Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

Для мыслящего разума значение философии велико, но оно опосредованно

влияет на культуру, образ жизни, смысла жизни, жизнедеятельности людей.

ОСОБЕННО ЯВСТВЕННО ПОЛЕЗНОСТЬ ФИЛОСОФИИ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В СИТУАЦИИ, КОГДА

НЕИЗВЕСТНО НЕ ТОЛЬКО ЧТО-НИБУДЬ КОНКРЕТНОЕ, НО ЕЩЕ НЕЯСНО С ЧЕГО НАЧАТЬ.

В тезисе – философия – квинтэссенция эпохи – заложена мысль о том, что

она является предпосылкой к изменению окружающего мира и реальности в

целом.

История философии свидетельствует о том, что предсказания философов

иногда уберегают народы от неправомерных действий.

Оценивая практическую значимость философии, Платон говорил, что она может

способствовать искоренению несчастий человечества, если философы будут

властвовать, а властители философствовать.

Главная цель философии научить человека размышлять о свободе духа о

смерти, и бессмертии, приобщаясь тем самым к высшим духовным ценностям.

Курбский: Философия как никакая другая наука развивает мыслительные

способности человека.

Гобс считал, что философия способна умножать блага и делать человека

более здоровым.

В ходе развития философии возникли различные типы всеобщих связей в форме

категорий диалектики:

|единичное |общее |

|причина |следствие |

|необходимость |случайность |

|форма |содержание |

|сущность |явление |

Категории диалектики образовали сложную и подвижную систему понятий,

которые отражали гибкость, необхо-димость, противоречивость бытия, что и

составило сущность всеобщих связей.

Наиболее значимы в истории философии представления о причинно-

следственных связях.

Демокрит: Причина и следствие содержат в себе необходимость.

Платон: Причиной всего сущего является высшее благо и идеи.

Юм: Причинно-следственные связи представляют привычку, когда одно событие

последовательно действует за другим.

Диалектика напротив раскрывает многообразие связей и причинно-

следственных отношений, выделяя: статистические, структурные, целевые типы

детерминаций.

Диалектика анализирует сложные формы причинно-следственных связей, когда

одна причина порождает несколько следствий по принципу "эффекта домино".

Причинно-следственные связи в диалектике могут быть: прямыми,

опосредованными, внешними, внутренними.

Кроме того, в диалектике выделяют условия, внутренние связи, внешние

факторы, представляющие среду в которой происходят причинно-следственные

связи.

Диалектика различает причину и повод.

Повод – это явление или процесс, которые сами по себе не вызывают

следствия, но действуют как пусковой механизм причинно-следственных связей.

Совокупность причин, условий, поводов и стимулов представляет основание

для наступления того или иного следствия.

Наиболее сложными являются причинные детерминации в самоорганизующихся

системах, где приоритет отдается самодетерминации.

Связи между причинами и следствиями могут быть:

(необходимыми – то есть однозначно обусловленными, когда причина

обязательно влечет за собой определенное следствие;

(случайными – в них причина реализуется в любое из множества альтернативных

следствий.

Необходимые и случайные могут переходить друг в друга.

Характер реализации следствия зависит от того, какой из вариантов

причинных связей оказывает доминирование в каждом конкретном случае.

Развитие случайного и необходимого может произойти или не произойти, но

необходимое обусловлено законом.

Кроме того, в диалектике существуют динамические и статистические связи.

Динамические связи управляют поведением индивидуальных объектов и

позволяет установить однозначные отношения состояний.

Статистические связи управляют поведением больших совокупностей предметов

и явлений, а в отношении индивидуальных предметов и явлений делаются

вероятностные неоднозначные заключения.

Таким образом, вероятность диалектики выступает как мера возможностей

случайного. (Вероятность достижения необходимого равна нулю.)

Вероятность, как статистическое явление сложных причинно-следственных

отношений позволяет в научных исследованиях разрабатывать и применять

эффективные методы познания.

Центральным понятием диалектики является понятие противоречий.

В буквальном смысле – это рассогласование в речи, высказываниях о том или

ином предмете.

В теории познания также исключающие друг друга, но одинаково доказуемые

явления получили название антимоний.

Диалектическое противоречие есть сложное выражение взаимоотношений между

противоположными сторонами, силами и тенденциями.

Противоположности одновременно и взаимно исключают, и взаимно

предполагают друг друга.

Гегель диалектическое противоречие определил как единство и борьбу

противоположностей.

В марксистской диалектике противоположности возведены в ранг основного

закона диалектики.

Качество–целостная интегральная харак-стика предмета, единства его свойств

в системе его связей с другими предметами.

Количество – разграничивает явления и предметы по степени их развития или

интенсивности присущих им свойств.

Существенным для диалектики является переход количественных характеристик

в качественные, что характеризует сложность и многообразие мира.

В современной диалектике, применительно к общественным отношениям,

переход количества в качество обозначается понятием прогресс. Кроме того,

явление прогресса и развития характеризуются понятиями отрицание и

отрицание отрицания.

Диалектическое отрицание означает связь, переход от одного состояния к

другому.

Это диалектическое отрицание представляет собой триединый процесс:

1. Преодоление старого как предпосылки нового.

2. Сохранение базовых структур, процессов и систем на основе

диалектического "снятия" предыдущего.

3. Формирование качественно новых структур и процессов путем синтеза и

аккумуляции.

Этот процесс Гегель выразил формулой тезис – антитезис – синтез.

Где ни одна из стадий полностью не повторяется на предыдущих ступенях,

хотя сохраняется в ней черты предыдущего.

Гегель развитие и прогресс представлял в форме развития не сводимой к

прямой линии.

Сложность и гибкость понятийного аппарата позволяет диалектике быть

важным средством, методом всестороннего и глубокого познания мира.

Диалектика противоположна метафизике:

1. Она не абсолютизирует те или иные идеи и принципы науки и философии.

2. Она не придерживается механистической картины мира.

3. Она не абсолютизирует чувственность в процессе познания, но и не

отрицает ее.

4. Исключает рационалистические концепции и теории, односторонность и

ограниченность мысли.

Метафизику и диалектику считают частями философии, но не во всякой

метафизике и не во всякой диалектике диалектический способ мышления.

Диалектика пронизывает философию, обеспечивает ей гибкость и свободу в

освоении мира.

Метафизика, в свою очередь, интересуется проблемами, которые являются

неразрешимыми и не могут объяснить сущность субстанции.

Метафизика, говоря о том, что человек есть мера всех вещей, не всегда

открывает для себя мир, то есть они ищут абсолют, а коль философия

занимается сутью человеческого духа, то диалектическое сознание является

необходимым для того, чтобы познать реальный мир. Именно на этом (отношении

метафизики и диалектики) некоторые ученые выстраивают концепции

нравственного отношения к миру.

Лейтмотивом средних веков стал отказ от метафизики в духе экономии

мышления, оставляющей за скобками все, что противоречит индивидуальности и

науке.

В новое время атаку на метафизику предпринял БЕРКЛИ. Его принципы –

существовать значит быть воспринимаемым. Нет ничего доступного пониманию,

кроме идеи.

Есть ум, который мыслит, и не существует субстанции, кроме человека.

Существует не субстанция тела или предмета, а объем, масса, твердость.

Абстрактные идеи он назвал иллюзиями. Причем он считал их опасными, т.к.

они ведут к созданию субстанции, находящейся вне наших отношений.

Негативное отношение к метафизике было высказано КАТТАНИО: философия идей

лишена опытного начала, а фантастическая философия бесполезна, потому что

метафизика и оторвана от наук, поэтому надо вернуться в реальный

эмпирический мир.

Не принял метафизику и позитивист КАНТ: Знать, чтобы предвидеть,

предвидеть, чтобы обладать силой (данные слова противостоят принципам

метафизики).

В этом заложена мысль:

1. Познание должно быть освобождено от всякой философской интерпретации.

2. Вся традиционная философия должна быть упразднена.

3. В философии должен быть проложен средний путь.

Не воспринимали философию НЕОПОЗИТИВИСТЫ. К метафизике они отнесли все,

что относится за пределами опыта.

Метафизические идеи и предложения в отличие от эмпирических по мнению не

принявших метафизику, не лишены смысла.

Используя метафизические утверждения, нельзя вывести никакие ощущения,

которые бы прогнозировали будущее.

Метафизика не связана с феноменологическими знаниями, т.к. множество

различных нагромождений скрывает, по мнению Гуссерля, стабильные

очевидности. А без очевидности нет науки.

Не воспринял метафизику и ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Вместо метафизической

терминологии предложил свои экзистенции, которые по их мнению

способствовали проникновению в человека (страх, трепет, тревога).

В русской философии, с одной стороны, многие строили свои воззрения,

опираясь на прошлый метафизический опыт, а с другой стороны, решая проблему

философской антропологии и социальной философии, они оставляли за скобками

все то, что характеризовало метафизические размышления и суждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Нейтральное отношение к метафизике обосновано рядом

обстоятельств:

1. Метафизика не стремилась решать проблемы, связанные с человеческим

существованием.

2. Метафизика замыкалась сама в себе и противостояла диалектике.

Но, тем не менее, в метафизике есть самое главное качество – приобщение

человека к иному миру, существующему по принципам добра, совершенства,

красоты и любви.

Таким образом, метафизика выводила чел-ка за рамки повседневного,

обыденного и клейкого, лживого, абсурдного (Камю).

Тем не менее знание метафизики, антиметафизики и неметафизики необходимо

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты