпосылкой к изменению окружающего мира и реальности в
целом.
История философии свидетельствует о том, что предсказания философов
иногда уберегают народы от неправомерных действий.
Оценивая практическую значимость философии, Платон говорил, что она может
способствовать искоренению несчастий человечества, если философы будут
властвовать, а властители философствовать.
Главная цель философии научить человека размышлять о свободе духа о
смерти, и бессмертии, приобщаясь тем самым к высшим духовным ценностям.
Курбский: Философия как никакая другая наука развивает мыслительные
способности человека.
Гобс считал, что философия способна умножать блага и делать человека
более здоровым.
В ходе развития философии возникли различные типы всеобщих связей в форме
категорий диалектики:
|единичное |общее |
|причина |следствие |
|необходимость |случайность |
|форма |содержание |
|сущность |явление |
Категории диалектики образовали сложную и подвижную систему понятий,
которые отражали гибкость, необхо-димость, противоречивость бытия, что и
составило сущность всеобщих связей.
Наиболее значимы в истории философии представления о причинно-
следственных связях.
Демокрит: Причина и следствие содержат в себе необходимость.
Платон: Причиной всего сущего является высшее благо и идеи.
Юм: Причинно-следственные связи представляют привычку, когда одно событие
последовательно действует за другим.
Диалектика напротив раскрывает многообразие связей и причинно-
следственных отношений, выделяя: статистические, структурные, целевые типы
детерминаций.
Диалектика анализирует сложные формы причинно-следственных связей, когда
одна причина порождает несколько следствий по принципу "эффекта домино".
Причинно-следственные связи в диалектике могут быть: прямыми,
опосредованными, внешними, внутренними.
Кроме того, в диалектике выделяют условия, внутренние связи, внешние
факторы, представляющие среду в которой происходят причинно-следственные
связи.
Диалектика различает причину и повод.
Повод – это явление или процесс, которые сами по себе не вызывают
следствия, но действуют как пусковой механизм причинно-следственных связей.
Совокупность причин, условий, поводов и стимулов представляет основание
для наступления того или иного следствия.
Наиболее сложными являются причинные детерминации в самоорганизующихся
системах, где приоритет отдается самодетерминации.
Связи между причинами и следствиями могут быть:
(необходимыми – то есть однозначно обусловленными, когда причина
обязательно влечет за собой определенное следствие;
(случайными – в них причина реализуется в любое из множества альтернативных
следствий.
Необходимые и случайные могут переходить друг в друга.
Характер реализации следствия зависит от того, какой из вариантов
причинных связей оказывает доминирование в каждом конкретном случае.
Развитие случайного и необходимого может произойти или не произойти, но
необходимое обусловлено законом.
Кроме того, в диалектике существуют динамические и статистические связи.
Динамические связи управляют поведением индивидуальных объектов и
позволяет установить однозначные отношения состояний.
Статистические связи управляют поведением больших совокупностей предметов
и явлений, а в отношении индивидуальных предметов и явлений делаются
вероятностные неоднозначные заключения.
Таким образом, вероятность диалектики выступает как мера возможностей
случайного. (Вероятность достижения необходимого равна нулю.)
Вероятность, как статистическое явление сложных причинно-следственных
отношений позволяет в научных исследованиях разрабатывать и применять
эффективные методы познания.
Центральным понятием диалектики является понятие противоречий.
В буквальном смысле – это рассогласование в речи, высказываниях о том или
ином предмете.
В теории познания также исключающие друг друга, но одинаково доказуемые
явления получили название антимоний.
Диалектическое противоречие есть сложное выражение взаимоотношений между
противоположными сторонами, силами и тенденциями.
Противоположности одновременно и взаимно исключают, и взаимно
предполагают друг друга.
Гегель диалектическое противоречие определил как единство и борьбу
противоположностей.
В марксистской диалектике противоположности возведены в ранг основного
закона диалектики.
Качество–целостная интегральная харак-стика предмета, единства его свойств
в системе его связей с другими предметами.
Количество – разграничивает явления и предметы по степени их развития или
интенсивности присущих им свойств.
Существенным для диалектики является переход количественных характеристик
в качественные, что характеризует сложность и многообразие мира.
В современной диалектике, применительно к общественным отношениям,
переход количества в качество обозначается понятием прогресс. Кроме того,
явление прогресса и развития характеризуются понятиями отрицание и
отрицание отрицания.
Диалектическое отрицание означает связь, переход от одного состояния к
другому.
Это диалектическое отрицание представляет собой триединый процесс:
1. Преодоление старого как предпосылки нового.
2. Сохранение базовых структур, процессов и систем на основе
диалектического "снятия" предыдущего.
3. Формирование качественно новых структур и процессов путем синтеза и
аккумуляции.
Этот процесс Гегель выразил формулой тезис – антитезис – синтез.
Где ни одна из стадий полностью не повторяется на предыдущих ступенях,
хотя сохраняется в ней черты предыдущего.
Гегель развитие и прогресс представлял в форме развития не сводимой к
прямой линии.
Сложность и гибкость понятийного аппарата позволяет диалектике быть
важным средством, методом всестороннего и глубокого познания мира.
Диалектика противоположна метафизике:
1. Она не абсолютизирует те или иные идеи и принципы науки и философии.
2. Она не придерживается механистической картины мира.
3. Она не абсолютизирует чувственность в процессе познания, но и не
отрицает ее.
4. Исключает рационалистические концепции и теории, односторонность и
ограниченность мысли.
Метафизику и диалектику считают частями философии, но не во всякой
метафизике и не во всякой диалектике диалектический способ мышления.
Диалектика пронизывает философию, обеспечивает ей гибкость и свободу в
освоении мира.
Метафизика, в свою очередь, интересуется проблемами, которые являются
неразрешимыми и не могут объяснить сущность субстанции.
Метафизика, говоря о том, что человек есть мера всех вещей, не всегда
открывает для себя мир, то есть они ищут абсолют, а коль философия
занимается сутью человеческого духа, то диалектическое сознание является
необходимым для того, чтобы познать реальный мир. Именно на этом (отношении
метафизики и диалектики) некоторые ученые выстраивают концепции
нравственного отношения к миру.
Лейтмотивом средних веков стал отказ от метафизики в духе экономии
мышления, оставляющей за скобками все, что противоречит индивидуальности и
науке.
В новое время атаку на метафизику предпринял БЕРКЛИ. Его принципы –
существовать значит быть воспринимаемым. Нет ничего доступного пониманию,
кроме идеи.
Есть ум, который мыслит, и не существует субстанции, кроме человека.
Существует не субстанция тела или предмета, а объем, масса, твердость.
Абстрактные идеи он назвал иллюзиями. Причем он считал их опасными, т.к.
они ведут к созданию субстанции, находящейся вне наших отношений.
Негативное отношение к метафизике было высказано КАТТАНИО: философия идей
лишена опытного начала, а фантастическая философия бесполезна, потому что
метафизика и оторвана от наук, поэтому надо вернуться в реальный
эмпирический мир.
Не принял метафизику и позитивист КАНТ: Знать, чтобы предвидеть,
предвидеть, чтобы обладать силой (данные слова противостоят принципам
метафизики).
В этом заложена мысль:
1. Познание должно быть освобождено от всякой философской интерпретации.
2. Вся традиционная философия должна быть упразднена.
3. В философии должен быть проложен средний путь.
Не воспринимали философию НЕОПОЗИТИВИСТЫ. К метафизике они отнесли все,
что относится за пределами опыта.
Метафизические идеи и предложения в отличие от эмпирических по мнению не
принявших метафизику, не лишены смысла.
Используя метафизические утверждения, нельзя вывести никакие ощущения,
которые бы прогнозировали будущее.
Метафизика не связана с феноменологическими знаниями, т.к. множество
различных нагромождений скрывает, по мнению Гуссерля, стабильные
очевидности. А без очевидности нет науки.
Не воспринял метафизику и ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Вместо метафизической
терминологии предложил свои экзистенции, которые по их мнению
способствовали проникновению в человека (страх, трепет, тревога).
В русской философии, с одной стороны, многие строили свои воззрения,
опираясь на прошлый метафизический опыт, а с другой стороны, решая проблему
философской антропологии и социальной философии, они оставляли за скобками
все то, что характеризовало метафизические размышления и суждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Нейтральное отношение к метафизике обосновано рядом
обстоятельств:
1. Метафизика не стремилась решать проблемы, связанные с человеческим
существованием.
2. Метафизика замыкалась сама в себе и противостояла диалектике.
Но, тем не менее, в метафизике есть самое главное качество – приобщение
человека к иному миру, существующему по принципам добра, совершенства,
красоты и любви.
Таким образом, метафизика выводила чел-ка за рамки повседневного,
обыденного и клейкого, лживого, абсурдного (Камю).
Тем не менее знание метафизики, антиметафизики и неметафизики необходимо
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56